Анализ себестоимости и рентабельности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание

Себестоимость единицы продукции показывает затраты предприятия на производство и реализацию определенного вида изделий в расчете на одну натуральную единицу. Для формирования устойчивого контингента покупателей следует изыскивать резервы снижения себестоимости именно конкретных изделий, что в конечном итоге позволит выстоять в конкурентной борьбе. Результаты анализа себестоимости отдельных видов продукции широко используются в ценообразовании и для определения возможной величины прибыли предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Анализ себестоимости и рентабельности важнейших видов продукции.docx

— 47.80 Кб (Скачать документ)

Табл.2. Анализ факторов изменения  уровня рентабельности единицы продукции. 
 
 
 
 

 

Из данных табл. 2 видно, что фактические показатели незначительно превзошли прогнозируемые (гр.8). По изделию А и В это  достигнуто за счет роста цен, по изделию  С рентабельность повысилась за счет снижения себестоимости. Влияние факторов второго порядка (факторы 1.1, 1.2 1.3) на изменение уровня рентабельности рассчитывается приемом долевого участия (по каждому изделию).

     Для этого используется информация об изменении  цен на продукцию в абсолютной сумме (по изделию А):

  • изменение конъюнктуры рынка                                        + 20 тыс. р.;
  • изменение качества продукции                                         + 10 тыс. р.;
  • инфляция                                                                            + 17 тыс. р.;
  • Итого                                                 + 47 тыс. р.

                                                                                         гр.2-гр.1 (277 - 230)

     Коэффициент долевого участия равен 0,5 (23,5(гр.9):47).

     Влияние факторов второго порядка на изменение  уровня рентабельности изделия А за счет фактора цен составляет:

  1. Изменение конъюнктуры рынка                           20 0,5 = 10%;
  2. Изменение качества продукции                                10×0,5 = 5 %;
    1. Инфляция                                                  17×0,5=8,5%

     Итого                                                                                    23,5%

     Детализация фактора 2 (изменение себестоимости продукции) производится также приемом долевого участия.

     Для анализа используются следующие  данные, рассчитанные на основании  прогнозной и отчетной калькуляции  изделия А:

  • изменение прямых материальных затрат                       + 33 тыс. р.;
  • изменение прямых трудовых затрат                                 + 2 тыс. р.;
  • изменение косвенных затрат                                             + 5 тыс.р.;

    Итого                                                  +40 тыс. р.

                                                                                    гр.4-гр3 (240 - 200)

     Коэффициент долевого участия равен - 0,575 (-23 (гр.10): 40).

     Влияние факторов второго порядка на изменение  уровня рентабельности изделия А за счет фактора себестоимости составляет:

     2.1. Изменение прямых

     материальных  затрат                                       33 × (-0,575) = - 19,0 %:

     2.2. Изменение прямых

     трудовых  затрат                                                                2 × (- 0,575) = - 1,1 %:

     2.3. Изменение косвенных затрат                        5 × (- 0,575) = - 2,9 %;

     Итого                                                                               -23,0.

     Каждому предприятию нужна информация о рентабельности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

     На  изменение уровня рентабельности произведенной  продукции оказывают влияние следующие факторы:

  • изменение структуры продукции;
  • изменение отпускных цен на продукцию;
  • изменение уровня затрат на отдельные изделия (себестоимости отдельных изделий).

     Изменение структуры продукции оказывает  влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным: с увеличением в общем объеме произведенной продукции удельного веса высокорентабельной продукции рентабельность всей продукции повышается, и наоборот. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Используем исходную информацию, из табл. 3.

     Отклонение  от плана уровня рентабельности товарной продукции происходит под влиянием изменения структуры продукции, отпускных цен на продукцию, цен  на сырье и материалы, уровня затрат на единицу изделий. Расчет этих факторов произведем в табл. 4. Из данных табл.4 видно, что отрицательное влияние на снижение уровня рентабельности продукции оказало изменение структуры продукции, а положительное – изменение уровня затрат на единицу продукции.

     На  уровень рентабельности реализованной  продукции оказывает влияние  структура и себестоимость продукции, а так же отпускные цены на продукцию. Исходная информация для расчетов приведена  в табл. 5. Расчет факторов изменения рентабельности реализованной продукции произведем в табл.6. 

     Табл. 3. Исходная информация для расчета товарной продукции. 

Рентабельность Товарная  продукция в отпускных ценах, тыс.р. Себестоимость товарной продукции. тыс. р. Рентабельность  продукции %

×100

Факторы, влияющие на уровень рентабельности
Структура продукции Отпускные цены на продукцию Цены на сырье и материалы Уровень затрат на единицу продукции.
1 2 3 4 5 6 7 8
По  плану 280125 220450 27,07 п п п п
По  плану на фактический выпуск продукции  в ценах плана 281352 221500 27,02 ф п п п
При фактическом  выпуске, фактических отпускных  ценах на продукцию, плановых ценах  на сырье и материалы и плановом уровне затрат 280450 220800 27,02 ф ф п п
Фактически  при плановом уровне затрат на единицу  продукции 280600 220950 27,08 ф ф ф п
Фактически 280920 221000 27,11 ф ф ф ф

 

     

     Табл. 4. Расчет факторов, влияющих на рентабельность товарной продукции 

Факторы изменения рентабельности Расчет Уровень влияния
Структура продукции 27,02-27,07 -0,05
Отпускные цены на продукцию 27,02-27,02 -
Цены на сырье и материалы 27,08-27,02 0,06
Уровень затрат на единицу продукции. 27,11-27,08 0,03
Итого 27,11-27,07 0,04
 
 

     Табл. 5. Исходная информация для расчета факторов, влияющих на изменение  рентабельности реализованной  продукции 
 

рентабельность  реализованной продукции % Факторы, влияющие на уровень рентабельности
Структура продукции Себестоимость Отпускные цены на продукцию
Плановая 28,12 п п п
Условная:        
   первая 28,05 ф п п
   вторая 28,08 ф ф п
Фактическая 28,10 ф ф ф
 
 

     Табл.6. Расчет факторов, влияющих на рентабельность реализованной продукции 

Факторы изменения рентабельности Расчет Уровень влияния
Структура продукции 28,05-28,12 -0,07
Себестоимость 28,08-28,05 0,03
Отпускные цены на продукцию 28,10-28,08 0,02
Итого 28,10-28,12 -0,02
 

     В табл. 6. Видно, что изменение структуры  продукции оказало отрицательное  влияние на снижение уровня рентабельности, а себестоимость и отпускные  цены – положительное.

     Проанализировав произведенные расчеты можно  сделать вывод, что фактором повышения  рентабельности продукции является снижение ее себестоимости.

     Для анализа рентабельности продукции  используют следующие источники: план экономического и социального развития, бизнес-план, ф. № 1 «Бухгалтерский баланс ф № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах», ф. № l-ф «Отчет о финансовых показателях предприятия», ф. № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции (ф. № 1-к), информация о ценах, ф. № 6 «Отчет о рентабельности отдельных видов продукции промышленности».

 

     Задача.

     Определить  отклонения и, используя методы цепных  подстановок и абсолютных разниц, влияние факторов на прибыль на основании   данных приведенных в таблице.    

Показатель Базовый период Отчетный период
Прибыль всего в т. ч.: 15000 17900
-прибыль  от реализации продукции 13500 16000
-прибыль  от прочей реализации 800 1400
-внереализационный  финансовый результат 700 500

           

     Решение:

     Определим отклонения, используя метод цепных подстановок: 

     П=ПР+ППР+ВФР, где 

     П – прибыль;

     ПР - Прибыль от реализации продукции;

     ППР - прибыль от прочей реализации;

     ВФР - внереализационный финансовый результат. 

Информация о работе Анализ себестоимости и рентабельности продукции