Финансовый анализ коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовое состояние коммерческого банка – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Оценка финансового состояния коммерческих банков приобретает все большее значение с развитием рыночных отношений в экономике. В настоящее время результаты качественно и грамотно проведенного анализа интересуют не только руководство коммерческого банка, но и его многочисленных контрагентов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансового анализа коммерческого банка
1.1 Понятие и роль финансового анализа в коммерческом банке
1.2 Виды финансового анализа в коммерческом банке
1.3 Требования Центрального Банка в финансовом анализе коммерческого банка
2. Методы финансового анализа в коммерческих банках
2.1 Методы финансового анализа в коммерческих банках
2.2 Принципы финансового анализа
2.3 Тенденции современного финансового анализа в коммерческих банках
3. Финансовый анализ «Казкоммерцбанка»
3.1 Организационно-правовая характеристика АО «Казкоммерцбанк»
3.2 Финансово-экономический анализ деятельности АО «Казкоммерцбанк» за 2007 – 9 месяцев 2009 года

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Чем выше доля активов, приносящих доход, тем надежнее банк.

3. Следующий коэффициент иллюстрирует выбранную руководством стратегию привлечения ресурсов с рынка межбанковского кредита:

 

 

Он указывает на удельный вес межбанковских кредитов в объеме привлеченных средств.

4. В странах с развитой рыночной экономикой главным критерием оценки деятельности банка служит коэффициент Кука:

 

Он указывает на степень достаточности собственного капитала банка.

5. Обобщающим показателем деятельности банка следует считать коэффициент прибыли на собственный капитал:

 

 

Данный параметр показывает, как функционирует банк с позиции его акционеров.

6. Важным измерителем доходности банка служит коэффициент рентабельности активов:

 

 

Он характеризует способность банка заставить работать свои активы с наибольшим эффектом. Т.е. с прибылью. Однако это зависит от способности самих активов приносить прибыль, от минимизации затрат на обслуживание кредитных, фондовых и других операций, что позволяет максимизировать долю прибыли в доходах банка. Основные направления работы кредитной организации по улучшению параметра «прибыль на активы» можно вывести на основе его разложения на два сомножителя:

 

 

7. Прибыльность активов находится в прямой зависимости от их доходности и доли прибыли в доходах банка. Качественную оценку влияния этих параметров на рентабельность активов дает анализ каждого из них в отдельности. Показатель «доходы на активы» выражает деятельность банка с позиции размещения активов, т.е. их возможности генерировать доход. В свою очередь суммарная доходность складывается из процентных и непроцентных доходов. Общий вид параметра «доходы на активы» имеет следующий вид:

 

 

На процентные доходы оказывают влияние уровень процентной ставки по кредитам; неодинаковая степень доходности различных активных операций 9 например, высокорисковые кредиты более доходны, чем межбанковские кредиты); структура кредитного портфеля; доля кредитных активов, приносящих доход, в общем объеме активов и др.

В условиях высокой инфляции возможности роста дохода по предоставляемым кредитам понижаются. В этой связи повышается роль непроцентных доходов, поступающих от посреднических банковских услуг.

Банкам целесообразно расширять спектр платных услуг их клиентам:

                  оказание консультационной помощи;

                  посредничество в размещении ценных бумаг;

                  предоставление поручительств и гарантий;

                  участие в прибыли других хозяйствующих субъектов и др.

Только путем расширения этих операций можно компенсировать потерю доходов от кредитных инвестиций.

8. Более частным показателем оценки рентабельности деятельности банка служит процентная маржа, обусловленная тем, что не все активы приносят доход. Для выявления реального уровня прибыльности активов целесообразно использовать отдельный относительный показатель:

 

Числитель формулы представляет собой разницу между процентными доходами и процентными расходами.

9. Процентная маржа показывает, насколько доходы от активных операций способны возместить расходы по пассивным операциям. Уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами выражают через расчетный коэффициент:

 

 

Уровень непроцентных доходов может достигать у отдельных банков 40–50% непроцентных расходов.

Весь анализ рентабельности банковской деятельности построен на тесной взаимосвязи показателей доходности активов, достаточности собственного капитала и доли прибыли в доходах. На практике это означает, что банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и наоборот, одинаковой рентабельности могут добиться банки со значительными различиями в доходности активов и достаточности собственного капитала.

10. Приведенные показатели тесно взаимосвязаны и воздействуют на параметр рентабельности капитала банка:

 

 

Указанные расчетно-аналитические показатели позволяют разносторонне оценить деятельность кредитных организаций на финансовом рынке. С точки зрения инвесторов наиболее важными являются показатели финансовой устойчивости и доходности банка. С позиции потенциальных клиентов наиболее важны такие параметры, как величина уставного капитала и надежность банка.

