Анализ кредитоспособности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель работы — осуществить анализ состояния и основных тенденций развития банковской системы России в период реформ, в том числе в сфере кредитования, раскрыть понятие кредитного риска; изучить основные методологические подходы к учету и анализу кредитного риска коммерческого банка в современных условиях, показать особенности организации кредитного процесса и анализа кредитного риска в ОАО «Промсвязьбанк» и перспективы совершенствования кредитной политики Банка.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………………………….3
Введение 4
Глава 1.Состояние и основные тенденции развития банков в России 7
в период становления рыночной экономики 7
1.1.История становления банковской системы в России 7
1.2. Основные тенденции и проблемы развития банковской системы
в сфере кредитования
Глава 2. Методология учета и анализа кредитных рисков коммерческого банка
2.1.Риск: понятие и сущность
2.2.Принципы и критерии классификации банковских рисков
2.3.Методы расчета кредитного риска 40
Глава 3. Анализ кредитных рисков в коммерческом банке 60
3.1.Характеристика ОАО «Промсвязьбанк» 60
3.2.Анализ финансового состояния банка
3.3.Организация кредитного процесса в банке
3.4.Пути снижения кредитных рисков в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Приложения………………………………………………………………………………………...97

Работа состоит из  1 файл

Зайцева А.А..doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

      Вероятность наступления потерь может быть определена объ­ективным или субъективным методами. Объективный метод оп­ределения вероятности основан на вычислении частоты, с кото­рой происходит данное событие, а субъективный — на предпо­ложениях (личном опыте и суждениях оценивающего, мнении экспертов и финансовых консультантов и т.п.). При субъектив­ном определении значения вероятности для одного и того же события приобретают разные величины и таким образом делает­ся разный выбор.

      Риск кредитования заемщика. В подходе к определению риска кредитования одного заемщика существуют различные варианты. Некоторые банки считают, что достаточно определить класс кре­дитоспособности для каждого клиента.

      Можно выделить следующие виды кредитного риска:

      1) риск злоупотреблений. Так называемые «зло­употребления» - одна из наиболее распространенных причин безнадежной задолженности банкам. Речь идет о выдаче руководством и высшими служащими «дружес­ких» кредитов родственникам, друзьям, деловым парт­нерам без должного обеспечения и обследования финан­сового положения заемщика. В этом случае банк может сколько угодно афишировать свои «безупречные» прин­ципы кредитования, описывать службы, занимающиеся оценкой кредитных рисков и принимающих решение о предоставлении кредита или отказе в нем, но пока ком­мерческие банки (особенно российские) не решат про­блему злоупотребления, их кредитный риск будет оста­ваться весьма значительным;

      2) риск неплатежа по внутренним займам. Дан­ный риск связан с трудностью учета всех факторов, вли­яющих на платежеспособность заемщика. Этими факто­рами могут быть: неспособность должника создать адек­ватный будущий денежный поток в связи с изменениями в деловом, экономическом и/или политическом окруже­нии, в котором оперирует заемщик; подорванная дело­вая репутация заемщика; неуверенность в будущей сто­имости и качестве кредитного обеспечения и ряд других. Главное средство борьбы с неплатежами такого рода -диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к рассредоточению риска;

      3) риск неплатежа по иностранным кредитам. Этот риск связан с задержкой платежей по кредитам за­емщикам из других стран. В 70-е годы этот вид риска явился причиной банкротства ряда крупных американских банков. Это произошло из-за массовых неплатежей по кре­дитам, выданным заемщикам из развивающихся стран.

      К факторам, повы­шающим кредитный риск, относятся

      - значительный объем сумм, выданных узкому кругу заемщиков или отраслей, т.е. концентрация кре­дитной деятельности банка в какой-либо сфере, чувстви­тельной к изменениям в экономике;

      - большой удельный вес кредитов и других бан­ковских контрактов, приходящихся на клиентов, испы­тывающих определенные финансовые трудности;

      - концентрация деятельности банка в малоизучен­ных, новых, нетрадиционных сферах;

      - внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов;

      - удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов, о которых банк располагает недостаточной ин­формацией;

      - либеральная кредитная политика (предоставле­ние кредитов без наличия необходимой информации и анализа финансового положения клиента);

      - неспособность получить соответствующее обеспе­чение для кредита или принятие в качестве такового цен­ностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию;

      - значительные суммы, выданные заемщикам, свя­занным между собой;

      - нестабильная экономическая и политическая си­туация.

