Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Выполнение договоров и реализация продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 19.97 Кб (Скачать документ)

Анализ  динамики реализации продукции - Этот анализ показывает, как изменился объем реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Анализ реализации продукции  теcно cвязан c анализом выполнения договорных обязательcтв по поcтавкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачиваетcя уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных cанкций.

Анализ  выполнения договорных обязательств -Анализ отгрузки и реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам. Основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции, является договор. Договор или его условия, противоречащие законодательству, недействительны. Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством, где оговариваются условия о недопоставленной продукции или ее досрочная поставка. Поставленная продукция одного наименования, входящего в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.

датой исполнения обязательств по поставкам продукции считается  дата приема-сдаточного акта или расписки в получении продукции - при сдачи продукции на склад получателя или изготовителя. Не учитывается в отчетном периоде недопоставка продукции в случае, если: 1) в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции получателю (потребителю) производиться по его требованию, а такое требование не было заявлено; 2) потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрено выборка продукции покупателям и у поставщика была продукция, соответствующая установленным требованиям; 3) договором предусмотрено доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленном поставщиком акт.

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Прежде всего, необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Прежде всего необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года.

В 2009 году плановое производство продукции для заключения договоров  предприятием ОАО «Ренток» составило 8403 млн.р. Однако, как показали результаты анализа,  договорные обязательства по поставкам продукции в связи с наличием внешних и внутренних причин были выполнены на 99,61%. Сумма недопоставленной продукции в отчетном периоде составила  33 млн.руб.

Для более детального анализа  необходимо рассмотреть выполнение договорных обязательств по поставкам  продукции в разрезе отдельных  покупателей с разбивкой по кварталам. Источником информации для анализа  являются данные отдела сбыта о недопоставках  продукции отдельным контрагентам.

Недовыполнение плана  по договорным обязательствам проводит к уменьшению выручки предприятия, его прибыли выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции  предприятие может потерять рынки  сбыта, что повлечет спад производства.

Различают внутренние и внешние причины невыполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. К внутренним причинам относят: •причины, связанные с отделом снабжения (несвоевременное оформление заявок; несвоевременный завоз материалов, полуфабрикатов; замена материалов);  •причины, связанные с производством (производственный брак, нарушение технологической дисциплины, простои); •причины, связанные с работой отдела сбыта (неполная готовность партии товара к отгрузке, недостаток складских помещений, возврат продукции, нарушение сроков оформления документов на отгрузку, несвоевременное согласование замены поставок).

Среди внешних причин недовыполнения договорных обязательств по поставкам продукции выделяют изменение плана поставок, состава покупателей, отказ покупателя от продукции, низкое качество поставляемых материалов, полуфабрикатов, отказ от поставок материалов, не выделение авто и железнодорожного транспорта.

Как свидетельствуют данные аналитической таблицы 2.3, недопоставка продукции предприятием ОАО «Ренток»  была вызвана как внутренними, так и внешними причинами. Нарушение поставщиком обязательств по поставкам необходимых материалов Смол. гортоп привело к недопоставке по договору торфа на сумму 2 млн.руб. Неплатёжеспособность покупателя Паркетный завод привело к недопоставке прессованного торфа на 8 млн.руб., древесины на сумму 9 млн.руб. Неполная готовность партии к отгрузке, а также недостатки в работе отдела сбыта стали причиной недопоставки Камской ТЭЦ брикета  на сумму 3 млн.руб., а также дробленого брикета на сумму 3 млн. руб. Вместе с тем, не полностью была  готова к отгрузке партия по заготовкам железа и прессованному брикету для ЖБИ на сумму 4 млн.руб., и для Силикатного завода на сумму 2 млн.руб. Однако, из-за неплатёжеспособности покупателя ЖКХ предприятие не смогло поставить изделия из пластмасс на сумму 2 млн.руб.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны  и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

таким образом, каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

 

 

 

 

Для выяснения причин не реализации продукции,  на основании данных бухгалтерской отчетности, а также  бизнес-плана необходимо проанализировать реализацию продукции (таблица 3.1). Исходя из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод о том, что остатки готовой продукции на складе к концу периода увеличились на 50 млн.руб. по плановому показателю, фактически также произошло увеличение на 74 млн.руб., что говорит о значительной загрузке складов, и незначительной реализации продукции.

Как видно из таблицы по всем показателям наблюдается рост фактических, по сравнению с плановыми. Но не каждое увеличение фактического показателя по сравнению с плановым является положительным моментом в работе предприятия. Так, например рост объемов отгруженной продукции на 402 млн. руб. является положительным моментом в работе предприятия за данный год, а рост остатков готовой продукции на складе на конец периода на 43 млн. руб. - отрицательным, свидетельствующем об опережающем росте объемов производства по сравнению с объемами реализации. Снижение остатков готовой продукции является резервом увеличения реализации товаров. Необходимо выяснить причины данного негативного эффекта, так как дальнейший опережающий рост объемов производства по сравнению с объемами реализации может привести к «затариванию» складов и образованию залежавшейся продукции.

