Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание

Систематическое снижение себестоимости и определение прибыльности продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Содержание

Введение.................................................................................................................................3
Глава I. Обобщающие показатели себестоимости продукции и
методика их анализа....................................................................................................5
1.1 Задачи анализа себестоимости продукции ..............................................5
1.2 Система показателей себестоимости продукции.....................................6
1.3 Анализ динамики (выполнения) плана по показателю
полной себестоимости продукции...................................................................8
1.4 Факторный анализ затрат на рубль объема продукции........................11
Глава II. Анализ влияния на себестоимость продукции
эффективности использования производственных ресурсов.
Анализ себестоимости продукции по статьям затрат............................................15
2.1 Анализ влияния на себестоимость продукции эффективности
использования производственных ресурсов.............................................................15
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат............................20
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы.....................................

Работа состоит из  1 файл

Себестоимость анализ.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

    В реальности взаимосвязь себестоимости  продукции и затрат на производство выражается с помощью следующей формулы:

    Себестоимость продукции   =  затраты на производство минус прирост (плюс снижение) остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственной выработки плюс прирост (минус снижение) остатков по счету «Резервы предстоящих расходов» минус прирост

    (плюс  снижение) остатков по счету «Расходы  будущих периодов».

    Аналитические расчеты по рассматриваемой методике выполнены в табл. 6  и 7.

    Из  данных табл.6 следует, что затраты  на рубль объема продукции в отчетном периоде по сравнению с базовым возросли в целом на 19,35 коп., в том числе за счет повышения материалоемкости продукции на 13,83 коп. и зарплатоемкости на 10,02 коп. На снижение удельных затрат повлияло уменьшение амортизациеемкости на 2,18 коп. и прочих затрат на рубль объема продукции на 2,32 коп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В целом за счет ухудшения использования  ресурсов в организации сумма прибыли уменьшилась на 7005 тыс. руб. в основном за счет увеличения материало- и зарплатоемкости продукции. В данном случае главные резервы увеличения прибыли заключаются в повышении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Сокращение амортизациеемкости и прочих затрат на рубль объема продукции не означает, что резервы снижения себестоимости здесь отсутствуют. Они завуалированы, перекрыты влиянием положительных факторов и могут быть установлены при проведении дополнительного, более детального анализа. 
 
 

    2.2 Анализ себестоимости продукции  по статьям затрат 

    Управление  себестоимостью продукции, организация  аналитического учета затрат и калькулирования себестоимости связаны с группировкой расходов по статьям калькуляции. Перечень статей организации устанавливают самостоятельно. Цель такой группировки заключается в формировании необходимой информации для выявления фактических затрат на изготовление и продажу отдельных видов изделий, определения фактической себестоимости выпуска всей продукции, а также для планирования (прогнозирования) затрат.

    В основу группировки затрат по калькуляционным  статьям положена экономическая однородность затрат по их целевому назначению: место возникновения,- носитель затрат — конкретный вид (группа) продукции и др.

    Для организаций, осуществляющих промышленное производство продукции, в проекте Методических указаний по учету затрат на производство продукции, работ и услуг рекомендована следующая классификация статей затрат.

    Сырье и материалы.

    Возвратные  отходы (вычитаются).

    Покупные  комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера сторонних организаций.

    Топливо и энергия на технологические  цели.

    Затраты на оплату труда работников, непосредственно  участвующих в производстве продукции.

    Отчисления  на социальные нужды.

    Расходы на подготовку и освоение производства.

    Общепроизводственные  расходы.

    Общехозяйственные расходы.

    Потери  от брака.

    Прочие  производственные расходы.

    Расходы на продажу.

    Первые 11 статей калькуляции образуют производственную себестоимость. Полная себестоимость продукции складывается из производственной и расходов на продажу.

    По  признаку отнесения затрат на себестоимость  отдельных видов продукции они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты - это затраты, которые прямо и непосредственно могут быть отнесены на себестоимость конкретных видов продукции. К ним относятся материальные затраты, входящие в статьи 1-4, а также заработная плата работников, непосредственно участвующих в производственном процессе, и начисления на нее (статьи 5 и 6).

    Под косвенными затратами понимаются затраты, которые не представляется возможным непосредственно включать в расходы по соответствующим видам продукции и которые распределяются по ним с помощью специальных методов, определяемых организацией. К таковым, как правило, относятся затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством и организацией в целом, а также с продажей продукции.

    Согласно  приведенной выше номенклатуре косвенными могут считаться расходы по статьям 7-12, хотя часть затрат, связанных с обслуживанием и управлением производством продукции и ее продажей, может быть непосредственно отнесена к конкретным видам продукции, т.е. являться прямыми.

