Анализ банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Банковской системы РФ: ее состав и структура

1.2 Нормативно-правовая база функционирования банковской системы

1.3 Зарубежный опыт и его применение в банковской системе России

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Регулирующая роль Центрального банка РФ в банковской системе

2.2 Анализ текущего состояния банковской системы России

2.3 Ожидаемый социально-экономический эффект внедрения инноваций в банковскую систему

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО СБЕРБАНК РФ КАК ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России

3.2 Анализ деятельности банка и перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

     Развитие  банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

     Развитие  банковской системы можно рассматривать  с количественной и качественной точек зрения. В переходный период в России существенно растет численность  кредитных институтов. По состоянию на 1 января 2008 г. в России насчитывалось 1277 коммерческих банков.

     С качественной стороны развитие банковской системы характеризуется не только с позиции достаточности уставного  капитала банков, но и с позиции  роста инвестиций в сферу производства, увеличения перечня предоставляемых услуг, в том числе новых банковских продуктов и технологий. С качественной стороны роль банков, как это будет показано далее, определяется тем, насколько они реально оказывают воздействие на ускорение экономического роста, повышение эффективности производства. 

1.3 Зарубежный опыт  и его применение  в банковской системе 

     Современные кредитно-банковские системы зарубежных стран имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации  принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента кредитной системы:

     - центральный (эмиссионный банк);

     - коммерческие банки; 

     - специализированные финансовые  учреждения (страховые, сберегательные).

     В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные  банковские системы.

     Сегментированная  система предполагает жесткое законодательное  разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов  финансовых учреждений. Подобные структуры сложились, например, в США и Японии.

     При универсальной структуре закон  не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые  виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Великобритании. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

     Переплетение  функций различных видов кредитных  учреждений и популярность универсального типа банка создает известные  трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Чаще всего главным признаком  банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин "банк" или " кредитное учреждение" ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов.

     Английская  банковская система в начале XX в. была двухуровневой и включала:

     - на первом уровне: Банк Англии - центральный банк;

     - на втором уровне:

     - депозитные банки (первый из  них - The London & Westminster bank - был основан  в 1834 г.), занимающиеся приемом  денежных вкладов и выдачей  краткосрочных ссуд предприятиям  крупной торговли и аристократии  под залог надежных ценных  бумаг (государственных и др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на бирже;

     - кредитные и торговые банки,  не принимающие вкладов и выполняющие  практически только учредительские (спекулятивные) операции, а также  выдающие экспортные кредиты;

     - кредитные посредники, представляющие  собой, во-первых, вексельных маклеров, осуществляющих, главным образом,  покупку векселей и перепродажу  их банкам; во-вторых, фондовых маклеров, обеспечивающих посреднические  услуги при заключении биржевых  сделок; клиринговые дома.

     В текущем столетии эта система  изменилась незначительно. Сейчас в  Великобритании выделяют следующие  виды коммерческих банков.

     Депозитные  банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии - клиринговые  банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри страны. Клиринговые банки - это банки «большой четверки» - Нэшнл Вестминстер бэнк ( National Westminster Bank ), Ллойдз бэнк ( Lloyd ' s Bank ), Мидлэнд бэнк ( Midland Bank ) и Барклейз бэнк ( Barclay ' s Bank ). Депозитные банки являются основой банковской системы Великобритании. Их часто называют розничньми ( retail banks ). Они имеют около 15 тыс. отделений, их суммарный баланс превышает 200 млрд. евро.

     Депозитные (клиринговые) банки принадлежат  к числу универсальных, предоставляющих своим клиентам широкий выбор банковских операций и услуг. Однако при всей универсальности они имеют приоритеты в деятельности, специфические черты: определенный круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою концепцию развития и т.д.

     Торговые  банки. Они действуют в сфере  внешней торговли и международных  финансово-кредитных операций.

     Банки Содружества. В настоящее время  насчитывается семь крупных британских заграничных банков.

     Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается около 450.

     Консорциальные  банки. В них участвуют, по крайней  мере, две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.

     Что же касается кредитных учреждений небанковского  типа, то здесь в их состав включаются: страховые компании; учреждения, занимающиеся сберегательными операциями (ссудо-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и др.); финансовые компании; кредитные, строительные кооперативы и строительные общества; пенсионные фонды, доверительные паевые фонды и др.

