Шпаргалка по "Финансовому анализу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:58, шпаргалка

Описание

Финансовый анализ как наука представляет собой систему специальных знаний связанных с исследованием экономических и фин. явлений и процессов; их взаимосвязи, складывающиеся под воздействием фин. законов, экономической ситуации, выявлением «+» и «-» факторов и принятием оптимальных управленческих решений. Предметом ФА явл. фин. и хоз. операции и процессы на предприятии, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. Осн. источником информации для анализа фин. состояния предприятия явл. бух. баланс, его приложения, статистическая отчетность и оперативная отчетность.

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ФИН АНАЛИЗ.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

 Собственные  оборотные средства служат источником  покрытия запасов, т.е. нормируемых  оборотных средств. Первоначальное  формирование их проходит в  момент создания компании и  образования ее уставного капитала. Источником собственных оборотных средств на этой стадии являются инвестиционные средства учредителей. В дальнейшем, по мере развития предпринимательской деятельности собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг и операций на финансовом рынке, дополнительно привлекаемых средств.

 Прибыль направляется  на покрытие прироста норматива оборотных средств в процессе ее распределения. С развитием акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой степени запасы товарно-материальных ценностей сформированы за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. Этот показатель определяется по следующей формуле:

Собственные источники  средств минус внеоборотные активы делить на материально-производственные запасы(из второго раздела актива).

Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,5. Другим показателем, характеризующим состояние оборотных активов, является коэффициент соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств. Он, по существу, является обратным по отношению к предыдущему показателю:

Нормативное значение этого коэффициента — больше единицы, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать  двух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение деб задолженности без  изменения кред-й (обязательств). Уменьшение деб зад-ти снижает коэф покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Гос органов и кредиторов.

Дебзад-ть - элемент оборотных  средств, ее уменьшение снижает коэфпокрытия. Поэтому необходимо решать не только задачу снижения деб задолженности, но и ее сбалансированности  с кред-ой. При анализе соотношения деб и кред зад-ми необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов. На уровень деб задолженности влияют следующие основные факторы:- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэф инкассации.

Для определения инвестиции в деб задолженность применяется  расчет, который учитывает годовые  объемы продаж в кредит и срок неоплаты деб задолженности. В основе управления деб задолженностью лежит два подхода: 1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции; 2) сравнение и оптимизация величины и сроков деб и кред задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. Оценка реального состояния деб задолженности- один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом, ведется отдельно по группам деб задолженности с различными сроками возникновения. Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между деб и кред зад-ми. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.

10. Определение устойчивых темпов  роста и структуры выручки реализации и аналитическое обоснование роста объемов продаж.

Темп роста  выручки от продаж: = выр в отчетном периоде/ выручка от продаж в предыдущем (базисном) периоде.

Устойчивый темп роста — это скорость увеличения выручки от продаж, которой компания в состоянии достичь при условии  сохранения ее операционной и финансовой политик неизменными. Анализ выручки  от реализации продукции начинается с изучения ее динамики и структуры. При этом используются данные Ф «Отчет о прибылях и убытках» и «Приложение к балансу». Факторная модель выручки от реализации имеет следующий вид: ВР=Прп+Zпол=Прп+МЗ+А+ЗП+Осоц+ Z 
где Прп – прибыль от реализации продукции; 
Zпол – полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции, включая управленческие и коммерческие расходы;МЗ – стоимость материальных затрат; 
А – амортизация;ЗП – заработная плата; 
Осоц – страх.взносы и отчисления на соц. страхование; 
Z – прочие затраты.

Анализируем удельный вес, абсолютные и относительные изменения этих статей.

Объем реализации продукции может оказывать как +е, так и «-« влияние на сумму прибыли. Ув. объема продаж рентабельной продукции приводит к ув. прибыли. Если же продукция явл. убыточной, то при ув. объема реализации происходит ум. прибыли.

Структура реализованной продукции: Если ув. доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при ув. удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Анализ  факторов, влияющих на объем реализации:

 Необходимо  определить объем реализованной  продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение. Определить% выполнения плана по объему реализации (факт объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.

Для того чтобы  определить количественное влияние  факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.

Увеличение  остатков гот прод на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. … на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.

В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска .

Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить три группы.

Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:

ВП = ОФ* Фо, РП = ОФ * Фo x jрп(вп)

где: ВП – стоимость валовой  продукции;

РП – стоимость реализованной  продукции;

ОФ – стоимость основных фондов;

Фо- фондоотдача;

jрп(вп))- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода

Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность  их использования:

ВП = МЗ * Мо, РП = МЗ * Мо * jрп(вп)

где: МЗ- сумма потребленных материалов для производства продукции;Мо – материалоотдача.

Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами эффективность их использования:

ВП = N * Вг , ВП = N * Вг * jрп(вп) где: N – численность персонала;Вг – выработка среднегодовая.

Расчет влияния  факторов на объем выпуска и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.

11.Анализ  рентабельности продаж, финансовых  вложений и их влияние на  общую рентабельность производства. Бухгалтерская и экономическая  рентабельность

Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.

Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции:

Рпр = Ппр / Впр * 100,

Рпр.ч = ЧП / Впр * 100

где Рпр – рен-ть продаж в целом по предприятию, рассч-ая по прибыли от продаж, %; Ппр – прибыль от продаж, тыс. рублей; Впр – выручка от продаж, тыс. рублей; Рпр.ч – рен-ть продаж в целом по предприятию, рассчит по чистой прибыли, %; ЧП – чистая прибыль, тыс. рублей.

Для анализа  рентабельности продаж  используют следующие коэффициенты:

Рентаб продаж по прибыли от продажи: K1 = Ппр / Впр

Рентабельность  продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли: K2 = Пбп / Впр

Рентаб продаж по чистой прибыли: K3 = ЧП / Впр

где, Ппр - прибыль от продаж, Впр - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто, Пбп - бухгалтерская прибыль, ЧП - чистая прибыль.

Для прогнозирования эффективности  финансовых вложений и принятия решений  об инвестировании необходимо изучить  доходы и расходы по ним.

 К основным методам  анализа инвестиционной деятельности относят:

1) определение уровня  рентабельности инвестиций;

2) нахождение продолжительности  времени окупаемости инвестиций;

3) расчет чистой текущей  стоимости инвестиций;

4) определение отдачи на вложенный капитал.

 В процессе анализа  изучают доход на вложенный  капитал, рассчитываемый отношением ожидаемой величины прибыли к ожидаемой величине инвестиций. Использование метода наращивания заключается в расчете суммы денежных средств, ожидаемой инвестором по завершению операции, путем применения начальных сумм инвестиций, процентной ставки доходности и срока.

Рентабельность  финансовых вложений

Определяется как отношение  величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.

 

где Пфв - прибыль предприятия  от финансовых вложений за период ФВ - величина финансовых вложений

Экономическая рентабельность = Рентабельность активов характеризует экономическую эффективность использования имущества организации.

Экономическая рентабельность  = валовая прибыль / баланс;

Бух рентабельность характеризует уровень прибыльности основной деятельности после уплаты налогов и определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от продаж

 Показатели  рентабельности рассчитываются  на одной и той же информационной  базе, что служит основанием их  взаимной увязки.

12. Прямой и косвенный методы  анализа движения денежных потоков

Анализ ден  средств может проводиться двумя  методами – прямым и косвенным. Прямой метод расчета показателей денежного потока состоит в группировке и анализе данных БУ, отражающих движение средств в разрезе трех сфер деятельности.

Анализ движения ден средств прямым методом детально раскрывает движение денсредств на счетах БУ, позволяет делать выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления инвестиционной деятельности.

Для анализа  реального движения ден средств  необходимо выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия (оттока).

Анализ финансовых потоков следует проводить в  двух разрезах: с учетом остатков денежных средств и обязательств и без учета остатков, это позволяет выявить «жизнеспособность» организации.

По содержанию прямой метод близок к составлению баланса доходов и расходов. Он позволяет судить о ликвидности предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на счетах, что дает возможность сделать вывод, достаточно ли средств для исполнения текущих обязательств, а также инвестиций. В то же время прямой метод не раскрывает взаимосвязи финансового результата (прибыли) и изменения величины денежных средств на счетах организации.

Косвенный метод заключается в перегруппировке данных баланса, приложения к нему и отчета о прибылях и убытках и их корректировке с целью пересчета финансовых показателей в показатели движения денежных средств.

Чтобы выявить  эту взаимосвязь, необходимо воспользоваться косвенным методом анализа, суть которого состоит в пересчете суммы чистой прибыли. При этом исходят из того, что каждое предприятие имеет доходы и несет расходы, которые существенно влияют на прибыль, не затрагивая сумму денежных средств. В процессе анализа корректируют чистую прибыль на сумму указанных расходов таким образом, чтобы статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не сопровождающиеся их притоком, не влияли на нее.

В частности, не вызывают оттока денежных средств хозяйственные  операции, связанные с начислением  амортизации основных средств и нематериальных активов. Следовательно, для получения реального объема денежных средств сумма амортизационных отчислений должна быть добавлена к чистой прибыли.

При анализе  взаимосвязи прибыли и движения денежных средств надо не упускать из виду возможность получения доходов, отражаемых в отчетности ранее реального поступления денежных средств

Анализ движения денежных средств косвенным методом соотносит величину чистой прибыли с величиной денежных средств.

13. Оценка деловой активности орган-ции.

Деловая активность предприятия – измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев. Качественные критерии–широта рынков сбыта (внутр. и внеш.), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции и т.д. Количественные показатели – характеризуются показателями, кот.показывают насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому анализу"