Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 6
1.1 Сущность, виды и значение дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2 Методика оценки дебиторской и кредиторской задолженности 10
1.3 Информационное обеспечение анализа дебиторской и кредиторской задолженности 15
2 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 21
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «НЭСК» 21
2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия за 2009-2011г.г. 30
2.3 Анализ кредиторской задолженности предприятия за 2009-2011гг. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности 32
2.4 Способы снижения дебиторской и кредиторской задолженности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

курсач по кэахд.docx

— 117.26 Кб (Скачать документ)

 

Из таблицы 7 видно, что наибольшую часть в общей сумме задолженности перед кредиторами занимают обязательства со сроком погашения от 3 до 6 месяцев. Стоит также отметить, что размер этой задолженности ежегодно уменьшается, увеличивая задолженность от 6 месяцев до 1 года. В 2008г. задолженности со сроком погашения более 1 года не было, а к концу исследуемого периода ее размер стал ничтожно малым по сравнению с общим объемом кредиторской задолженности. Это означает, что предприятие регулярно изыскивает средства на погашение своих обязательств.

Чтобы проанализировать состояние  кредитов и займов организации, необходимо составить аналитическую таблицу (таблица 8).

 

Таблица 8 – Анализ кредитов и займов

Показатель 

2009

2010

2011

Темп роста, %

Отклонение

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Краткосрочные кредиты

1564315

100

924469

64,7

700000

30,7

44,7

-864315

Долгосрочные кредиты

-

-

505000

35,3

1580500

69,3

-

+1580500

Итого

1564315

100

1429469

100

2280500

100

145,8

+716185


 

Данные таблицы 8 показывают, что в начале анализируемого периода предприятие брало только краткосрочные кредиты, но позже появилась необходимость в долгосрочных кредитах, к которым все более активно прибегает организация в 2010 году и 2011 году. Постепенно в структуре заемных средств предприятия становится больше объем долгосрочных займов, когда значение доли краткосрочных кредитов резко падает.

 

Таблица 9 – Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель 

Кредиторская задолженность

Дебиторская задолженность

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Темп роста, %

-

106,8

80,1

-

103,7

74,1

Оборачиваемость, в днях

76,6

81,8

65,5

41

43

32

Оборачиваемость, в оборотах

4,7

4,4

5,5

8,78

8,42

11,36


 

С помощью  таблицы 9 можно проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность оборачивается быстрее, чем кредиторская. Отсюда можно сделать вывод, что высвобождающиеся денежные средства от должников в масштабе деятельности предприятия недостаточны для погашения текущих потребностей и кредиторской задолженности. А это, в свою очередь, может привести к неплатежеспособности предприятия.

    1. Способы снижения дебиторской и кредиторской задолженности

 

Катализатором бизнеса, как  известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения  необходимых средств является факторинг.

Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) —  это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая  компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков  путём выкупа краткосрочной дебиторской  задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией  и поставщиком товара заключается  договор о том, что ей по мере возникновения  требований по оплате поставок продукции  предъявляются счета-фактуры или  другие платёжные документы. Факторинговая  компания осуществляет дисконтирование  этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После  оплаты продукции покупателем факторинговая  компания доплачивает остаток суммы  поставщику, удерживая процент с  него за предоставленный кредит и  комиссионные платежи за оказанные  услуги[1].

Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает  на себя факторинговая компания.

Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при  котором фактор приобретает у  клиента право на все суммы, причитающиеся  от должника. Однако в случае невозможности  взыскания с должника сумм в полном объёме, клиент переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие  денежные средства[2].

Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при  котором фактор приобретает у  клиента право на все суммы, причитающиеся  от должника. При невозможности взыскания  с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту)[2].

Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также  он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем)[3].

При участии одного Фактора  в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным[3].

При классификации видов  факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, хотя он и имеет  ряд существенных отличий, несмотря на то, что в нем присутствуют черты регрессного закрытого  факторинга.

Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая  компания находятся в одной и  той же стране.

Факторинг называется внешним (чаще используется название международный  факторинг)(international factoring), если поставщик  и его клиент являются резидентами  разных государств.

Под факторинговым контрактом понимается контракт, заключённый между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым[4]:

    1. поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;
    2. финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
      • финансирование поставщика, включая заём и предварительный платёж;
      • ведение учёта (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
      • предъявление к оплате денежных требований;
      • защита от неплатёжеспособности должников;
      • должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

Российская Федерация  в настоящее время участником конвенции не является. В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.

В статье 824 ГК РФ дается следующее  определение факторинга как финансирование под уступку долгового требования, само определение факторинга отсутствует. По договору финансирования под уступку  долгового требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется  передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом.

Иными словами, фактические  долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному  лицу, обладающему свободными денежными  средствами (финансовому агенту), который  обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов  и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих — комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию  поставки.

Закон различает два вида денежных требований, которые могут  быть предметом уступки: срок платежа  по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).

 

Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный  товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать  свои финансовые потоки. Таким образом  факторинг обеспечивает предприятие  реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота  капитала, повышению доли производительного  капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств  при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные  риски[5].

При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность  вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях  долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также  частичное погашение долга, что  стимулирует покупку товаров  через факторинговые компании[5].

Коммерческие банки и  факторинговые компании расширяют  с помощью факторинга круг оказываемых  услуг и увеличивают размеры  прибылей[5].

По сравнению с кредитованием  факторинг имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Залоговое обеспечение. В отличие от кредитования, где необходимо в большинстве случаев обязательное материальное залоговое обеспечение (основные средства, товары в обороте, сырье и прочее), при операциях факторинга обеспечением выступает дебиторская задолженность компании.
  2. Оценка финансового состояния. Жесткие требования к финансовому состоянию компании и качеству финансовой отчетности в меньшей степени влияют на положительное решение вопроса при факторинге, чем при кредитовании. Факторинговые компании в большей степени интересуются качеством и диверсификацией дебиторской задолженности поставщика.
  3. Гибкая схема работы. В отличие от кредитования, факторинг не связывает так руки финансовым директорам жесткими временными рамками (при кредитовании в основном используется единовременная или по утвержденному графику выборка кредитных средств и аналогичное погашение). Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами.
  4. Высокие темпы роста продаж. Более «гибкое» и постоянное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании. По факту отгрузки товара в адрес одобренных дебиторов финансируется 90% от суммы каждой поставки. Таким образом, объем финансирования растет пропорционально объему продаж.

Даже самые простейшие расчеты показывают, что при равных условиях факторинг позволяет в  течение одного года увеличить товарооборот в 2 раза быстрее, чем при кредитовании на пополнение оборотных средств. Используя  факторинг с получением финансирования от Фактора сразу после отгрузки товара, вы будете всегда обладать денежными  средствами для производства/закупки  и продажи товара, не дожидаясь  поступления оплаты от покупателей  за ранее отгруженный товар.

Кроме того, факторинг —  это не только финансирование. Полный комплекс факторинговых услуг подразумевает  управление дебиторской задолженностью, покрытие ряда рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание (специальные IT, позволяющие контролировать движение денежных средств, текущее  состояние дебиторской задолженности, платежную дисциплину покупателей, планировать ежедневные финансовые потоки компании и формировать аналитические  отчеты для принятия управленческих решений). Перечисленные услуги и  формируют добавленную стоимость  факторинга, которая отличает факторинг  от обычного кредитования.

Факторинг – это оптимальное решение, так как у предприятия, как было выявлено выше, существует дебиторская задолженность.

ОАО АКБ "РОСБАНК" предлагает следующие условия для проведения факторинга.

  1. Поставщик осуществляет поставку товаров (услуг) Покупателю с отсрочкой платежа  в соответствии с договором поставки;
  2. Поставщик передает права требования «Росбанк Факторинг» и отгрузочные документы по осуществленным поставкам;
  3. «Росбанк  Факторинг» проводит авансовый платеж до 90 % от подтвержденной суммы оплаты на счет Поставщика;
  4. Покупатель оплачивает 100% от подтвержденной суммы поставки на счет «Росбанк Факторинг»;
  5. «Росбанк  Факторинг» удерживает комиссии в соответствии с договором факторинга, погашает авансовый платеж и переводит остаток платежа на счет Поставщика;
  6. отсрочка платежа до 120 дней;
  7. отсутствие большого объёма просроченной дебиторской задолженности;
  8. сотрудничество клиента с покупателями осуществляется на условиях систематичных поставок и имеет долгосрочную перспективу;
  9. минимальный объем сделки в 3 миллиона рублей.

Цена сделки (комиссионный сбор) составляет 0,3% от суммы обязательства – не менее $50 США.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности