Анализ производительности труда и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы стало рассмотрение понятий «производительность труда», «влияние производительности труда на деятельность предприятия», «плюсы и минусы производительности труда».
Таким образом, основные задачи работы:
Раскрыть понятие и сущность производительности труда;
Проанализировать систему показателей и методы измерения производительности труда;
Изучить производительность труда на примере предприятия ООО «Фортуна Принт»;
Проанализировать влияние производительности труда на деятельность предприятия ООО «Фортуна Принт» и влияние различных факторов на производительность ООО «Фортуна Принт»;
Определить пути повышения производительности на предприятии ООО «Фортуна Принт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………..……………….................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, ЕГО МЕСТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и значение производительности труда на предприятии в торговле ..5
1.2 Факторы, влияющие на производительность труда на предприятии в торговле……………………………………...………………………………………...9
1.3 Показатели измерения производительности труда в торговле…………….....10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ООО «ФОРТУНА ПРИНТ»
2.1 Общая характеристика предприятия, анализ экономической деятельности ООО «Фортуна Принт»………………………………………………………...….....17
2.2 Анализ влияния производительности труда на деятельность ООО «Фортуна Принт», и влияния различных факторов на производительность предприятия………..…………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 87.29 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………..……………….................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, ЕГО МЕСТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

1.1 Сущность и значение производительности труда на предприятии в торговле ..5

1.2 Факторы,  влияющие на производительность  труда на предприятии в   торговле……………………………………...………………………………………...9

1.3 Показатели  измерения производительности труда  в торговле…………….....10 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ООО «ФОРТУНА ПРИНТ»

2.1 Общая характеристика предприятия, анализ экономической деятельности ООО «Фортуна Принт»………………………………………………………...….....17

2.2 Анализ влияния производительности труда на деятельность ООО «Фортуна Принт», и влияния различных факторов на производительность предприятия………..…………………………………………………………………20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….....28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что каждое предприятие отличается определённым уровнем производительности труда, который может повышаться или понижаться в зависимости от различных факторов. Развитие предприятия невозможно без постоянного повышения производительности, показатель которой является обобщающим показателем работы хозяйствующих субъектов, чем он выше, тем лучше. То есть, непременным условием развития производства служит рост производительности труда. Он имеет существенное значение, как фактор снижение издержек и получение прибыли, необходимой для развития производства.

     Из  этого следует, что повышение  производительности труда, может отразиться на выручке от реализации продукции, так как, если работники будут  работать эффективнее, то производство продукции увеличится и соответственно выручка тоже может увеличиться. Естественно, возрастают и личные доходы предпринимателя. Наряду с этим рост производительности является основой  повышения заработной платы и  доходов работников; только при этом условии они могут возрастать без увеличения издержек на единицу  продукции.

     Если  происходит снижение темпов роста производительности, это отрицательно сказывается практически  на всех сторонах производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Кроме всего  прочего, повышение производительности труда важно и на макро-уровне, как определяющий фактор экономического роста и повышения уровня жизни  населения.

     Целью данной курсовой работы стало рассмотрение понятий «производительность труда», «влияние производительности труда на деятельность предприятия», «плюсы и минусы производительности труда».

     Таким образом, основные задачи работы:

  1. Раскрыть понятие и сущность производительности труда;
  2. Проанализировать систему показателей и методы измерения производительности труда;
  3. Изучить производительность труда на примере предприятия ООО «Фортуна Принт»;
  4. Проанализировать влияние производительности труда на деятельность предприятия ООО «Фортуна Принт» и влияние различных факторов на производительность ООО «Фортуна Принт»;
  5. Определить пути повышения производительности на предприятии ООО «Фортуна Принт».

     Работа  состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, ЕГО МЕСТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ 

    1.1 Сущность и значение производительности труда на предприятии в торговле

     Любая новая организационная форма  производства утверждается, если обеспечивает более высокую по сравнению с  предшествующей формой производительность труда. Соответственно возросший уровень  производительности труда является критерием прогрессивности организационной  формы и управленческих решений.

     Ответ на вопрос о понимании сущности производительности труда в экономической науке  и практике далеко не однозначен.

     Необходимо  отметить, что существующее понятие  производительности труда в торговле сложилось не сразу. Оно формировалось в длительной борьбе мнений. В нашей стране оживленная полемика происходила в 1920–1930-х гг. Тогда при решении хозяйственных задач производительность труда приобрела большую актуальность. Был создан Центральный институт труда (ЦИТ), основной задачей которого стало внедрение в хозяйственную жизнь научной организации труда [1; с.12].

     В научный оборот стали вводиться  новые обозначения: «продуктивность  труда», «успешность труда», «плодотворность  труда», «продуктивность рабочего», «производительность рабочего», «выработка рабочего», «рациональность труда», «интенсивность труда» и другие [2; с. 256].

