Риски в управлении персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Отношение к кадровой работе, выбор ее приемов и методов должны предполагать эту коллективную сторону персонала, способную порождать особые риски, которые снижают возможность его эффективного использования, несмотря на высокие профессиональные способности отдельных сотрудников. Поэтому кадровая работа, призванная обеспечить предприятие востребованными кадрами, должна рассматриваться как работа по управлению особыми рисками, порождаемыми наемным трудовым коллективом как особым единым ресурсом.

Содержание

Введение
Глава 1. Риски и персонал
1.1. Факторы кадровых рисков
1.2. Риски в системе управления персоналом
1.3. Группы рисков
Глава 2. Методы управления кадровыми рисками
Глава 3. Риски при подборе и увольнении персонала
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  3 файла

реферат.docx

— 760.36 Кб (Скачать документ)

Табл.2

Утрата человеческого  капитала и труда

События (причины)

Утрата  человеческого капитала (следствие)

Утрата  труда (результат)

Смерть (уход из жизни)

Увольнение (уход из организации)

Ротации (уход с должности)

Утрата сотрудника на рабочем месте – больше не работает

Количества труда

Забастовки

Болезни

Саботаж

Утрата объема выполняемой работы – работает меньше

Травма

Забывание

Переучивание

Утрата (изменение) квалификации – больше не может

Качества труда

Конфликт с руководством

Конфликт с коллегами

Внутренний конфликт

Утрата (изменение) мотивации  – больше не хочет

Не квалифицированность  руководителей

Незапланированность результатов труда – не знаем, что нужно сделать

Меры труда

Изменение обстоятельств

Невостребованность результатов труда – не знаем для чего нужно сделанное


 

 

Перечисленные утраты являются основой для построения системы  оценки кадровых рисков.

Кроме утраты человеческого  капитала, организация может понести  утраты:

  • материальных активов предприятия: финансы (хищения, мошенничество, «левачество»), оборудование (поломки, кражи);
  • информационных ресурсов: стратегических планов (шпионаж),
  • технологий (промышленный шпионаж), утрата доступа к информационным ресурсам (потеря «связей»);
  • морального капитала: обнародование информации, порочащей предприятие в глазах потенциальных партнеров, клиентов и сотрудников.

Нанимая, перемещая и увольняя сотрудников, владельцы и менеджеры  предприятия рискуют потерять не только перечисленные виды ресурсов, но и саму организацию (банкротство).

Реализация кадровой политики, принятие кадровых решений могут повлечь за собой различные неблагоприятные события, следствием которых станет утрата предприятием части своих ресурсов, главными из которых являются трудовые (Табл. № 3).

 

 

Табл.3

Как видно из табл.3, утрата человеческого капитала во всех ее проявлениях ведет к таким последствиям для организации, как уменьшение количества трудовых ресурсов, ухудшение качества труда и снижение эффективности производства.

Риски утраты человеческого  капитала компании проявляются в  следующем:

  1. Снижение дисциплины сотрудников

  Причины:

  • отсутствие у работников четкого понимания целей компании, а также пренебрежение ими в пользу личных интересов;
  • барьеры общения между сотрудниками и руководством;
  • нестабильный ритм работы; частые авралы, перебои в получении необходимых материалов и выплат;
  • отрицательные примеры поведения руководителей подразделений: непоследовательность в требованиях, «двойные стандарты» и др.;
  • неоправданное обилие дисциплинарных правил и ограничений.
  1. Множество конфликтных ситуаций

  Причины:

  • взаимозависимость подразделений от результатов работы друг друга, нарушение обязательств (сроки, качество), появление взаимных обвинений;
  • ограниченность ресурсов;
  • недостаточная продуманность системы вознаграждений;
  • неблагоприятные отношения в коллективах между сотрудниками и руководством.
  1. Текучесть кадров

  Причины:

  • низкая заработная плата;
  • отсутствие уважительных рабочих отношений с руководством;
  • неудовлетворительные условия труда;
  • неприемлемый режим работы и др.

 

1.3. Группы рисков

Риски утраты материальных активов 

Утрата материальных активов  предприятия также может быть вызвана умышленными или неумышленными действиями сотрудников. К рискам данной группы относятся: финансовые потери (хищения, мошенничество), потери оборудования (поломки, кражи).

В процессе хозяйственной  деятельности чаще всего встречаются  следующие типы мошенничества: растрата, злоупотребление, подлог, обман.

Известны схемы мошенничества:

  • злоупотребление служебным положением, путем преступного сговора, с использованием взяток, договоров с оговоренными партнерами
  • хищение материальных ценностей
  • фальсификация бухгалтерской отчетности
  • инвестиционные пирамиды
  • необеспеченные кредиты
  • несанкционированное обращение имущества партнера (аренда, субаренда)
  • не целевое использование кредитов и др.

Отслеживанием данной группы рисков на предприятии, как правило, занимается служба безопасности и служба персонала.

 

Информационные  риски 

Опишем риски, связанные  с информационными ресурсами  компании, источником которых являются умышленные или неумышленные опасные  действия сотрудников:

  • утрата стратегических планов (шпионаж);
  • утрата технологий (промышленный шпионаж);
  • утрата доступа к информационным ресурсам (потеря «связей»);

 

 

  • разглашение информации, касающейся конкурентных преимуществ, технико-технологических возможностей, финансового положения организации, перспектив ее развития.

Угрозы информационной безопасности проявляются в:

  • копирование или хищение носителей информации
  • внесение несанкционированных изменений в данные (ввод неправильных или изменение изначально правильных данных)
  • фальсификация программ
  • ликвидация информации
  • разрушение информационных систем

  

Репутационные риски (формирование нежелательного имиджа)

С тех пор, как в нашей  стране заработали механизмы рыночной экономики, появились и новые понятия, с разных сторон характеризующие бизнес-процессы – бренд, репутация. Если наука о брендах преподается в университетах, то феномен репутации и ее возможностей достаточно новая тема. Рассмотрим, как репутация влияет на функционирование фирмы и какие риски она может вызывать.

По данным International Reputation Institute, нематериальные активы составляют сегодня около 40% капитализации компаний.

Репутация становится полновесным  нематериальным активом, поэтому она  так важна для компаний вне  зависимости от их масштаба и сферы  деятельности.

В общем виде деловую репутацию  можно определить как совокупность мнений заинтересованных сторон (сотрудников, инвесторов, кредиторов, аналитиков, властей, СМИ и т. д.) о достоинствах и  недостатках компании, определяющую принятие решений по отношению к  ней.  Деловая репутация компании во многом определяет ее возможности  в привлечении средств, поиске стратегических инвесторов и партнеров, построении отношений с властью.

Целенаправленное формирование репутации начинается тогда, когда  глава компании осознает, что имидж  и репутация имеют материальную сторону. Стратегия управления репутацией остается заботой руководителя компании и команды топ-менеджеров, но в процесс управления репутацией должны быть вовлечены все сотрудники. Управлять репутацией – значит умело распоряжаться всеми ее составляющими, учитывать их при принятии менеджерских решений.

Необходимо позаботиться о системе мер по недопущению  репутационных рисков. Репутационная стратегия должна быть прописана. Она может быть отражена в кодексе корпоративного управления, в стратегии компании, в регламентах, описывающих ее корпоративную культуру. «Нужно сформировать кодекс деловой репутации (во многих странах он уже есть), а также публиковать рейтинги репутации топ-менеджеров, владельцев бизнеса. Компания и глава компании не могут быть разорваны.

Чтобы заработать хорошую  репутацию, требуется долгая методичная работа, однако потерять еѐ возможно в одночасье. Именно поэтому требуются особое внимание к возможным ошибкам и учет наибольшего числа репутационных рисков. Большинство из них лежит на поверхности: первая часть связана с недооценкой этой стороны бизнеса топ-менеджментом, вторая – с ошибками в построении коммуникаций. Список наиболее важных ошибок возглавляют: недостаточное внимание к этой сфере со стороны руководства компаний и отсутствие стратегического подхода к репутационному менеджменту. Управление репутацией не должно строиться на ситуативных факторах, например в условиях кризиса, необходима комплексная стратегия, параметры оценки репутации и ее мониторинг. Типичная ошибка формирования репутации – работа лишь с внешними аудиториями и отсутствие внутрикорпоративной репутационной политики. Тогда как репутационные риски проявляются в обнародовании случайном или умышленном работниками компании информации, порочащей предприятие в глазах потенциальных партнеров, клиентов и сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы управления кадровыми рисками

 

При разработке оперативных  мер по нейтрализации кадровых рисков используется прием формирования модели нарушителя.

Здесь учитываются следующие  параметры:

  - численность нарушителей в группе,

  - категории лиц, к которым может принадлежать нарушитель;

  - цели нарушителя;

  - способы достижения целей;

  - возможные исходные положения нарушителя;

  - сведения, необходимые нарушителю, период их актуальности;

  - профессиональная подготовка нарушителя;

  - оснащенность техническими средствами и инструментом;

  - полномочия для внутренних нарушителей;

  - характер действий нарушителя и возможный наносимый ущерб.

Формирование  модели нарушителя

Работа с моделью нарушителя включает следующие группы:

1. Персонал, ответственный  за хранение материальных ценно стей.

Эта группа потенциальных  нарушителей является весьма опасной, несмотря на свою малочисленность, ввиду  их высоких полномочий и специфики  выполнения задач. Они наиболее информированы  о системе хранения, организации  и способах охраны материальных ценностей  предприятия.

Целью действий нарушителей  данного типа является обогащение за счет организации хищений, незаконного  использования служебных возможностей.

2. Отдельные рабочие, неквалифицированные  расхитители 

Эта группа потенциальных  нарушителей многочисленна. В рамках трудовых обязанностей рабочие могут  обладать достаточно высокими полномочиями по доступу к технологическому оборудо ванию и материальным ценностям.

Целью действий данной категории  нарушителей может являться личное обогащение. Причиной неправомерных  действий может являться незнание правил обеспечения сохранности материальных ценностей, неопытность, безответственность.

3. Организованные группы 

Эта группа потенциальных  нарушителей, в виду своей достаточной  квалификации несет в себе трудно распознаваемые угрозы.

В частности:

- в случае доступа к  инженерно-техническим средствам  защиты может вносить в них неконтролируемые изменения;

- встраивать в используемые  механизмы безопасности средства  несанкционированного доступа и  просто блокировать работу инженерно-технических  средств защиты. Последствия от  воздействия нарушителей данного  типа харак теризуются как наносящие значительный материальный ущерб, а в отдельных случаях могут носить катастрофический характер.

оглавление.docx

— 13.96 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тит лист.docx

— 47.75 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Риски в управлении персоналом