Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ хозяйственной деятельности ОАО Газпром. 56л..doc

— 985.50 Кб (Скачать документ)

      Теперь  проведем аналогичные расчеты для 2007-2008 года.

;                                                               

;                                                         

;                                                          ;                                                          

   .                                                                  

  Изменение рентабельности общее:

                                                                                                               

  В том числе за счет:

                                                                                                            

                                                                                                       

                                                                                                        

    

     Итак, за 2007-2008 год  рентабельность продукции возросла на 73,33% в целом, причем, как и за предыдущий период, изменение объемов реализации не сказалось на показателе рентабельности. Изменение структуры товарной продукции увеличило рентабельность на 29,42%, в то время как рост реализационных цен привел к увеличению показателя рентабельности продукции на 211,16%. И наконец, значительный рост себестоимости привел к тому, что рентабельность снизилось на 167,25%.  Так же важно подчеркнуть, что несмотря на то, что уровень рентабельности продукции за 2008 год вырос, по сравнению с величиной 2007 года, однако он все еще не достиг показателей 2006 года (разница составляет 25,48%).

      Теперь  проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции за исследуемые периоды. Сведем расчеты  в таблицу 25. 

Таблица 25

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 
 
Вид

продукции

Цена, руб. Себестоимость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
 
t0
 
t1
 
t0
 
t1
 
t0
 
Усл.
 
t1
общее 
В том числе за счет
цены себестоимости
2006-2007 год
газ 3023,95 3203,89 522,85 671,56 478,36 512,77 377,08 -101,28 34,41 -135,69
конденсат 6275,76 7263,78 436,49 472,41 1337,78 1564,13 1437,59 99,82 226,36 -126,54
2007-2008 год
Газ 3203,89 4760,10 671,56 874,50 377,08 608,81 444,32 67,24 231,73 -164,49
Конденсат 7263,78 8471,70 472,41 426,92 1437,60 1693,29 1884,40 446,80 255,69 191,10

 

      Итак, из расчетов видно, что за период 2006-2007 года рентабельность газа сократилась  на 101,28%, причем этому в большей  степени способствовал рост себестоимости  продукции (привело к снижению рентабельности на 135,69%), рост цены, в свою очередь увеличил уровень рентабельности на 34,41%. Что касается конденсата, то его рентабельность за исследуемый диапазон возросла в целом на 99,82%, этому способствовал рост цен (изменение рентабельности оставило +226,36%), однако увеличение себестоимости снизило уровень рентабельности на 126,54%.

      За 2008 год рентабельность и газа и  конденсата возросли по сравнению с 2007 годом. Для газа увеличение составило  в целом 67,24%. Положительная динамика (231,73%) наблюдается в основном за счет значительного увеличения цены на газ. Рост себестоимости снизил общее увеличение рентабельности на 164,49%. За исследуемый период рентабельность конденсата значительно выросла (на 446,8%). Этому способствовало одновременный рост цены и снижение себестоимости (изменение по каждому фактору – 255,69 и 191,1%). Таким образом, наиболее рентабельной оказывается реализация конденсата, нежели газа, однако доля конденсата в общей структуре продаж во много раз меньше объемов природного газа, что значительно снижает общий показатель продукции всего ОАО «Газпром».

      По  аналогичной схеме проанализируем рентабельность продаж отдельных видов  продукции. Расчеты представим в  таблице 26.

Таблица 26

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 
 
Вид

продукции

Цена, руб. Себестоимость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
 
t0
 
t1
 
t0
 
t1
 
t0
 
Усл.
 
t1
общее 
В том числе за счет
цены себестоимости
2006-2007 год
газ 3023,95 3203,89 522,85 671,56 82,71 83,68 79,04 -3,67 0,97 -4,64
конденсат 6275,76 7263,78 436,49 472,41 93,04 93,99 93,50 0,45 0,95 -0,49
2007-2008 год
Газ 3203,89 4760,10 671,56 874,50 79,04 85,89 81,63 2,59 6,85 -4,26
Конденсат 7263,78 8471,70 472,41 426,92 93,50 94,42 94,96 1,46 0,93 0,54

 

      Исходя  из результатов, представленных в таблице можно сделать вывод, что рентабельность продаж газа за 2006-2007 год снизилась на 3,67%, причем с учетом того, что изменение цены повысило себестоимость на 0,97%, однако рост себестоимости снизил этот показатель на 4,64%, что в сумме и дало указанный выше результат. Кроме того, рост себестоимости так же продолжился и в 2008 году, что способствовало снижению рентабельности газа на 4,26%. Однако за этот период эффект изменения цены оказался более «сильным», вызвав прирост рентабельности на 6,85%. В итоге общее изменение рентабельности было в сторону увеличения (на 2,59%).

