Характеристика безалкогольных напитков и ассортимент. Оценка качества безалкогольной продукции и технология производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

В последнее время все больше увеличивается ассортимент безалко-гольных напитков в России. Зачастую производители для того, что бы сни-зить себестоимость продукцию разрабатывают различные технические условия, по которым в дальнейшем выпускают продукцию.
Так же увеличивается на всем рынке безалкогольных напитков сег-мент сладкой газировки, который является наиболее емким. И за частую за получением большей прибыли, производители разрабатывают ТУ для экономии себестоимости продукции.

Содержание

Ведение 2
1. Товароведная характеристика безалкогольных напитков и
ассортимент 3
1.1. Сырье 6
1.2. Особенности производства безалкогольных напитков 8
1.3. Упаковка, маркировка, хранение безалкогольных напитков 9
1.4. Потребительские свойства газированных напитков 9
1.5. Дефекты безалкогольных напитков 10
1.6. Физико-химические показатели безалкогольных напитков 12
2. Оценка качества безалкогольной продукции и технология
производства 15
2.1. Анализ торгово-экономической характеристики производства
безалкогольных напитков 17
2.2. Индустрия безалкогольных напитков 22
2.3. Идентификация маркировки по ГОСТ Р 51074-2003 26
2.4. Органолептическая оценка безалкогольных напитков 30
2.5. Физико-химические оценка качества безалкогольных
напитков (оценка, состав) 33
2.6. Анализ влияния технологии на качество товаров
безалкогольных напитков 36
Заключение 39
Список используемых источников 41

Работа состоит из  1 файл

безалког.напитки.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Из местных производителей известной является группа компаний «Парус», которая основана в 1988 году. Адрес производства – г. Калининград, ул. Полтавская, 8. Тел.: +7 4012 648107 ,Факс +7 4012 686631. Производительная мощность по выпуску продукции - 5 млн. литров в месяц, может быть оперативно увеличена при необходимости. Общая площадь - 2,5 га. Сотрудники - 400 человек.

Предприятие " ПАРУС " в течение многих лет сотрудничает с фирмами России, СНГ, Австрии, Италии, Германии.

Предприятие «Парус» не использует водопроводную воду.

Предприятие даже не подключено к системе городского водоснабжения.

Обеспечение качества и безопасности выпускаемых напитков является неотъемлемой частью всего комплекса работ, связанных с организацией процесса производства. Масса факторов влияет на конечный продукт: качество воды, используемые компоненты и т.д. и за каждым аспектом, влияющим на качество конечной продукции, ведется постоянный контроль.

Независимость контроля качества от производства является непременным условием выпуска качественного и безопасного продукта. Лаборатория предприятия располагает современными контрольно-измерительными приборами, позволяющими строго контролировать качество воды, используемых компонентов, упаковочной тары и конечного продукта на каждом этапе технологического процесса. На предприятии разработана система мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических точек технологического процесса на основе планируемых мер и наблюдений. Налажена система обмена данными по вопросам качества выпускаемой нами продукции с центром санитарно-эпидемиологического надзора по Калининградской области.

Персонал, обеспечивающий контроль качества, имеет высокую квалификацию и опыт работы, которые подтверждаются международными сертификатами.

Являясь производителем газированных напитков и минеральной воды, ЗАО Парус занимается поставкой оборудования для производства и розлива напитков и других пищевых продуктов, как собственного производства, так и производства западноевропейских и американских производителей [28].

ООО «Фонте Аква» - одно из немногих предприятий России в области производства минеральной воды и напитков, построенного целиком по заподноевропейскому техническому проекту в 2003 году и созданного под техническим руководством компании «Pernod Riccard - CFPO» (Франция). Впервые в России был осуществлен проект полного цикла производства легендарного французкого сокосодержащего напитка "Orangina".

Международные стандарты качества напитка и уникальная технология производства с использованием пастеризации, автоматизации процесса розлива и санитарной обработки оборудования, контроля качества готовой продукции и уникальная чистота природного артезианского источника воды - залог высочайшего качества и явного конкурентного преимущества предприятия на отечественном рынке безалкогольных напитков и минеральных вод.

В связи со сменой владельцев торговой марки «Orangina», договор об эксклюзивных правах на производство и дистрибьюцию в России был приостановлен. Несмотря на это, «Фонте Аква» остается одним из самых инновационных и востребованных предприятий в России.

Минеральная питьевая вода - самый необходимый для современного человека элемент здорового и полноценного питания. Проходя через десятки фильтрующих слоев песчаника и известняка, в течении тысячелетий, накапливая минеральные вещества, артезианская вода является естественным и незаменимым источником эженргии и здоровья. Была проведена тщательная работа по выбору места добычи воды, с точки зрения его экологической безопасности, а так же с учетом минерального состава воды и отстутствия в ней нежелательных примесей (солей тяжелых металлов, нитратов и т.д.). Всё это привело к созданию и выводу на рынок России столовой минеральной воды «Калинов Родник».

Система безопасности и контроля предприятия полностью исключают попадание в минеральную воду «Калинов Родник» органических соеденений и микроорганизмов. «Калинов Родник» - это вода без искуственной минерализации. Она обладает сбалансированным минеральным составом и полностью соответствует стандартам Западной Европы по выпуску минеральной воды.

Ионный состав минеральной питьевой воды «Калинов Родник»:

Гидрокарбонаты (HCO3) - 350-450 мг/л

Кальций (Са) - 88 мг/л

Магний (Mg) -24 мг/л

Общая минерализация - 450-550 мг/л

Глубина скважины составляет 155 метров.

Предприятие «Фонте Аква» оснащено ультрасовременной системой трехстадийной очистки артезианской воды не изменяющей её ионного состава, обладает уникальным оборудованием и технологией производства сокосодержащих пастеризованных напитков «Orangina», системой автоматической санификации линии розлива и отделения подготовки купажного сиропа, осуществляет непрерывный контроль качества готовой продукции [29].

Первым производственным активом Группы Компаний «Бородино» стал завод «Спасо-Бородинские воды», основанный в 1993 году на базе небольшого регионального предприятия по розливу напитков. Сегодня завод является одним из ведущих в стране производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Название заводу дал целебный Можайский источник артезианской воды, который находится на глубине 180 метров и с давних пор ценится за свои уникальные свойства. Благодаря микробиологически чистой воде, обладающей сбалансированным самой природой солевым составом, напитки "Бородино" отличаются мягким вкусом.

На месте старых цехов построены новые помещения, оснащенные современным оборудованием для производства напитков. В кратчайшие сроки команда опытных профессиональных менеджеров наладила выпуск питьевой воды и лимонадов.

В 1997 году завод «Спасо-Бородинские воды» получил активное развитие в связи с запуском новых упаковочных линий и решением руководства выйти на рынок слабоалкогольных коктейлей (САК). Группа Компаний «Бородино» по праву считается основателем российского рынка САК. Более 10 лет разрабатывает и производит высококачественные слабоалкогольные напитки, владеет рядом популярных брэндов национального уровня: «Отвертка», «Вертолет», «Сакура» и «Отвертка party», «IceCQ», «Полторашка», энергетический напиток «XXL».

В 1999 году завод приступил к розливу соков и нектаров. Сегодня предприятие выпускает соки и нектары под торговыми марками «7Я», «Mr. Juice» и «Monte Fresh», а так же питьевой воды "Спасо-Бородиинские"  и  "Mineraloff". За счет рестайлинга и вывода новых брендов завод с каждым годом расширяет свое присутствие на российском рынке. С 2006 года ассортимент продукции пополнился холодным чаем «Infinitea», а с 2007 года помимо кваса "Монастырский" выпускается квас брожения  «Старый». Квас брожения приготовлен из натуральных продуктов без консервантов по традиционным рецептам в специально оснащенном варочном цеху.

Группа Компаний «Бородино» владеет диверсифицированным портфелем торговых марок, охватывающим более 140 видов напитков. Производственные мощности завода рассчитаны на ежемесячный выпуск 4,5 млн. декалитров САК, безалкогольных напитков и натурального кваса.

Все предприятия на территории России сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 14001:1996. Это подтверждает тот факт, что система качества, внедренная на предприятии, соответствует международным стандартам и способна гарантировать высокое качество продукции и услуг потребителям [27].

 

2.2 Индустрия безалкогольных напитков

 

На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2007 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается – в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40–45 литров таких напитков и более [31].

В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Иными словами, несмотря на увеличение объемов продаж газированных напитков, в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается. Очевидно, в значительной степени это обусловлено тенденцией увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газировки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно.

При дальнейшем анализе ограничимся рассмотрением лишь рынком алтайского края газированных безалкогольных напитков как наиболее емкого и конкурентного.

Распределение продаж газированных напитков по вкусам во многом обусловлено структурой продаж лидирующих на рынке международных гигантов – компаний The Coca-Cola Company и PepsiCo.

Чуть более трети общих продаж безалкогольных газированных напитков в денежном выражении обеспечивается напитками со вкусом колы. Практически весь объем сегмента приходится на продажи двух мировых лидеров индустрии безалкогольных напитков, доля отечественных игроков здесь несущественна. В то же время в качестве интересной тенденции развития категории можно отметить активизацию крупнейших розничных операторов, выпускающих колу под собственными торговыми марками: ООО «Парус», ООО «Фонте Аква» и другие.

Вторую и третью строки в рейтинге наиболее популярных вкусов занимают "лимон" и "апельсин". На следующей позиции располагается квас – категория, в последние годы демонстрирующая наиболее динамичное развитие: по имеющимся оценкам, за последний год общий объем продаж сегмента вырос примерно вдвое.

Крупнейшим игроком категории остается ЗАО "МПБК "Очаково": на его долю приходится более 2/3 продаж бутилированных квасов на московском рынке.

В то же время для этой категории в наибольшей степени характерны сезонные колебания продаж. Квас воспринимается потребителем как "летний" напиток, и значительная часть производителей ориентирована на выпуск этих напитков только в летние месяцы, тогда как зимой их производство сокращается или совсем прекращается.

Основной тарой для безалкогольных газированных напитков остается ПЭТФ-упаковка различной емкости [Приложение Б]. В Москве почти 90% общих продаж рассматриваемой категории в стоимостном выражении составляют напитки, разлитые в ПЭТФ-бутылки. Из них чуть меньше 40% приходится упаковки емкостью 2 литра и более. Чуть меньше четверти продающихся на столичном рынке газированных безалкогольных напитков разливается в порционные ПЭТФ-бутылки емкостью меньше 1 литра. Еще почти столько же приходится на средние упаковки – от 1 до 2 литров: в основном это литровые и 1,5-литровые бутылки.

Динамика спроса на упаковки различной емкости подвержена сезонным колебаниям. В летний период возрастает доля небольших порционных упаковок – 0,5 литра, а также отмечается рост продаж 1,5-литровых бутылок. Причем увеличение доли продаж напитков в упаковке 1,5 литра во многом связано с сезонным ростом продаж квасов, которые разливаются, главным образом, в такую тару. В свою очередь доля 2-литровых емкостей в летний период снижается.

Что касается других видов упаковки, таких как стеклянные бутылки и алюминиевые банки, то их доли, по сравнению с ПЭТФ, остаются небольшими, хотя и здесь можно отметить явный рост.   Следует заметить, что средняя цена напитков в стеклянных и алюминиевых упаковках заметно выше, чем в пластике.

Крупнейшие игроки:

Как уже было сказано, российский рынок газированных безалкогольных напитков контролируется крупнейшими международными компаниями – The Coca-Cola Company и PepsiCo.

На столичном рынке на долю этих компаний суммарно приходится более 70% общих продаж категории по стоимости и более 60% – в натуральном выражении. При этом если Coca-Cola продолжает укреплять свои позиции, то доля PepsiCo за рассматриваемый период существенно снизилась.

Следующую строку в рейтинге занимает столичная компания "Очаково", существенно укрепившая свое положение за последний год, прежде всего за счет продаж кваса.

Далее примерно с равными долями по итогам продаж в январе–октябре 2006 года следуют двух подмосковных производителей, также предлагающих потребителям достаточно дорогую продукцию: ООО "МегаПак" (марка Hoop), заметно увеличившее свой удельный вес за рассматриваемый период, и "Ост-Аква" (ТМ "Напитки из Черноголовки").

Доли ООО "Слимкомпани" (Москва) и холдинга "Ранова" в стоимостном выражении невелики, однако в рейтинге продаж в натуральном объеме их позиции существенно выше: по итогам за 10 месяцев 2006 года, они занимают четвертую и пятую строки с долями 5,7 и 4,1% соответственно.

Важно отметить тот факт, что для рынка газированных напитков характерны существенные региональные различия: на нем присутствует огромное число локальных производителей, деятельность которых ограничивается рамками своих и, в лучшем случае, соседних регионов, где они занимают существенные доли рынка.

Рассматривая положение компаний - производителей газированных безалкогольных напитков в масштабах всей страны, можно отметить те же особенности: во всех регионах рынок контролируют крупнейшие международные компании, в то время как масштабы деятельности отечественных производителей ограничиваются рамками "своих" регионов.

Coca-Cola лидирует во всех регионах России. Наибольшую долю в объеме продаж компания занимает в Дальневосточном округе – более 60% рынка. Самая низкая доля отмечается в Центральном округе (без учета продаж в Москве и Московской области) – чуть более четверти.

PepsiCo уступает своему основному конкуренту на всех рынках, при этом, например, в Центральном регионе мировой гигант занимает лишь третью позицию, пропустив вперед также ООО "ПК "Мастер".

Информация о работе Характеристика безалкогольных напитков и ассортимент. Оценка качества безалкогольной продукции и технология производства