     Развитие  правового регламентирования банковского  дела в Великобритании также представляет интерес. До принятия Банковского акта 1979 г. в законодательных документах отсутствовало официальное определение  термина «банк». Согласно существовавшему подходу банком считали организации: принимающие вклады от организаций и граждан; предлагающие чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними денежных расчетов; обеспечивающие некоторые другие финансовые услуги своим клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами. Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех основных операций в своей деятельности, была вправе именовать себя банком.

     В 1979 г. с принятием нового закона о  банках особое внимание было уделено определению термина «банк». Британское законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка Банком Англии. Банк Англии установил критерии для принятия к рассмотрению заявлений, которые должны были содержать общепризнанные в мире характеристики банка. Организация, претендовавшая на статус банка, должна была представить доказательства, что она принимает вклады, предлагает кредиты, осуществляет экспортно-импортные финансовые операции и обменивает валюту, оказывает инвестиционные услуги и дает консультации по различным вопросам, связанным с финансами.

     Закон предусматривал и исключение, когда  организация могла получить статус банка, даже если она не отвечала всем перечисленным требованиям. Речь идет о дисконтных (учетных) домах, представлявших собой уникальное явление в банковской системе Великобритании. Банк Англии кредитовал коммерческие банки не прямо, а через посредников - учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а его управляющий еженедельно встречался с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых, и промышленных. Однако в 90-е гг. кредитные операции все в большей степени стал выполнять центральный банк страны, что привело к снижению роли дисконтных домов, а затем и к прекращению деятельности в 1997 г. Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с ограниченными функциями. Речь шла о лицензированных организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в качестве ЛОПД.

     Банк  Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у многочисленных уже действующих банков.

     Банковский  акт 1987 г. не отменил полностью все  положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы Великобритании является Банк Англии - центральный банк страны, созданный в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью. В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус центрального банка. С учетом законодательства единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения.

     В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем выкупа его акций. Принятый в том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом давать коммерческим банкам рекомендации и директивы, согласованные с министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от коммерческих банковских организаций представления необходимой информации с целью проверки их деятельности.

     Особое  место в банковской системе страны занимают клиринговые банки. Свое название они получили потому, что заключили  между собой соглашения о зачете взаимных требований (клиринговые соглашения). Клиринговые банки активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут производиться только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861 г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу НСБ представляет собой подразделение министерства национальных сбережений.

     Особый  банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков: Трастового сберегательного банка и Национального  жиробанка (НЖ). НЖ - квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением.

     Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, торговых банков (которые больше занимаются посредничеством, консультированием  и предоставлением рекомендаций по тем или иным финансовым вопросам), а также организаций типа ЛОПД делают британскую банковскую систему во многом уникальной.

     В Германии число кредитных институтов составляет свыше 4 тыс., в том числе  более 1 тыс. средних и мелких банков с годовым оборотом менее 100 млн. евро. Эти кредитные институты имеют почти 45 тыс. филиалов, а всего в Германии насчитывается около 49 тыс. кредитных учреждений. При численности населения 80 млн. человек каждое отделение банка обслуживает в среднем 1600 человек.

     Двухуровневая структура банковской системы Германии включает:

     - Дойче Бундесбанк (федеральный центральный  банк);

     - коммерческие (универсальные) банки; 

     - сберегательные банки; 

     - кооперативные центральные банки; 

     - кредитные кооперативы;

     - банки специального назначения (государственные  и частные ипотечные банки);

     - почтовые, коммунальные и сберегательные  банки; 

     - специализированные банки. 

     Центральный банк Германии - Дойче Бундесбанк, который  имеет правление во Франкфурте-на-Майне, девять земельных центральных банков в качестве главных управлений и почти 200 главных отделений и филиалов. Центральный банк выступает как федеральное юридическое лицо публичного права и на 100 % принадлежит Федерации. Компетенцию и задачи Федерального банка определяет специальный закон.

     Денежно-кредитная  политика Дойче Бундесбанка разрабатывается  Советом (совещательный орган), в  состав которого входят члены правления  Федерального банка и президенты земельных центральных банков. Члены  правления назначаются Президентом страны согласно предложению федерального правительства, а президенты земельных центральных банков назначаются также Президентом согласно предложениям Бундесрата. Главой Совета Центрального банка и правления (исполнительный орган) являются президент и вице-президент Немецкого федерального банка.

Информация о работе Анализ банковской системы