    Прямые  затраты в основном одноэлементны, а косвенные образуют комплексные статьи, т.е., включают несколько элементов: материалы, заработную плату, амортизацию и др.

    Аналитическая ценность рассматриваемой классификации  затрат заключается в следующем. Она позволяет увязать результаты анализа себестоимости в целом по продукции с отклонениями по местам возникновения затрат и видам изделий, т.е. увязать результаты с затратами. Последнее имеет большое значение для контроля за уровнем затрат, более полного выявления резервов их экономии и в целом для управления себестоимостью.

    Анализ затрат по статьям калькуляции начинают с определения отклонения фактической суммы затрат в отчетном периоде (Q) от базовой, пересчитанной на объем и ассортимент продукции в отчетном периоде по каждому изделию.

                                                                                     (3)

    При этом фактические затраты отчетного  периода предварительно корректируются на суммы повышения цен и тарифов на материальные ресурсы (Цмр). Условный пример такого анализа приведен в табл. 8.

    Отклонения  выражаются в абсолютной сумме и  процентах к полной базовой себестоимости отчетного объема продукции. Последнее характеризует долевое участие затрат по каждой статье в изменении отчетной себестоимости продукции по сравнению с ее базовым значением.

    В приведенном примере полная себестоимость  продукции возросла на 10 200 тыс. руб., или на 32,08%. Наибольшее влияние на это оказал рост прямых материальных затрат на 7110 тыс. руб. (22,36%). Однако если исключить из этой суммы удорожание материалов за счет повышения цен (+500 тыс. руб.), то на сами материальные затраты придется сумма удорожания, равная 6610 тыс. руб. К следующим по значимости факторам, приведшим к увеличению себестоимости, относятся рост затрат на оплату труда (3140 тыс. руб.), увеличение расходов на обслуживание производства и управление (120 тыс. руб.), наличие потерь от брака (50 тыс. руб.). Если брак в данной организации не планировался, то вся сумма потерь в отчетном периоде в размере 200 тыс. руб. должна быть отнесена к резервам возможного снижения себестоимости продукции. 
 
 
 
 
 
 
 

    Экономия  затрат в сумме 220 тыс. руб. достигнута только по расходам на продажу, что снизило полную себестоимость продукции на 0,69%. Возможно, организация нашла более дешевый вариант доставки продукции покупателю либо уменьшила расходы на рекламу.

    Конкретные  причины всех отклонений могут быть установлены только при детальном анализе калькуляций себестоимости отдельных видов продукции по статьям затрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Заключение 

  В условиях рыночной экономики себестоимость  продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов — основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.

  Показатель  себестоимости представляет собой  выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия.

  Основные  задачи анализа себестоимости продукции  предприятия сводятся к следующему:

- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;

- определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

- оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;

выявление упущенных возможностей снижения себестоимости  продукции.

  Источниками информации для анализа себестоимости  продукции служат плановые расчеты, формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности». Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических-картах и спецификациях, и др.

  Анализ  себестоимости проводится по следующим  направлениям: анализ затрат на 1 руб. объема продукции, анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат; анализ себестоимости продукции по технико-экономическим факторам; факторный анализ себестоимости продукции методом главных компонент; анализ себестоимости важнейших видов изделий.

  Анализ  затрат на 1 руб. объема продукции включает в себя изучение динамики затрат по сравнению с предыдущим периодом, определение факторов и причин отклонений фактических затрат отчетного периода от данных за предыдущий период и их количественное измерение.

  При анализе себестоимости важнейших  видов изделий определяется размер абсолютных отклонений от плановой себестоимости и себестоимости прошлого года, изучается структура затрат по калькуляционным статьям, выявляются причины отклонений.

    Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

    Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия  по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.  
 
 

                                              Список литературы 

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
  2. Методические указания по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Официальные материалы для бухгалтера // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». -2007.- № 11.
  3. Аксененко А.Ф. Себестоимость в системе управления отраслью.- М.: Экономист, 2004.
  4. Васидьева Л.С. Финансовый анализ: учебник.-М.:Кнорус,2010.
  5. Калинина А.П., Курносова В.П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  6. Крылов Э.И., Мальцева А.В., Марцулевич A.M. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  7. Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятий: Учеб.-практич. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  8. Макарова Л.Г. и др. Экономический анализ.-М.:Деловая книга,2006.
  9. Незаймакин В.Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ.-М.:Эксмо,2010.
  10. Пласкова Н.С. Экономический анализ.-М.:Эксмо,2009.
  11. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования.-М.:Высшая школа,2008.
  12. Савицкая Р.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.:Инфра-М, 2008.
  13. Сысоева Г.Ф., Переверзева Л.В. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  14. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник/ Под ред. Н.В. Войтоловского и др.-М.:Высшее образование,2005.

Информация о работе Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль