Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание

Прибыль, как экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и значение прибыли и рентабельности……………………..6
Рентабельность как относительный показатель прибыльности……….12
Краткая характеристика предприятия OAO «Утёс»……………………16
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках………………...17
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках…………………...19
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж…………………...20
Заключение………………………………………………………………………22
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………….……………......28

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс фин.анализ.doc

— 5.38 Мб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт экономики  и бизнеса

Факультет управления

Кафедра экономического анализа и государственного управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг.

 

 

 

Выполнила:  студентка группы ФиК-О-10/2 Первова Анастасия

Научный руководитель: к.э.н., доцент,

Барченко Н.М.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность и значение прибыли и рентабельности……………………..6
  2. Рентабельность как относительный показатель прибыльности……….12
  3. Краткая характеристика предприятия OAO «Утёс»……………………16
  4. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках………………...17
  5. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках…………………...19
  6. Расчет и факторный анализ рентабельности продаж…………………...20

Заключение………………………………………………………………………22

Приложение 1…………………………………………………………………….24

Приложение 2…………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………….……………......28

 

Введение

Прибыль, как экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Грамотное, эффективное  управление формированием прибыли  и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.

В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли. Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов. Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

В условиях рыночной экономики  большое значение имеют вопросы  бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита финансовых результатов  деятельности организации.

Основным достоинством бухгалтерского учета можно и нужно считать то, что только благодаря его данным можно определить показатели прибыльности и рентабельности работы предприятия и тем самым оценить эффективность решений, принимаемых его руководством.

При этом финансовый анализ результатов хозяйственной деятельности организации позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по ее развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации.

Наряду с формированием  прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.

Изучив источники получения  прибыли можно разработать научный  подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и  ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.

Цель данного исследования – рассмотрение прибыли и рентабельности в теоретическом аспекте на примере ОАО «Утёс» и разработка путей повышения этих показателей.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

– определить значение прибыли и рентабельности организации;

– выявить факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельность организации;

– анализ показателей оценки прибыли и рентабельности;

– формулировка и обоснование рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности организации.

Предмет исследования –  прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.

Субъектом исследования является открытое акционерное общество «Утёс».

 

1. Сущность и значение прибыли и рентабельности

Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, т.к. рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива и его технического переоснащения. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.

Как результативный показатель она характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой  разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и  себестоимостью (в сфере обращения  – между валовой прибылью и расходами на реализацию), являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Определение понятия  «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с двух сторон: микроэкономической и макроэкономической. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и микроуровнях различна.

Основными функциями  прибыли являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

Воспроизводственная функция - один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

Стимулирующая функция - источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива.

Контрольная функция - один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Наличие прибыли  позволяет удовлетворять экономические  интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники акционерного общества также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

Важнейшими  факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, т.к. она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования и ассортимента, а это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.

Внедрение инноваций  как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и  полученным уровнем, выполняет следующие  четыре функции:

– ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

– полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;

– часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;

– часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Поэтому необходимо рассматривать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли (рис.1).

 

Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли

Внутренние факторы  увеличения прибыли предприятия:

  • Уровень хозяйствования;
  • Компетентность руководства и менеджеров;
  • Конкурентоспособность продукции
  • уровень организации производства и труда и др.
  • производительность труда
  • состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на:

  1. производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
  2. внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

  1. Экстенсивные
  2. Интенсивные

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

  • повышение производительности оборудования и его качества;
  • использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • повышение квалификации и производительности труда персонала;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
  • совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг