Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности ОАО «Прессовый узел», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Исходя из поставленных целей в работе сформированы следующие задачи:
оценка динамики важнейших показателей себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий и сравнение плановых и фактических показателей;
разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции и улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

3) определяется уровень  затрат на рубль товарной продукции,  характеризующий их окупаемость,  проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес  в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:

- изменение объема  продукции;

- изменение структуры затрат;

- изменение уровня  затрат в себестоимости.

Рыночная экономика  предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются  разные показатели плановых заданий  по себестоимости.

Анализ себестоимости  производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение динамики себестоимости  и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового  задания по снижению себестоимости  единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить  с себестоимостью прошлого года, используя формулу:

±С = Сб-Спл,      (1)

где Сб — себестоимость  базисная;

      Спл — себестоимость плановая.

Индекс планового задания  по снижению себестоимости (ic) определяется по формуле 2:

Iс. пл = Спл / Сб,      (2)

Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле 3:

ic = С1 / Спл,      (3)

где С1 — фактическая  себестоимость единицы продукции.

Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года) по формуле 4:

i = С1 / Сб,       (4)

Снижение себестоимости  — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном  производстве исчисляются общие  индексы себестоимости продукции  по агрегатной форме.

В условиях рынка практически  все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного  и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 5:

З1ртп = ∑qc/∑qz,       (5)

где З1ртп — затраты  на один рубль товарной продукции;

       q — количество, объем выпуска в натуральном выражении;

       с — себестоимость;

        z — цена.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может  быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для  контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми  затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль  товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции.

Общая сумма затрат в  свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и  переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции  зависит от объема и структуры  выпуска и цен на продукцию.

Для того чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

1. Рассчитать затраты  на один рубль товарной продукции  при всех плановых показателях.

2. Рассчитать затраты  на один рубль товарной продукции,  пересчитанные на фактический  выпуск и ассортимент.

3. Рассчитать затраты  на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т. е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане.

4. Определить фактические  затраты в ценах, действовавших  в отчетном году.

Изделия, производимые хозяйствующим  субъектом, имеют разную прибыль  и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости  отдельных изделий зависит от:

- изменения цен на  сырье, материалы, топливо и  т. д., тарифов на энергию, грузовые  перевозки;

- уровня затрат по  отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен  при прочих равных условиях увеличивает  затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы  прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах. [11]

2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Прессовый узел»

2.1 Организационно-производственная характеристика ОАО «Прессовый узел»

 

Открытое акционерное  общество «Прессовый узел» учреждено на основании Федерального закона «Об акционерных обществах». ОАО «Прессовый узел» является открытым акционерным обществом.

Общество является коммерческой организацией. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Основные виды деятельности ОАО «Прессовый узел» представлены на рисунке 1.


Рис. 1 Основные виды деятельности ОАО «Прессовый узел»

Производством кузнечно-прессового оборудования ОАО «Прессовый узел» занимается с 1936 года. В конце 40-х завод выпустил первые горизонтальные ковочные машины: ГКМ-1000 и ГКМ-1800, в дальнейшем гамма машин была расширена. Сегодня эти машины успешно эксплуатируются в Италии, России, Румынии, Чехии, Китае, Индии и др.

Сегодня мощная инжиниринговая и производственная база позволяет ОАО «Прессовый узел» проводить модернизацию любого кузнечно-прессового оборудования с учетом постоянно повышающихся требований по: экономичности, автоматизации, надежности, безопасности и др.

Управление предприятием строится на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно и представлена в приложении 1.

При разработке организационной  структуры управление обеспеченно эффективное распределение функций управления по подразделениям.

В основу структуры управления положена определенная система –  линейно-функциональная, она представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные специфические вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.д.

Управление предприятием осуществляется на основе сочетания  принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества. Аппарат управления компанией построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.

2.2 Анализ основных  социально-экономических и финансовых  показателей ОАО «Прессовый узел»

Анализ показателей  деятельности предприятия целесообразно  начинать с оценки и диагностики  основных технико-экономических показателей.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия можно представить в таблице 1.

 

Таблица 1

Размеры предприятия ОАО «Прессовый узел» за 2005–2006 гг., их динамика

Показатель

2004 год

2005 год

2006 год

Отклонение 2006 г от 2005 г

Абсолютное (+,-) тыс.руб.

Темп прироста, %

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

1987

2153

3193

+1040

48,3

Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. руб.

8

11

5

-6

-54,55

Среднегодовая стоимость оборотных  средств, тыс.руб.

134

-289

656

+945

126,99

Объем реализации, тыс.руб.

13987

15625

28790

+13165

84,26

Чистая прибыль, тыс.руб.

943

1365

1967

+602

44,1

Численность работников, чел.

89

136

141

+5

13,89


 

Данные таблицы 1 свидетельствуют о положительных изменениях в динамике технико-экономических показателей данного предприятия. Среднегодовая стоимость основных средств предприятия возросла на 1040 тыс.руб., что составило 48,3 % от стоимости 2005 года. Увеличение объема реализации на 13165 тыс.руб. свидетельствует об эффективной работе предприятия, и как следствие отразилось на увеличение прибыли предприятия на 602 тыс.руб. Анализ численности работников показал, что их количество увеличилось на 5 чел, данные изменения произошли в связи с расширением производства предприятия.

Большое внимание в ОАО «Прессовый узел» уделяется социальным вопросам. Ежегодно администрация предприятия заключает с персоналом коллективный договор, в котором отражены вопросы обеспечения занятости, организации труда и заработной платы, охраны и безопасности труда, организации медицинского, санаторно-курортного лечения и отдыха работников и пр.

Социальные показатели предприятия ОАО «Прессовый узел» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели и динамика трудовых ресурсов и производительности труда

Наименование

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонение 2006 г.

к 2005 г.

Абсолю-тное

(+,-)

Темп прироста, %

Среднесписочная численность, всего (чел.)

89

136

141

+5

3,7

из них административно-управленческий персонал

23

27

27

-

-

рабочих

66

109

114

+5

4,6

Объем производства продукции, тыс. шт.

13987

15625

28790

+13165

84,3

Производительность труда на 1 работника, шт.

157

114,9

204,2

+89,3

77,7


 

Данные таблицы 2 показывают, что среднесписочная численность  за 2006 год составила 141 чел, увеличение по сравнению с 2005 годом на 5 чел. Увеличении объема производства достигнуто:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции