Анализ себестоимости и рентабельности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание

Себестоимость единицы продукции показывает затраты предприятия на производство и реализацию определенного вида изделий в расчете на одну натуральную единицу. Для формирования устойчивого контингента покупателей следует изыскивать резервы снижения себестоимости именно конкретных изделий, что в конечном итоге позволит выстоять в конкурентной борьбе. Результаты анализа себестоимости отдельных видов продукции широко используются в ценообразовании и для определения возможной величины прибыли предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Анализ себестоимости и рентабельности важнейших видов продукции.docx

— 47.80 Кб (Скачать документ)
    1. Анализ  себестоимости и  рентабельности важнейших  видов продукции
 
    1. Анализ  себестоимости отдельных видов продукции
 

     Себестоимость единицы продукции показывает затраты  предприятия на производство и реализацию определенного вида изделий в расчете на одну натуральную единицу. Для формирования устойчивого контингента покупателей следует изыскивать резервы снижения себестоимости именно конкретных изделий, что в конечном итоге позволит выстоять в конкурентной борьбе. Результаты анализа себестоимости отдельных видов продукции широко используются в ценообразовании и для определения возможной величины прибыли предприятия. При большой номенклатуре выпускаемой продукции такой анализ следует проводить по важнейшим видам, составляющим наг больший удельный вес в общем объеме производства, а также по изделиям, являющимся убыточными. В качестве источников информации используются плановые (отчетные) калькуляции с расшифровками к ним.

     Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют  отчетные калькуляции по отдельным  изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

     Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели  

       где                                                 (1)        

     Сi,- — себестоимость единицы i-го вида продукции;

     A i_- сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

     bi -сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

     VBПi— объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.

 

     Зависимость себестоимости единицы продукции  от данных факторов показана на рис. 1 

      С 
 
 
 
 
 
 

         

                 Постоянные расходы на единицу  продукции

     

                 Переменные затраты на единицу  продукции

                                                                                                         VВП, шт.

Рис. 1. Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства 

Табл.1. Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия.

Показатель По плану Фактически Отклонение  от плана
Объем производства, изд. 50000 45000 -5000
Сумма постоянных затрат, млн. руб. 7500 7650 +200
Сумма переменных затрат на единицу продукции, тыс. руб. 300 320 +20
Себестоимость 1 изд., тыс. руб. 450 490 +40
 

     На  основании модели (1) и данных табл.1 произведем расчет влияния факторов методом цепных подстановок: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Общее изменение себестоимости единицы  продукции: 
 
 

     в том числе за счет изменения

     а) объема производства продукции: 
 
 

     б) суммы постоянных затрат: 
 
 

     в) суммы удельных переменных затрат: 
 
 

     Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции. Затем более детально изучают себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды.

 

    1. Анализ  рентабельности продукции
 

    Известны  два подхода к расчету показателей  рентабельности: затратный, ресурсный.

     Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг), В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость произведенной продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

     Рентабельность  рассчитывается по следующим формулам в зависимости от вида продукции: 
 
 
 
 
 
 

     Показатели  рентабельности, рассчитанные но данному  методу, характеризуют эффективность использования средств. потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.

    Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе - общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.

    Коэффициент рентабельности реализованной продукции (Кр.р.п.) рассчитывается следующим образом: 
 
 
 

     По  затратному методу рассчитывается и рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибыли и суммы инвестиций в данный проект.

     Показатели  рентабельности используются для оценки результатов деятельности предприятия  его структурных подразделений в ценообразовании, инвестиционной политике„ выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т. п.

     Сущность  ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализации, а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых наиболее часто применяются показатели капитала.

     Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, считаем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).

     В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятельности - рентабельность реализованной продукции и т.д.

     Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т. п.).

     Для анализа рентабельности отдельных изделий составляется аналитическая таблица следующей формы: 

Показатели  рентабельности За предыдущий период, % За отчетный период
по  принятым параметрам По отчету
    процент темп роста, % процент Выполнение  принятых параметров темп роста, %
             
 

      Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов приведенных на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Структурно-логическая модель рентабельности единицы изделия. 

     Уровень влияния факторов первого порядка  может быть рассчитан способами  последовательного изолирования (цепных подставок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подставок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчитывается путем сравнения условного показателя с плановым, а себестоимости единицы продукции – фактического с условным.

     Приведем  пример анализа факторов изменения  уровня рентабельности единицы продукции (табл.2)

 

 

Вид изделий Цена  производителей (без НДС, акцизного  сбора и других налогов), тыс.р. Полная  себестоимость единицы продукции, тыс. р. Уровень рентабельности % Отклонения  от прогноза, пунктов
по  прогнозу фактически по прогнозу фактически по прогнозу при фактических  ценах и прогнозной себестоимости фактически 
всего

(гр.7-гр.5)

в том  числе за счет изменения
цены

(гр.6-гр.5)

Себестои-мости

(гр.7-гр.6)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 230 277 200 240 15 38,5 15,5 +0,5 +23,5 -23
В 363 420 310 360 17,1 35,5 18,4 +1,3 +18,4 -17,1
С 460 414 390 350 18 6,1 18,3 +0,3 -11,9 +12,2

Информация о работе Анализ себестоимости и рентабельности продукции