Следует отметить, что степень открытости кредитной организации вызывает к ней больше доверия со стороны партнеров.

 

2.2 Принципы финансового анализа

 

Управление финансами – неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов.

Считается, что целью деятельности предприятия и финансового управления является получение прибыли. Однако это не совсем так. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры должны постоянно поддерживать платежеспособность предприятия, т.е. его способность рассчитываться по всем обязательствам. В числе последних наиболее сложным видом являются обязательства перед собственниками предприятия, его акционерами, вложившими свои средства в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. Поэтому важно обеспечить рост благосостояния акционеров, которое выражается в неуклонном увеличении капитала предприятия, в росте цены его акций, значит, в росте его стоимости в целом.

Можно предположить наличие разных целей управления финансами в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, его производственно-технических возможностей, уровня конкурентоспособности производимой им продукции, организационно-правовой формы и других факторов. Тем не менее, основной целью управления финансами предприятий является удовлетворение интересов собственников в форме повышения их благосостояния путем увеличения стоимости фирмы через механизм формирования и эффективного использования прибыли. Эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпоративного бизнеса разных стран.

В условиях слабой распыленности капитала и существования прямых финансовых зависимостей между контрагентами на первое место выдвигаются проблемы обеспечения требуемой доходности на вложенный капитал, выход на новые рынки и т.д.

В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегию управления финансами. Количество стратегических целей и их формулирование зависят от специфики деятельности конкретного предприятия. Тем не менее система стратегических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами предприятия, может включать в себя:

                  избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

                  рост объемов производства и реализации;

                  лидерство в борьбе с конкурентами;

                  максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но организации должны контролировать весь их комплекс. Максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий эффективного управления ее финансами применим, когда на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Реализация стратегических целей предполагает решение финансовым менеджментом организации следующих основных задач:

                  обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;

                  обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде;

                  эффективное использование финансовых ресурсов организации по всем направлениям ее деятельности;

                  обеспечение эффективного управления денежным оборотом организации;

                  достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости организации;

                  максимизация прибыли организации в предстоящем периоде и т.д.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии. Конкретные формы и методы реализации названных функций определяются финансовой политикой предприятия. Ее основные элементы: учетная политика; кредитная политика; политика управления денежными средствами; политика в отношении управления издержками; дивидендная политика; ценовая политика; инвестиционная политика; налоговая политика и т.п.

Функции финансового управления можно разделить на три крупные блока:

                  традиционные функции;

                  нетрадиционные функции;

                  специальные функции.

К традиционным функциям принято относить как минимум три основополагающие функции:

                  финансовое планирование;

                  учет и контроль;

                  специальные функции.

Финансовое планирование – одна из главных функций финансовой деятельности – в наиболее общем виде включает в себя:

                  разработку бюджетов, или бюджетирование;

                  бизнес-планирование.

Разработка бюджетов в современных условиях приобретает самостоятельное значение, отличается от традиционного планирования и называется бюджетированием. Предприятие формирует множество бюджетов. Основные из них: бюджет капитала, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов; сводный бюджет предприятия.

В случае бизнес-планирования финансовое управление сводится к грамотному составлению финансового раздела бизнес-плана инвестиционного проекта.

В рамках функции учета и контроля речь идет об организации комплексного учета денежных средств предприятия, составления финансовой отчетности. организации контроля за исполнением финансовых решений. Реализация этой функции требует развития управленческого учета.

Ценообразование. Речь идет о трех видах цен: цене на продукцию, цене капитала, цене затрат. В современных условиях необходимо уметь определять цену продукции, цену капитала и фактическую доходность предприятия. Воздействуя на цену того или иного элемента затрат, финансист может управлять структурой затрат.

Нетрадиционные функции. В практике российских предприятий эти функции появились относительно недавно и поэтому нуждаются в исчерпывающем их понимании и дальнейшем развитии. Они сводятся к управлению финансовой устойчивостью и инвестиционной деятельностью. В рамках последней выделяют следующие обязательные элементы:

                  инвестиционный анализ;

                  управление инвестиционным портфелем;

                  разработка системы хеджирования против финансовых рисков.

Специальные функции. Речь идет о функциях финансового управления применительно к интегрированным предпринимательским структурам, корпорациям. Основные элементы практической реализации данной функции:

                  управление акционерным капиталом;

                  управление эмиссионной деятельностью корпорации;

                  дивидендная политика;

                  управление процессами слияний и поглощений.

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение на практике получили три, в основе которых:

                    методы экспертных оценок;

                    методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;

                    методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Методы экспертных оценок могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и тому подобное.

Методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных.

Информация о работе Финансовый анализ коммерческих банков