Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:58, шпаргалка
Финансовый анализ как наука представляет собой систему специальных знаний связанных с исследованием экономических и фин. явлений и процессов; их взаимосвязи, складывающиеся под воздействием фин. законов, экономической ситуации, выявлением «+» и «-» факторов и принятием оптимальных управленческих решений. Предметом ФА явл. фин. и хоз. операции и процессы на предприятии, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. Осн. источником информации для анализа фин. состояния предприятия явл. бух. баланс, его приложения, статистическая отчетность и оперативная отчетность.
Собственные
оборотные средства служат
Прибыль направляется на покрытие прироста норматива оборотных средств в процессе ее распределения. С развитием акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой степени запасы товарно-материальных ценностей сформированы за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. Этот показатель определяется по следующей формуле:
Собственные источники средств минус внеоборотные активы делить на материально-производственные запасы(из второго раздела актива).
Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,5. Другим показателем, характеризующим состояние оборотных активов, является коэффициент соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств. Он, по существу, является обратным по отношению к предыдущему показателю:
Нормативное значение этого коэффициента — больше единицы, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать двух
9.
Соотношение дебиторской и
В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение деб задолженности без изменения кред-й (обязательств). Уменьшение деб зад-ти снижает коэф покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Гос органов и кредиторов.
Дебзад-ть - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэфпокрытия. Поэтому необходимо решать не только задачу снижения деб задолженности, но и ее сбалансированности с кред-ой. При анализе соотношения деб и кред зад-ми необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов. На уровень деб задолженности влияют следующие основные факторы:- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэф инкассации.
Для определения инвестиции
в деб задолженность
10. Определение устойчивых темпов роста и структуры выручки реализации и аналитическое обоснование роста объемов продаж.
Темп роста выручки от продаж: = выр в отчетном периоде/ выручка от продаж в предыдущем (базисном) периоде.
Устойчивый темп
роста — это скорость увеличения
выручки от продаж, которой компания
в состоянии достичь при
где Прп – прибыль от реализации продукции;
Zпол – полная себестоимость выпущенной
и реализованной продукции, включая управленческие
и коммерческие расходы;МЗ – стоимость
материальных затрат;
А – амортизация;ЗП – заработная плата;
Осоц – страх.взносы и отчисления на соц.
страхование;
Z – прочие затраты.
Анализируем удельный вес, абсолютные и относительные изменения этих статей.
Объем реализации продукции может оказывать как +е, так и «-« влияние на сумму прибыли. Ув. объема продаж рентабельной продукции приводит к ув. прибыли. Если же продукция явл. убыточной, то при ув. объема реализации происходит ум. прибыли.
Структура реализованной продукции: Если ув. доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при ув. удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Анализ факторов, влияющих на объем реализации:
Необходимо
определить объем
Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.
Увеличение остатков гот прод на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. … на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска .
Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить три группы.
Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:
ВП = ОФ* Фо, РП = ОФ * Фo x jрп(вп)
где: ВП – стоимость валовой продукции;
РП – стоимость реализованной продукции;
ОФ – стоимость основных фондов;
Фо- фондоотдача;
jрп(вп))- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода
Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ * Мо, РП = МЗ * Мо * jрп(вп)
где: МЗ- сумма потребленных материалов для производства продукции;Мо – материалоотдача.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами эффективность их использования:
ВП = N * Вг , ВП = N * Вг * jрп(вп) где: N – численность персонала;Вг – выработка среднегодовая.
Расчет влияния факторов на объем выпуска и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.
11.Анализ
рентабельности продаж, финансовых
вложений и их влияние на
общую рентабельность
Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.
Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции:
Рпр = Ппр / Впр * 100,
Рпр.ч = ЧП / Впр * 100
где Рпр – рен-ть продаж в целом по предприятию, рассч-ая по прибыли от продаж, %; Ппр – прибыль от продаж, тыс. рублей; Впр – выручка от продаж, тыс. рублей; Рпр.ч – рен-ть продаж в целом по предприятию, рассчит по чистой прибыли, %; ЧП – чистая прибыль, тыс. рублей.
Для анализа рентабельности продаж используют следующие коэффициенты:
Рентаб продаж по прибыли от продажи: K1 = Ппр / Впр
Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли: K2 = Пбп / Впр
Рентаб продаж по чистой прибыли: K3 = ЧП / Впр
где, Ппр - прибыль от продаж, Впр - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто, Пбп - бухгалтерская прибыль, ЧП - чистая прибыль.
Для прогнозирования эффективности финансовых вложений и принятия решений об инвестировании необходимо изучить доходы и расходы по ним.
К основным методам
анализа инвестиционной
1) определение уровня рентабельности инвестиций;
2) нахождение продолжительности времени окупаемости инвестиций;
3) расчет чистой текущей стоимости инвестиций;
4) определение отдачи на вложенный капитал.
В процессе анализа изучают доход на вложенный капитал, рассчитываемый отношением ожидаемой величины прибыли к ожидаемой величине инвестиций. Использование метода наращивания заключается в расчете суммы денежных средств, ожидаемой инвестором по завершению операции, путем применения начальных сумм инвестиций, процентной ставки доходности и срока.
Рентабельность финансовых вложений
Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.
где Пфв - прибыль предприятия от финансовых вложений за период ФВ - величина финансовых вложений
Экономическая рентабельность = Рентабельность активов характеризует экономическую эффективность использования имущества организации.
Экономическая рентабельность = валовая прибыль / баланс;
Бух рентабельность характеризует уровень прибыльности основной деятельности после уплаты налогов и определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от продаж
Показатели
рентабельности рассчитываются
на одной и той же
12.
Прямой и косвенный методы
анализа движения денежных
Анализ ден
средств может проводиться
Анализ движения ден средств прямым методом детально раскрывает движение денсредств на счетах БУ, позволяет делать выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления инвестиционной деятельности.
Для анализа реального движения ден средств необходимо выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия (оттока).
Анализ финансовых потоков следует проводить в двух разрезах: с учетом остатков денежных средств и обязательств и без учета остатков, это позволяет выявить «жизнеспособность» организации.
По содержанию прямой метод близок к составлению баланса доходов и расходов. Он позволяет судить о ликвидности предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на счетах, что дает возможность сделать вывод, достаточно ли средств для исполнения текущих обязательств, а также инвестиций. В то же время прямой метод не раскрывает взаимосвязи финансового результата (прибыли) и изменения величины денежных средств на счетах организации.
Косвенный метод заключается в перегруппировке данных баланса, приложения к нему и отчета о прибылях и убытках и их корректировке с целью пересчета финансовых показателей в показатели движения денежных средств.
Чтобы выявить эту взаимосвязь, необходимо воспользоваться косвенным методом анализа, суть которого состоит в пересчете суммы чистой прибыли. При этом исходят из того, что каждое предприятие имеет доходы и несет расходы, которые существенно влияют на прибыль, не затрагивая сумму денежных средств. В процессе анализа корректируют чистую прибыль на сумму указанных расходов таким образом, чтобы статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не сопровождающиеся их притоком, не влияли на нее.
В частности, не вызывают оттока денежных средств хозяйственные операции, связанные с начислением амортизации основных средств и нематериальных активов. Следовательно, для получения реального объема денежных средств сумма амортизационных отчислений должна быть добавлена к чистой прибыли.
При анализе взаимосвязи прибыли и движения денежных средств надо не упускать из виду возможность получения доходов, отражаемых в отчетности ранее реального поступления денежных средств
Анализ движения денежных средств косвенным методом соотносит величину чистой прибыли с величиной денежных средств.
13. Оценка деловой активности орган-ции.
Деловая активность предприятия – измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев. Качественные критерии–широта рынков сбыта (внутр. и внеш.), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции и т.д. Количественные показатели – характеризуются показателями, кот.показывают насколько эффективно предприятие использует свои средства.