      Реализация  конденсата на протяжении всего исследуемого периода отличалась положительной  динамикой показателя рентабельности (+0,45% для 2007 и +1,46% для 2008 года). Изменение цены за каждый из рассматриваемых периодов вызвало увеличение рентабельности продажи конденсата на 0,95 и 0,93% соответственно. Стоит подчеркнуть, что в 2007 году себестоимость конденсата возросла, что снизило рентабельность на 0,49%, но уже 2008 году затраты на производство конденсата снизились, что и привело к росту рентабельности на 0,54%.

      И, наконец, проведем факторный анализ рентабельности капитала за период с 2007 по 2008 годы. На основании данных, представленных в таблицах 20 и 27, с помощью формул 40 – 51 рассчитаем влияние факторов на показатель рентабельности капитала (при этом величину прибыли от реализации мы считаем исходя из допущения, что предприятие реализует лишь два вида продукции, остальные данные взяты в целом по предприятию).

                                            Таблица 27

Исходные данные для факторного анализа

Показатель 
Значение показателя
2007 2008
Прибыль от реализации, млрд. руб. 1632,14 2482,67
Прочие финансовые результаты, млрд. руб. 33,8 -601,04
Сумма брутто-прибыли, млрд. руб. 1665,94 1881,63
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млрд. руб. 4887,22 6055,45
Выручка от реализации продукции, млрд. руб. 2031,22 2997,42
Коэффициент оборачиваемости капитала 0,42 0,49

 

                                                        

                                                  

                                                  

                                                    

                                                         

                                                             

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

                                                                                                               

В том числе:

За счет изменения удельного веса:                                                   

За счет изменения цены                                                                  

За счет изменения себестоимости                                                  

За счет изменения прочих финансовых результатов:

               

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала

     

      Таким образом, расчеты показывают, что  в целом в 2008 году рентабельность совокупного капитала снизилась  на 3,02% по сравнению с показателем 2007 года. Причем, наиболее существенным образом повлияло изменение прочих финансовых результатов фирмы (снизило уровень рентабельности совокупного капитала на 8,89%), которые в 2008 году дали отрицательный результат.  В свою очередь, рост оборачиваемости капитала способствовал росту этого показателя рентабельности на 4,7%.  Динамика других факторов: удельного веса реализуемой продукции, цены и себестоимости отразилась незначительно на общем показателе рентабельности совокупного капитала (+0,77%, +2,01% и – 1,61% соответственно).

 

 3 Резервы роста финансовых результатов деятельности ОАО «Газпром»

        Как показывает проведенный анализ, за последние 3 года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению суммы прибыли от реализации газа и конденсата. Однако немаловажным является тот факт, что основным фактором роста прибыли является рост реализационной цены. Рассчитаем перспективное возможное увеличение величины прибыли от реализации рассматриваемой продукции за счет иных факторов: снижения себестоимости продукции и увеличения объемов реализации.  Резерв увеличения прибыли за счет повышения объемов реализуемой продукции найдем по формуле 52, результаты оценки сведем в таблицу 28.

    Таблица 28

    Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (газ и конденсат)

Вид продукции Резерв увеличения объема продаж, млрд.м3 (млн.т) Фактическая прибыль на единицу продукции,руб/1000м3(т) Резерв увеличения суммы прибыли, млрд.руб.
Газ 35,4 3885,5 137,55
Конденсат 15,1 8044,78 121,48
Итого - - 259,03

     Таким образом, за счет возможного роста объема реализации газа на 35,4 млрд. м3 компании ОАО «Газпром» удастся повысить сумму прибыли на 137,55 млрд. руб,  то время как увеличение объема продаж газового конденсата на 15,1 млн.т способно привести к повышению уровня прибыли на 121,48 млрд. руб. В совокупности общий рост реализуемой продукции увеличит прибыль на 259,03 млрд. руб, что составляет 10,43% от полученной в 2008 году прибыли.

     Теперь  рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости каждой из реализуемой продукции, воспользовавшись формулой 53. Результаты расчетов занесем в таблицу 29. Причем планируемый объем реализации указан с учетом найденного резерва роста объема реализации исследуемой продукции.

Таблица 29

  Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»