     С течением времени удалось найти  рациональное решение. В борьбе мнений одержала победу та точка зрения, которая  определила, что термин «производительность  труда в торговле» лучше других соответствует раскрываемому понятию, а сама производительность труда характеризует собой эффективность трудовых затрат, исчисленную в расчете на одного работника. Такое понимание производительности труда в своей основе сохранилось до наших дней. Оно в общем и целом отвечает практическим потребностям и служит исходным моментом для теоретических исследований.

     В данной работе в качестве определения  производительности труда будет  использовано следующее:

     Производительность труда в торговле — средняя сумма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная путем деления объема розничного товарооборота торгового предприятия на среднесписочную численность работников. Этот показатель обычно называют выработкой на одного работника [3; с. 128].

      В торговле производительность труда  измеряется:

      - количеством товаров (в натуральном  или денежном выражении), проданное одним работником за фиксированное время (час, день, месяц, год);

      - количеством времени, затраченным на продажи единицы товарной продукции;

      - объемом продаж в течение конкретного  временного промежутка (день, месяц,  год) [14].

    От  уровня производительности труда зависят  потребность в кадрах, уровень  расходов на оплату труда, издержки обращения, оборачиваемость товаров и, в  конечном счете, рентабельность работы. Рост производительности труда позволяет  сократить затраты труда на единицу  товарооборота, снизить издержки обращения, повысить рентабельность.

    Рассматривая  производительность труда в торговле важно учитывать особенности  этого труда. Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных  по своей природе и содержанию вида:

    1)   Связанные со сменой форм стоимости товара;

    2) Связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения.

    Первый  вид труда обеспечивает смену  форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и  отчетности, организации рекламы и др. Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др. Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса [14].

    Таким образом, первая особенность труда  на торговых предприятиях — его  двойственный характер. Второй особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса — в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый, фасовкой, подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Наличие больших затрат живого труда является негативным фактором (тем более что около 80% занятых в торговле — женщины, а в розничной торговле в среднем за смену приходится перемещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза). Третьей особенностью является то, что труд, связанный со сменой форм стоимости товара, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено, во-первых, тем, что организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником; во-вторых, недостаток средств автоматизации приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную. Четвертая особенность труда в торговых предприятиях — значительное влияние вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия, значительные колебания спроса по товарным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, в других — к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда. Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда — не продукт, а услуга.[14].

    Вместе  с тем обобщающая характеристика использования трудовых ресурсов может  быть дана лишь на основе показателей  эффективности труда. Понятие «эффективность труда» более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта.

    Социальный  эффект выражается в степени удовлетворения спроса населения на товары и качестве обслуживания, в сокращении издержек потребления. Повышение эффективности  труда в розничной торговле ведет  к достижению наилучших результатов  в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса населения на товары при минимуме издержек обращения и потребления. Эффективность труда характеризуется системой показателей [5; с. 236]. К ним относятся:

  • производительность труда;
  • уровень затрат труда на единицу товарооборота (число штатных единиц на 1 тыс. или на 1 млн. р. товарооборота);
  • прибыль на одного работника;
  • уровень расходов на оплату труда;
  • сокращение издержек потребления;
  • высокое качество торгового обслуживания;
  • оптимальное использование рабочего времени.

    Решающую  роль в повышении эффективности  труда в торговле играет производительность труда. Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости  от многих факторов, обусловленных  организационными, техническими и экономическими условиями развития торговли.  
 
 
 
 

     1.2 Факторы, влияющие на производительность труда на предприятии в торговле

    Все факторы, влияющие на производительность труда в торговле, можно подразделить на внешние и внутренние (отраслевые) факторы. Такая классификация факторов важна для выявления резервов и путей роста производительности.

    Внешние факторы не поддаются контролю со стороны предприятий, хотя и оказывают  косвенное влияние на результаты их деятельности, в том числе и  на уровень затрат труда. К ним  относятся уровень развития производства товаров и насыщенности рынка  товарной массой, динамика денежных доходов  населения и розничных цен  на товары, изменение конъюнктуры  рынка, конкуренция на рынке и  т. д. Задача торговых предприятий состоит  в том, чтобы учесть эти факторы  как объективные условия деятельности при разработке планов-прогнозов  или стратегии развития. [7; с. 150].

    На  внутренние (отраслевые) факторы торговое предприятие может оказывать  активное воздействие, в частности, изменять их влияние на производительность труда исходя из поставленной в соответствующем  периоде цели и имеющихся возможностей ее достижения. К внутренним факторам относятся:

Информация о работе Анализ производительности труда и пути ее повышения