Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Работа состоит из  1 файл

анализ дебиторской и кредитлрской задолженности.docx

— 93.27 Кб (Скачать документ)

Расчет значения кредиторской задолженности производится на основании  предположения неизменности оборачиваемости  кредиторской задолженности в течение  всей продолжительности инвестиционного  проекта, которая в данном случае составляет 30 дней. Прежде всего, определим  показатель оборачиваемости

PT = 365 / 30 = 12,17.

Затем рассчитаем величину прогнозируемого значения кредиторской задолженности, учитывая, что показатель оборачиваемости кредиторской задолженности  равен отношению выручки от реализации продукции к величине дебиторской  задолженности:

AP = TR / PT (11)

Для рассматриваемого примера  получим

AP = 753 531,3 / 12,17 = 61 917,12 тыс. р.

Аналогичным образом рассчитываются величины кредиторской задолженности  на конец каждого месяца инвестиционного  проекта.

 

3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности

Катализатором бизнеса, как  известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения  необходимых средств является факторинг.

Факторинг – комплекс услуг, который банк (или факторинговая  компания), выступающий в роли финансового  агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния  задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам  о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем  состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики  по истории и текущим операциям.

Кроме того, факторинг помогает удовлетворить потребность предприятия  в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы

Преимущества факторинга [8, с. 14]:

1) При правильно составленном договоре финансирования под уступку денежного требования происходит расщепление ответственности между фактором и клиентом, в то время как бремя кредита клиент несет практически единолично.

2) Поставщик экономит на расходах по оформлению кредитного договора, не платит проценты за пользование чужими деньгами, от него не требуется при наступлении срока погашения кредита производить мобилизацию денежных средств, изымая их из оборота.

3)Факторинговые компании могут дополнительно предоставлять своим клиентам услуги по страхованию рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью

Факторинг – это оптимальное  решение, так как у предприятия, какбыло выявлено во второй главе  данного исследования, существует дебиторская  задолженность.

Дополнительным мотивом  к использованию факторинга является тот факт, что на рынке продажи  мебели лучшие цены и лучшие объемы закупаемого товара доступны только на условиях предварительной оплаты, поэтому факторинг необходим  для ООО «Фаворит».

Итак, ООО «Фаворит» необходимо закупить товар по предварительной оплате. Предварительная оплата составляет 800 тыс. руб. в год, оборачиваемость дебиторской задолженности – 2 раза.

В городе услуги факторинга предоставляются банком «ПромТрансБанк» на следующих условиях:

- 50% резерв дебиторской задолженности;

- комиссионные – 16% на среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;

- 10% от дебиторской задолженности после вычисления комиссионных и резерва.

1. Средняя дебиторская задолженность (находим путем деления продажи по предоплате на оборачиваемость):

800 / 2,52 = 317,46 тыс. руб.

2. Доходы от факторинга.

Средняя дебиторская задолженность  равна 317,46 тыс. руб.

Резерв составляет 158,73 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,5)

Комиссионные расходы  составят 50,8 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,16)

Проведем необходимые  расчеты.

Доходы от факторинга до выплаты процентов:

317,46 – 158,73 – 50,8 = 107,93 тыс. руб.

Далее найдем полученные доходы от факторинга.

Проценты составят 5,4, так  как 107,93 тыс. руб. × (0,1: 2).

Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:

107,93 тыс. руб. – 5,4 тыс. руб. = 102,53 тыс. руб.

Найдем стоимость факторинга.

Комиссионные расходы = 317,46 тыс. руб. × 0,3 = 95,24 тыс. руб.

Стоимость факторинга каждые 180 дней (360/2,52) = 143

Оборот равен 2,52.

Полная стоимость факторинга 36,4 тыс. р. (143 тыс. руб. × 2,52).

Результаты расчетов представлены в таблице 11.

Таблица 11- Расчет условий  факторинга

Наименование показателя

Сумма

Средняя дебиторская задолженность

317460

Обороты дебиторской задолженности

2,52

Стоимость факторинга

36400

Доходы от факторинга:

 

-резерв

158730

-комиссионные расходы

50800

-доходы от факторинга до выплаты процентов

107930

Расходы от факторинга:

 

-комиссионные расходы

95240

-проценты

5400

Доходы от факторинга после  налогообложения

102530

Экономическая эффективность  мероприятия

2,8


 

Выводы: данные таблицы 11 показывают, что стоимость факторинга составит 36 400 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 102 530 руб. Экономическая эффективность – 2,8%. Таким образом, применение факторинга в данной ситуации позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.

 

Далее проведём расчёт основных экономических показателей после  проведённого исследования (таблица 12).

Таблица 12 - Основные экономические  показатели после проведенного мероприятия

Наименование показателя

До внедрения мероприятия

После внедрения мероприятия

Изменения +/-

Себестоимость, руб.

69744

106144

+36400

Прибыль предприятия, руб.

87225

189755

+102530

Выручка предприятия, руб.

156969

259499

+102530

Чистая прибыль, руб.

162333

82363

+66130

Рентабельность производства,%

1,25

1,79

+0,54

Фондоемкость, руб./руб.

0,44

0,41

-0,03

Фондоотдача,руб./руб.

2,25

2,44

+0,19

Рентабельность продаж, %

0,103

0,317

+0,214


 

Выводы: таким образом, данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что за счет внедрения мероприятия по факторингу рентабельность производства увеличится на 0,214%, фондоемкость после внедрения мероприятия составит 0,41 руб./руб., что меньше на 0,03 руб./руб., соответственно, фондоотдача увеличится на 0,19, достигнув уровня 2,44 руб./руб. В свою очередь, рентабельность продаж увеличится на 0,214%, составив 0,317% против 0,103% до внедрения мероприятия. Следовательно, применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами. Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с потребностями данного предприятия. Все зависит от выбора инструмента или набора инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики ООО «Фаворит», которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой - т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. "Сопутствующие" задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).

Привлечение кредита, замещающего  временно отвлеченные собственные  оборотные средства или увеличивающего массу применяемого оборотного капитала, увеличивает "финансовый рычаг" и  повышает рентабельность собственного капитала. Эффект "финансового рычага" всегда проявляется при привлечении  заемных средств в любом их виде, а "операционный рычаг" будет  оказывать заметное влияние лишь в том случае, когда проценты по привлеченным средствам достаточно значительны.

 

3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации

Задача аналитика заключается  не только в констатации уровня финансового  состояния предприятия, но и в  подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы, оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать варианты предложений по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла  реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий  в различных изданиях было великое  множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений  налоговых платежей в бюджет.

Для улучшения финансового  состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно  путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

На основе проведённого анализа  экономических показателей ООО «Фаворит» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую задолженность, для этого можно прибегнуть к реструктуризации.

В последнее время всё  большее количество предприятий-должников  всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный  процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты  проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий  ранее заключенных договоров, предусмотренных  штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния  кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в  стране и регионе.

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой  расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1.Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

2.Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

3.Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4.Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

Основное правило для  начала процесса реструктуризации –  полная уплата текущих платежей. Решение  о реструктуризации принимается  налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

При принятии решения о  реструктуризации задолженности организации  по обязательным платежам в федеральный  бюджет ей предоставляется право  равномерной уплаты задолженности  по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в  течение 4 лет после погашения  задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам  и сборам организация должна будет  ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

Организации, не имевшей  задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения  задолженности по пени и штрафам  в течение 10 лет.

Организация должна будет  при этом в полном объёме вносить  начисленные текущие налоговые  платежи и осуществлять платежи  по утверждённому графику погашения  реструктуризированной задолженности.

Главной задачей организации  является мобилизация налоговых  платежей во все уровни бюджета как  текущих, так и уплачиваемых в  счет погашения графиков реструктуризированной  задолженности, что требует слаженной  работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.

Рассмотрим данное мероприятие  на примере ООО «Фаворит»:

- у предприятия всего – кредиторов на общую сумму задолженности – 113470 тыс. руб., из них:

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 31513 тыс. руб.;

- задолженность перед персоналом организации – 5417 тыс. руб.

- задолженность перед государственными внебюджетными органами – 3337 тыс. руб.,

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии