Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынк

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Прибыль и рентабельность.docx

— 75.51 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время в условиях рыночной экономики  появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится  получить как можно большую прибыль  при минимальных затратах. Для  обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко  анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

В условиях рынка постоянно возникают  вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние  распределения прибыли на общее  финансовое состояние предприятия?

Ввиду того, что современная экономическая  жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как  прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое  число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально  «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

Значимость экономического анализа  таких важнейших показателей, как  прибыль и рентабельность предприятия  трудно переоценить, ведь именно прибыль  есть конечный финансовый результат  деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить  большое число тенденций развития, призван указать руководству  предприятия пути дальнейшего успешного  развития, указывает на ошибки в  хозяйственной деятельности, а также  выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

В этой работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и  является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень  эффективности работы торгового предприятия как в целом, так и с различных сторон.

Объектом  исследования курсовой работы является магазин ООО «Марко-Сервис», находящийся  по адресу 212030 г. Могилёв, улица Тимирязевская, 36.

Временные рамки исследования – 2009 и 2010 годы.

Предметом изучения является –прибыль и рентабельность торгового предприятия.

При написании  были использованы годовые отчетные документы, статистические данные, научная  литература, методическая литература, ресурсы Интернета.

Целью данной работы является выявление  резервов увеличения прибыли и рентабельности на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие прибыли и её виды.

 

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного  обращения, а также части прибавочного продукта, созданного работниками других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  т.д.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции и услуг).

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать  не только прибыль, но и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких  затрат или недополучения доходов  от реализации товаров  в связи  с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.[2]

В упрощенном виде прибыль - это разность между  валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль  принято называть валовой, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия  включаются в издержки обращения. Часть  затрат предприятие осуществляет за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Все затраты  предприятия, учитываемые как в  составе издержек обращения, так  и относимые на прибыль, в сумме  образуют общие издержки, поскольку  они характеризуют совокупность действительных расходов торгового  предприятия. Общие издержки обращения  по объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль  может быть общей. Валовая прибыль - это разность между валовым доходом  и издержками обращения. Общая прибыль - это разность между валовым доходом  и общими издержками (затратами предприятия, учитываемыми как в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль). Общая прибыль меньше валовой  на величину затрат, не относимых на издержки обращения. Цель любого торгового  предприятия - получение максимальной общей прибыли. Общая прибыль  характеризует предпринимательский  доход, который свидетельствует  об окупаемости расходов торгового  предприятия (предпринимателя) и способности  его к самофинансированию (саморазвитию).[4]

Прибыль является одним из важнейших оценочных  показателей, характеризующим результат  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. В процессе анализа  результатов работы применяются  различные  значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль  от реализации основных фондов и иного  имущества; валовая (балансовая) прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся у предприятия); прибыль от внереализационной деятельности предприятия.

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом  от реализации товаров (без учёта  налога на добавленную стоимость) и  издержками обращения.

При определении  прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается  разница (превышение между продажной  ценой (без налога на добавленную  стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При  этом понятие “остаточная стоимость  имущества” рассматривается применительно  к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества. [3]

В состав доходов (расходов) от внереализационной  деятельности включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества  в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных  с реализацией товаров включая  суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных  договоров. В составе внереализационных  расходов учитываются налоговые  платежи, относимые на финансовые результаты хозяйственной деятельности торгового  предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).[5]

Валовая (балансовая) прибыль характеризует  конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия  и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных производственных средств (фондов), иного  имущества и доходов от внереализационной  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.  По экономическому значению балансовая и валовая прибыль  тождественны. Валовая прибыль с  наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной  деятельности предприятия. Именно прибыль  на практике отражает экономическую  категорию “прибавочная стоимость”, которая соответственно и подлежит распределению между предприятием  и государственным бюджетом.

Чистая  прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.[6]

Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие на пути максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных  с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды.

Налогооблагаемая  прибыль - это часть валовой прибыли,  подлежащая налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой  прибыли исключаются:

  1. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  2. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
  3. Доходы, подлежащие налогообложению по особым;
  4. прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности);

Указанные суммы  не исключаются из валовой прибыли  потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным ставкам  у источника их выплаты.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут уменьшать  размер валовой прибыли на сумму  отчислений в резервный фонд или  другие аналогичные фонды.

Наиболее  сложная проблема, которую решает предприятие при определении  размера налога на прибыль, - это  определение для целей налогообложения  доходов и расходов, полученных и  произведённых по всем видам деятельности. Представляется целесообразным проводить  экономический расчёт по каждой коммерческой сделке, чтобы получить представление  о соотношении между затратами  на приобретение, доставку, хранение и  выручкой от их продажи. Коммерческую сделку можно считать выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль  в размере не менее 20-30 % затрат. Такое  жёсткое требование обусловлено  высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.

Естественно, что все торговые предприятия  стремятся получить как можно  более высокий процент чистой прибыли. Какие же условия роста  прибыли в торговле:

  1. Расширение ассортимента товаров;
  2. Внедрение принципиально новых технологий коммерческого характера с целью увеличения объема продаж товаров, пользующихся повышенным спросом;
  3. Отсутствие страха перед коммерческим риском;
  4. Целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат;

При этом особое внимание следует уделить  выбору стратегии деятельности: либо  снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте  на увеличения прибыли за счёт увеличения объемов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В  результате использования того или  иного метода (стратегии) возможны различные  последствия вплоть до банкротства  предприятия. Так что выбор стратегии  подразумевает под собой ещё  и глубокое маркетинговое исследование рынка схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров. 

Помимо  всех вышесказанных определений  прибыли существует великое множество  других, сделанных ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор  Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение  прибыли: “Прибыль - это чистый доход  сверх обычной нормы дохода за счёт доступных инвестиционных возможностей”.  За рубежом очень часто в определении  прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось понятие будущей  прибыли, т.е. такой прибыли, которая  будет получена в будущем вследствие внесения своевременных инвестиций, связанных, к примеру, с закупкой нового оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д., что позволяет увеличить  размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные капиталы, так и  средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представлены как в  виде прямых ссуд, так и в виде приобретаемых акций, либо   в  виде  вложения средств с целью  получения прибыли и т.д..

Другое  определение прибыли было высказано  П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной  деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда  предельный доход равен предельным издержкам”. Здесь определение прибыли  дано через предельные издержки.

Фирмы, как  правило, решают задачу максимизации прибыли  на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает под собой  задачу планирования прибыли на некоторый  срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день.[5]

 

 

 

 

1.2 Распределение прибыли в торговле

 

Под распределением прибыли понимается порядок её направления, определяемый законодательством. В  условиях рыночной экономики значительная часть прибыли изымается в  виде налогов (38-45% валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюджета.

Информация о работе Прибыль и рентабельность