      В зависимости от уровня основных и допол­нительных показателей методики определения кредитоспособно­сти — коэффициентов ликвидности баланса предприятия, по­крытия баланса, платежеспособности, обеспеченности собственными средствами, размеров собственных и привлеченных средств, уровня доходности предприятия, устойчивости финан­сового положения - выделяются четыре группы классов заемщиков. Заем­щики четвертой группы считаются некредитоспособными, и банк в условиях рыночной экономики, чтобы не нести по ним риск не­платежа (совокупность кредитного и процентного рисков), не должен с ними работать.

      Из оставшихся предпочтительным для банка является заем­щик 1-го класса, риск платежей по ссудам которого невелик и не требует применения жестких условий кредитования, гаран­тий, страхования залогового права. Однако могут воздействовать внешние факторы, связанные с коммерческим, политическим и геофизическим рисками, например неустойчивостью валютных курсов, инфляцией, неплатежеспособностью его покупателя или заемщика, отказом от платежа или принятия товара покупате­лем, неоплатой долга покупателем в установленный срок, изме­нением цены сырья, материалов, полуфабрикатов после заклю­чения договора, ошибками в документах или оплате, злоупот­реблениями или хищениями, углублением экономического кри­зиса в стране, стихийными бедствиями и т.п. Поэтому банк даже в отношении первоклассного заемщика должен владеть методи­кой расчета и информацией о размерах его коммерческих и других рисков.

      С заемщиками 2—3 группы банки должны строить более же­сткие взаимоотношения, в частности, вводить обязательность залога, гарантий, проверок обеспеченности ссуд, строгое ограни­чение объема кредитов плановыми размерами, повышенную от­ветственность за нарушение условий кредитования, применение механизма оперативного взыскания кредита.

      В странах с развитой рыночной экономикой ориентиром оценки риска отдельного клиента служит аналогичная схема, так называемая кредитная котировка предприятий банком. Она со­ставляется на основе объема оборота предприятия, его кредит­ной и платежной оценок, качества подписи («имиджа»). Из ко­личественного анализа выводится качественная оценка, позво­ляющая отнести предприятие к одной из шести групп: государ­ственное, зарубежное, «хорошее», предприятие, испытывающее трудности, предприятие, находящееся в частичном управлении банком (в связи с испытываемыми трудностями), «некотируемое» предприятие. На основании этой оценки банки строят кредит­ные отношения с клиентом, судят о степени риска данного клиента, а также управляют рисками (повышают долю рефинанси­руемых Центральным Банком кредитов, используют плавающие процентные ставки, страхование, разделение рисков и т.п.).

      Зависимость риска от величины кредита. Рассмотренные кре­диты направлены на ограничение выдачи банками крупных кре­дитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка, связанных с конкретным заемщиком, — с другой. Однако представляется, что эти нормы носят временный характер, так как не учитывают спектра внешних факторов, влияющих на конкретного клиента, а также тенденций, углубляющих разви­тие внутренних рисков коммерческой деятельности заемщика банка. Учет этих факторов, видимо, потребует выработки мето­дологического подхода к организации кредитных отношений банка с отдельным заемщиком, учитывающего зависимость вложений банка от коммерческих, политических, рыночных и прочих рисков в деятельности клиента в условиях экономиче­ского кризиса.

 

2.3.Методы расчета кредитного риска

 

      Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Наиболее точно искомая модель расчета кредитного риска коммерческого банка выглядит сле­дующим образом:

 

K3 = Kp * (R1 + R2 + … +Rn) * E : Kвл                                    

      где K3 — коэффициент риска отдельного заемщика банка;

      Kp — корректирующий коэффициент, учитывающий кредитоспо­собность клиента (его абсолютное значение может колебаться: для кли­ентов 1-го класса — 1; 2-го класса — от 2 до 3; 3-го — от 4 до 5), сте­пень рыночной самостоятельности заемщика, уровень его производст­венного потенциала, обеспеченность трудовыми ресурсами, состав ак­ционеров, наличие деловой активности и организаторских качеств руко­водителя, достаточность собственных средств и резервных фондов, уро­вень просроченных ссуд за прошлый период и т.д.;

      R1, ... Rn,— размер рисков, связанных с данной кредитной опера­цией;

      Kвл — сумма кредитных вложений по заемщику;

      Е — корректирующий коэффициент, учитывающий действие внешних факторов для данного клиента банка.

      Корректирующий коэффициент Е определяется как отноше­ние суммы всех возможных содействующих факторов (включая факторы, формирующие риск региона, неустойчивость валютных курсов, платежеспособность покупателей клиента, отказ от при­нятия или оплаты товара клиентом, нарушение сроков оплаты счетов клиентом, изменение цен на сырье, материалы и продук­цию, конкурентоспособность продукции клиента, нарушения хищения, спрос на ссуды со стороны других клиентов, имеющиеся кредитные ресурсы банка и т.д.) к сумме внешних факторов.

      В широком смысле кредитный риск - это риск потерь, возникающих в результате неспособности партнера по сделке своевременно выполнить свои обязательства. Полная вероятностная модель кредитного риска практически не реализуема. Поэтому приходится идти на сознательное «огрубление» модели; в простейшем случае используется модель, основанная на следующих двух параметрах:

        величине потенциальных потерь L в случае невыполнения обязательств партнером по сделке;

        вероятности невыполнения обязательств партнером по сделке.

      Таким образом, при рассмотрении кредитного риска приходится использовать приближенный вероятностный метод, основанный на сведении множества возможных сценариев к бинарному распределению:

        с вероятностью партнер не выполнит свои обязательства, и мы потеряем L;

        с вероятностью 1 партнер выполнит свои обязательства, и мы получим некоторую прибыль P.

      Оценка параметров L и P в случае обычных кредитов выполняется сравнительно просто: грубо говоря, потери равны сумме кредита, а прибыль - это доход, обусловленный условиями договора. В случае срочных контрактов потенциальные потери имеют более сложную природу, поскольку необходимо учитывать длительность контрактов. В простейших моделях величина потенциальных потерь пропорциональна квадратному корню из длительности контракта. Например, потенциальные потери по 4- месячному форварду в два раза выше потенциальных потерь по одномесячному форварду.

      Оценка вероятности несостоятельности выполняется на основе имеющейся кредитной истории. При этом поскольку кредитная история, как правило, недостаточна для надежной оценки каждого клиента, приходится использовать «объединенную» кредитную историю для группы всех клиентов с аналогичным рейтингом. Так, на ММВБ для оценки вероятности несостоятельности клиринговых членов используется вся история платежей по нетто-обязательствам в секции срочного рынка и определяется вероятность несостоятельности клирингового члена, общая для всех клиринговых членов.

      В июне 2001 года на заседании Экспертного совета Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ шел жаркий спор о том, рекомендовать или нет к рассмотрению проект закона «О Федеральном государственном архиве кредитных историй». Мнения членов Экспертного совета порой были диаметрально противоположными по ряду принципиальных вопросов.

      Если говорить о целесообразности создания бюро кредитных историй, то прежде всего обратимся к мировому опыту, который свидетельствует о следующем:

      Первое. Специализированные организации, занимающиеся сбором и распространением информации о положительных и негативных сторонах деятельности юридических и физических лиц, претендующих на получение ссуды (здесь и далее будем называть эти организации – «Бюро кредитных историй»), имеются во всех развитых и многих развивающихся странах.

      Второе. Динамичное и стабильное развитие экономики в целом, различных отраслей и конкретных хозяйствующих субъектов невозможно без экономической прозрачности и информационной открытости, ибо они создают необходимую конкурентную среду, а наиболее простым и эффективным инструментом распространения достоверной информации о субъектах рынка являются их кредитные истории, в идеале содержащие сведения о клиенте как плательщике по всем видам обязательств.

      Третье. В странах, имеющих Бюро кредитных историй, объем банковских кредитов по отношению к ВВП на 15-20% больше, чем в сопоставимых странах, не создавших таких институтов.

      Подобные аргументы могут быть продолжены, но мы считаем, что и приведенных достаточно, чтобы уверенно утверждать - создание в России специализированной организации по работе с кредитными историями будет иметь положительный эффект.

      Возможные негативные моменты, возникающие в процессе функционирования подобной системы (конфликт интересов кредитной организации, когда она является одновременно и источником, и получателем информации о своем ценном клиенте; злоупотребления в процессе формирования и использования информации и некоторые другие), не имеют определяющего значения, присущи многим информационным системам и преодолеваются продуманными организационно-правовыми мерами.

      Более того, названные возможные недостатки не идут ни в какое сравнение с теми преимуществами, которые дают кредитным организациям информационные системы Бюро кредитных историй.

      Во-первых, формируется открытый рынок капиталов, позволяющий его участникам более точно определять соотношение спроса и предложения в системе депозит-кредит и на этой основе правильно устанавливать цены на денежные ресурсы.

Информация о работе Анализ кредитоспособности коммерческого банка