Сверхплановые остатки готовой  продукции вызваны перевыполнением  плана производства, а также с  недостатками в обеспеченности транспортными  средствами.

В процессе анализа были выявлены причины образования  сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты продукции покупателям. Устранение данных причин способствует выявлению  резервов роста объемов реализованной  продукции. При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо учитывать сверхплановые остатки  готовой продукции на складах  предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос  на тот или другой вид продукции  и реальную возможность ее реализации. Основным источником увеличения реализации продукции является сокращение остатков нереализованной продукции. В качестве основного резерва повышения прибыльности производства готовой продукции ОАО «Ренток» можно выделить внедрение новых, более прогрессивных мощностей, либо модернизация существующих производственных мощностей. Это позволит предприятию повысить производительность труда, снизить непроизводительные затраты, ввести режим экономии, а, следовательно, и снизить себестоимость производимой продукции за счет более экономичного использования сырья и повысить качество производимой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного анализа выполнения договорных обязательств и реализации готовой продукции  на ОАО «Ренток» за  2009 год можно сделать следующие выводы:

1. Плановое производство продукции для заключения договоров предприятием ОАО «Ренток» составило 8403 млн. руб. Однако, как показали результаты анализа, договорные обязательства по поставкам продукции в связи с наличием внешних и внутренних причин были выполнены только на 99,61%. Сумма недопоставленной продукции в отчетном периоде составила 33 млн. руб. Вместе с тем за первое полугодие 2009 года (период январь – июнь) наблюдалось 100%-ое выполнение договорных обязательств. Однако в июле в связи с несвоевременным завозом материалов предприятие недопоставило продукции на сумму 9 млн.руб., что составило 1,3 % от величины обязательств, выполнив поставку на 98,7 % за месяц и на 99,82 % нарастающим итогом с начала года. В августе недопоставок продукции по договорным обязательствам не было. В сентябре неполная готовность партий продукции к отгрузке привела к выполнению договорных обязательств на 98,28% за месяц и на 99,66% нарастающим итогом с начала года. В итоге сумма недопоставки за сентябрь составила 13 млн.руб. или 1,72 %, за период с начала года – 22 млн.руб. или 0,34%. Неплатежеспособность покупателей вызвала недовыполнение договорных обязательств в октябре и декабре на 2 млн.руб. или 0.26%  и на 9 млн.руб.или 1.5% соответственно.

2.  План по объему  реализации готовой продукции  на  ОАО «Ренток»  перевыполнен на 2,05 %.

Показатель

По плану

Фактически

Отклонение от плана

(2-1)

Выполнение плана, %

(2/3 ∙ 100%)

А

1

2

3

4

V реал-й продукции

8143

8310

+167

102,05


Сверх плана реализовано  продукции на сумму 167 млн. руб.. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свое место на рынке товаров, и оно имеет наработанную клиентскую базу, производит для своих постоянных клиентов-покупателей.

3. Из анализа реализации продукции видно, что план реализации перевыполнен на 167  млн. руб. за счет увеличения выпуска товарной продукции на 426 млн. руб.. Однако, отрицательное влияние на объем реализации оказало увеличение остатков продукции на складах на 24 млн. руб. Рост остатков отгруженных товаров, оплата за которые не поступила на расчетный счет предприятия, привел к снижению объема реализации на 235 млн. руб.. Такое увеличение остатков товаров отгруженных вызвано изменением сроков нахождения документов в пути. На предприятии изменилась дальность отгрузки продукции покупателям и форма расчетов с ними. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 402 млн. руб., поставка продукции - на 171 млн. руб, что является положительным моментом в работе предприятия за данный год, но рост остатков готовой продукции на складе на конец периода на 43 млн. руб. - отрицательным, свидетельствующем об опережающем росте объемов производства по сравнению с объемами реализации. Возможными причинами в снижении реализации  могли стать неконкурентоспособность продукции, высокие цены, низкий уровень качества продукции, сезонный характер продукции. Не исключены и недостатки в работе маркетингового отдела предприятия, отдела сбыта.

Таким образом, за отчетный период на ОАО «Ренток» были достигнуты основные плановые показатели по отгрузке и реализации продукции, что свидетельствует об эффективной работе предприятия. Однако, вместе с тем, в работе предприятия наблюдались негативные моменты, связанные с недовыполнением договорных обязательств по поставкам продукции, вызванные нарушениями контрагентами своих обязательств, а также недостатками в работе отдела сбыта. Все это позволит предприятию не только увеличить объем производства и реализации продукции, но и сохранить позиции на местном рынке производства торфяных изделий, что обеспечит стабильное развитие предприятия.


Информация о работе Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции