Анализ затрат и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

Содержание

Введение
4
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости 7
1. 1. Понятие рынка 7
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости 8
1. 3. История возникновения обмена и рынка 11
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики 14
2. 1. Сущность рынка 14
2. 2. Функции рынка 15
2. 3. Виды рынка 18
2. 4. Понятие рыночной экономики
20
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование 23
3. 1. Преимущества рынка 23
3. 2. Недостатки рынка 25
3. 3. Институты рыночной экономики 26
3. 4. Государственное регулирование рынка 28
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.81 Кб (Скачать документ)

    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне  не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с  бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально  ориентированных сфер.

    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения и  гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

    Все эти негативные свойства рынка проявляются  и в переходной экономике, что  подтверждает опыт России.

    Вместе  с тем эти черты рыночного  несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической  политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства  путем перераспределения средств  в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а  также меры социальной политики.

    3. 3. Институты рыночной  экономики

 

    Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью  «рыночных институтов» – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга6.

    Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.

    Деятельность  всех этих звеньев инфраструктуры товарного  рынка заполняет экономическое  «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и  потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в  том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.

    Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».

    Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт – «фондовая биржа».

    Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

    Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.

    Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы организации производства как акционерное общество. Их появление стало естественным результатом развития производства в ходе его индустриализации, когда коренным образом менялись технические основы производства, росли его масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала, необходимых для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального капитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство. Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятия или совершенствовать уже действующие. Поэтому они были вынуждены объединить свои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основная часть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихся в силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности по долгам предприятия. Ответственность здесь носит коллективный характер, риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личная собственность акционеров.

    Таким образом, совокупность связанных между  собой институтов, действующих в  пределах особых рынков и выполняющих  определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация  рыночной инфраструктуры, ее специфическое  содержание определяется особенностями  рынков, в пределах которых функционируют  данные элементы.

    3. 4. Государственное  регулирование рынка

 

    «Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры»7.

    Рыночная  экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических  задач. Во-первых, рынок обеспечил  взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа  или нет. Стремление как можно  выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно  поддерживать «рыночную форму». В-третьих, рынок создает условия для  высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

    Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности  распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего  нуждается. Благодаря этому в  экономику внедряется более новые  технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых  товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно  необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования  их операций, за исключением тех  случаев, когда такое вмешательство  становится вынужденным. Важный не экономический  аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система  способна координировать экономическую  деятельность без принуждения. Каждому  человеку предоставляется свобода  предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые  они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика  способствует эффективности распределение  ресурсов и личной свободе.

    Избавляя  общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в  национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и  другие необходимые мероприятия, в  которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться  из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

    Другая  проблема рыночной экономики связана  с «внешними эффектами». Например, это загрязнение окружающей среды  в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые  идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти  негативные последствия, это ведет  к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через  государственный бюджет с целью  погасить отрицательные эффекты  или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних  эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных  ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с  помощью штрафов, которые могут  превышать выгоду нарушаемого производителя. « Все это дает возможность  существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или  вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах»8.

    Третья  проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право  на труд. Ясно, что рыночная экономика  не может существовать с занятостью всего населения в целом. В  стране возникает безработица. При  этом государство не стремится к  полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью  социальных выплат людей, осуществление  программ по созданию новых рабочих  мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь  людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

    Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации  социально-экономической системы  к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в  рынок влияет на состояние дел  на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования  являются федеральные, региональные, муниципальные  органы управления.

    Государственное регулирование ставит перед собой  цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев  общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы  не были ущемлены интересы отдельных  регионов, социальных групп, а также  государственное регулирование  направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство  стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать  правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

    Правовое  регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, борьбу с теневой  экономикой. Этим занимается антимонопольное  законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет  жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика – политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного  совокупного спроса, или переход  к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту  цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

    Финансовое  регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет»  из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений  в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство  необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для  устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование  происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую  роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные  закупки – регулируемые законодательством  государственные расходы, которые  включают в себя все затраты государства  на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и  трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета  и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент  по государственному долгу). Налоговая  политика заключается в том, что  в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику – снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды  экономических подъемов Применяется  сдерживающая политика – увеличение налогов и сокращение государственных  расходов. Государственные займы  являются методом финансового регулирования  в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

    Государственное регулирование имеет две модели:

    1. Адаптационная модель. Эта модель  основана на постоянном приспособлении  к постоянно меняющимся условиям  рынка, на сочетании форм собственности  и совместной деятельности государственного  и частного сектора.

    2. Координирующая модель. Она основана  на планировании деятельности, прогнозирования  и постоянных переговоров. Эта  модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продукции