Анализ прибыли и резервы ее увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые, в свою очередь, существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования ресурсов предприятия, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

kursova_po_kea.doc

— 635.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра экономики  АПК

 

 

 

Курсовая работа

Анализ прибыли  и резервы ее увеличения

(на примере ОАО «Учхоз "Пригородное")

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  очного отделения экономического факультета 4 курса 4822 группы

Фоменко О. Е.

Проверила: Ларионцева А.М.

 

 

 

 

 

Барнаул 2012 г.

Содержание

 

 

Введение

 

Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые, в свою очередь, существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования ресурсов предприятия, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности.

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы.

Значение прибыли обусловлено  тем, что это основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Поэтому в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.[13,с. 96]

В этой связи необходимо производить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить  теоретические знания по анализу прибыли и овладеть навыками самостоятельного их использования при решении задач практического характера, а также выявить внутренние резервы увеличения прибыли от реализации продукции в ОАО «Учхоз «Пригородное» АГАУ.

Основными задачами курсовой работы являются:

    • раскрытие сущности прибыли предприятия как экономической категории;
    • изучение характеристики ОАО «Учхоз «Пригородное» АГАУ;
    • всесторонний анализ формирования и распределения прибыли в ОАО «Учхоз «Пригородное» АГАУ;
    • выявление и обоснование резервов увеличения прибыли от реализации продукции в ОАО «Учхоз «Пригородное» АГАУ.

Объектом исследования выступает ОАО «Учхоз «Пригородное» АГАУ.

Период исследования: 2008 – 2010 гг..

Методы исследования: монографический, табличный, графический, корреляционно-регрессионный анализ, экономико-статистические.

 

1 Прибыль предприятия  как экономическая категория;  ее характеристика

1.1 Сущность, понятие и значение прибыли. Виды прибыли и их характеристика

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль – это часть  чистого дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли. Количественно  она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Финансовый результат  от экономической деятельности, который  отражается в отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формируется в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж. Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Финансовый результат  от всех видов обычной деятельности также выражается двумя показателями: прибылью до налогообложения (разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности) и прибылью после налогообложения, которая в «Отчете о прибылях и убытках» называется прибылью от обычной деятельности и представляет собой разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

 

 

 

 

Прибыль от обычной деятельности =

Выручка от продаж плюс проценты к получению плюс Доходы от участия  в других организациях плюс Прочие операционные доходы плюс Внереализационные доходы минус Себестоимость проданных товаров и продукции минус Расходы на продажу минус Управленческие расходы минус проценты к уплате минус Прочие операционные расходы минус Внереализационные расходы минус Налог на прибыль


 

Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль, которая формируется как Прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) Сальдо доходов и расходов от операционной и внереализационной деятельности (плюс, минус) Сальдо чрезвычайных доходов и расходов и минус Налог на прибыль.

В целом в понятие  «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: либо превышение (снижение) стоимости  произведенной продукции над  затратами на ее производство; либо превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; либо превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании активов организации, ее основного и оборотного капитала.

Конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно данному Положению конечный финансовый результат отчетного периода теперь отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Бухгалтерская (чистая) прибыль  слагается из финансового результата от реализации товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; внереализационных доходов и расходов; чрезвычайных доходов и расходов за вычетом на лога на прибыль.

Прибыль (убыток) от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам относятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.

В процессе анализа используются еще и такие показатели прибыли  как: маржинальная прибыль – это  разность между выручкой (нетто) и  прямыми производственными затратами  по реализованной продукции; капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления; потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.[14,с. 245-248]

Механизм формирования показателей прибыли можно представить с помощью следующей схемы (рисунок 1):

Рисунок 1 – Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

1.2 Факторы оказывающие влияние на прибыль

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

П = S[ VPПобщ х Удi х (Цi - Сi)].

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. [15,с. 260]

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Изменение прибыли за счет объема и структуры реализованной  продукции (DПvpп.уд) можно определить, если сравнить базовую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости продукции.

Чтобы найти влияние  только объема продаж (DПvpп), необходимо базовую прибыль умножить на процент изменения объема реализации продукции и результат разделить на 100.

Влияние структурного фактора  можно определить по формуле:

уд= DПvpп.уд - DПvpп

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли  устанавливают сравнением фактической  суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем продаж в отчетном периоде.

Изменение суммы прибыли  за счет отпускных цен на продукцию  находят сопоставлением фактической  выручки отчетного периода с  условной, которую бы предприятие  получило за фактический объем реализации продукции при базовом уровне цен.

Таблица 1 – Расчет влияния  факторов первого уровня на изменение  суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

объем реализации

структура товарной продукции

Цена

себестоимость

По

План

план

План

план

Впл - Зпл

Пусл.1

Факт

план

План

план

Ппл*Iрп

Пусл.2

Факт

факт

План

план

Вусл – Зусл

Пусл.3

Факт

факт

Факт

план

Вф – Зусл

П1

Факт

факт

Факт

факт

Вф –Зф


 

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции в целом по предприятию (Iрп), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент. [15,с. 257]

Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или в стоимостном выражении (если продукция не однородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, т.к. себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

Информация о работе Анализ прибыли и резервы ее увеличения