Женское политическое лидерство в современной россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что женщина и политика — две вещи несовместимые, однако в последние годы все более проявляется тенденция стремления женщин к независимости, самостоятельности. Продвижение женщин во власть рассматривается сегодня как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики.

Содержание

Введение 3
1. Женщина в политическом пространстве России 5
1.1 Женщины-политические лидеры в контексте российской истории 5
1.2 Женское политическое лидерство в зеркале общественного мнения 11
2. Женское политическое лидерство в России: особенности,
возможности и реалии 18
2.1 Женское лидерство в политике: восприятие и оценки 18
2.2 Перспективы российского политического лидерства женщин 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

курсач савичев.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Английский афоризм гласит: «Нет ничего невозможного для женщины, которая умеет расплакаться в нужный момент перед нужным мужчиной». Еще несколько лет назад с этим трудно было не согласиться. Однако в последнее время женщины перестали добиваться всего слезами и попытались взять инициативу в свои руки. Сейчас все чаще и чаще можно встретить представительниц прекрасного пола, управляющих собственным бизнесом, занимающихся политической деятельностью или даже руководящих целой страной. Это не означает, что женщины стали сухими карьеристками и больше не желают быть слабыми и нежными. Просто теперь хранительницы домашнего очага и уюта решили не ограничиваться пределами собственной семьи и хотят навести порядок на всей планете.

Отличается ли и чем женщина-политик  от мужчины-политика?

Женщины чаще всего выдвигают законодательные  инициативы, которые близки интересам  женщин и которые на практике часто  предаются забвению в «мужском»  парламенте.

Женщина-политик осознанно отождествляет  себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д.

И здесь можно наблюдать такой  парадокс: если женщина-политик (женщина  – законодатель) заявляет, что в  политике она – не женщина, то это  означает, что она не отождествляет  себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину.

Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами – мужчиной и женщиной [15, с.29].

Женщина-лидер – это сочетание  слагаемых, слившихся воедино в  нужный и благоприятный момент для  раскрытия личности. Эти слагаемые  создают такой «коктейль» личности, в котором необходим именно женский склад ума, т.е. мудрость, позволяющая нестандартно мыслить и побуждающая к творчеству, образованность – основа профессионализма, приверженность идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественный темперамент, требующий быть нравственной и помогающий быть смелой, и крепкое здоровье, данное природой. Если женщина понимает и принимает как нравственный долг служение общественному идеалу, и если таковая женщина обладает соответствующими знаниями и политическим чутьем и опытом, то ей надо работать в эшелонах власти, стремясь не только приспособиться в них самой, но и их приспособить к себе. В одиночку этого не сделаешь. Если она не приводит за собой других женщин – значит в этой работе, по большому счету, объективно, она предает и свою самость как женщина-личность, и не помогает другим женщинам.

Неучастие женщин в принятии государственных  решений приводит к тому, что “мужская”  законодательная и исполнительная власть в России все меньше учитывает  социальные интересы женщин, не использует их жизненный опыт и знания, а продвигает лишь глобальные, зачастую агрессивные, интересы военных и/или энергетических ведомств. Практически всё экономическое законодательство, принимаемое российским парламентом – налоговое, таможенное, финансовое, - способствует сохранению и усугублению экономического и социального неравенства между полами, поскольку ориентировано на создание более благоприятных условий для «мужских» сфер деятельности, чем для «женских». Известно, что в жизни мужчины более склонны к принятию силовых решений, чем к долгим переговорам. Женщины же отличаются большей гибкостью, терпением, склонностью к компромиссу и диалогу. Однако нынешние российские женщины-политики в своей деятельности ориентированы на мужское большинство и вынуждено играть по мужским правилам. Их слишком мало, и они не могут объективно влиять на события и решения. Пока женщины сами не осознают важность своего участия в политических процессах, никакие другие (например, законодательные) методы не приведут к желаемому результату.

Метод квотирования, внедренный в  некоторых европейских странах, в России пока не может “сработать”  именно из-за того, что ни одна политическая партия не может похвастаться наличием в своих рядах достаточного количества квалифицированных и образованных женщин-политиков. Мнение о политике как о мужской вотчине является результатом завышенной самооценки “сильного “ пола в его сравнении со “слабым”. На самом деле, в политике, как и в любой другой профессиональной деятельности, оптимально действуют люди, обладающие необходимыми для этого способностями и наклонностями. Такие личности в равной степени имеются как среди мужчин, так и среди женщин. Женщина-политик – новая профессия для России. Женщина всегда шла по стопам мужчин, в двадцатом веке она отстояла своё право на образование и право голоса. Мы уверены, что на заре нового тысячелетия она сумеет отстоять своё право на участие в управлении государством.

Следует признать, однако, что, несмотря на отрицательную динамику представительства  женщин на уровнях власти в современный период по сравнению с советским, качественные характеристики политического участия и представительства женщин изменились — они приобрели социальный опыт влияния на политическую жизнь, обретения власти, повышения самооценки и понимания гендерного аспекта проводимой политики. Интеграция женщин в общественно-политическую и экономическую жизнь России на равной с мужчинами основе, на мой взгляд, будет зависеть как от зрелости самого женского движения, так и от общего политического вектора развития общества и государства [12, с.31].

Новое поколение женщин России начинает политическую карьеру в условиях демократии. Казалось бы, все дороги открыты. Но выясняется, что без регламентации  стало не проще, а иногда и труднее.

Интересно,  что  для  настоящего  времени  характерно значительное  увеличение  числа женщин,  работающих  в  сфере  политики  и,  в  первую очередь,  занимающих  ключевые  политические  посты.  Часто  отмечают  даже,  что «женщины  ведут  все  более  активное  наступление  на мужские  сферы  деятельности,  в частности  на  политическую  арену».

Воздействие принимаемых решений  на качество повседневной жизни, учет специфически женских интересов (репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин, женская  сексуальность и др.) находятся в центре внимания женщин-политиков.

Несмотря на явные достижения женщин во власти, сами они скорее пессимистично, чем оптимистично оценивают свою роль женщин в большой политике, что не всегда справедливо. Замалчивание успехов женщин самими женщинами не дает ощущения достигнутых успехов: пусть небольших, но побед, пусть медленного, но движения вперед.

Особенности менталитета российского  народа препятствуют продвижению умных, образованных политиков, особенно женщин, обладающих такими качествами. Может быть, поэтому, как показывают исследования, люди быстро разочаровываются в лидерах: их выбор делается не на рациональной основе выбора (программа, личные качества), а на эмоционально-идеологической. Можно толковать это так: выбор кандидата основывается не на его программе, его деловых и личных качествах, а на отрицании другого кандидата; голосование за политическое движение или партию основывается не на поддержке какого-то политического строя, а на отрицании существующего.

И хотя сейчас женщина в политике уже не редкость, как и женщина - лидер, премьер-министр, все же это еще не обыденное явление. Женщины в массе своей значительно более активны в низовых партийных организациях; если же женщина пробивается к вершинам политики, обычно она вынуждена проявлять вдвое большую активность, решительность и целеустремленность, чем мужчина, чтобы доказать свою состоятельность в этой сфере. Оказавшись на таком уровне власти, она не только начинает действовать в соответствии с мужским стандартом поведения, а характеристики жесткости, где-то даже жестокости становятся для нее более приемлемыми, ей свойственными, хотя последнее время наблюдается определенная тенденция к смягчению женского стиля политического лидерства в связи с тем, что женщине стало легче вступить в политику [17, с.18].

 

2.2 Перспективы российского политического лидерства женщин

 

Никакое человеческое общество не может  гармонично развиваться, продвигаясь  к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины  и несбалансированно соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского. Ведь положение женщин, словно лакмусовая бумажка, выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия.

На рубеже XX-XXI веков все более  яркую роль в политической жизни  мира, отдельных стран и народов  стали играть женщины. Это свидетельство  дальнейшей эмансипации женщин.

Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые обычно считаются привилегиями мужчин.

Женщины долгие годы добивались своей  социальной независимости. Теперь мы уже  привыкли к слову “эмансипация”, и нас не удивляют женщины-врачи, политики, военные.

Если графически изобразить представительство  женщин во властных институтах  современной  России, то оно напоминает пирамиду из нескольких уровней. На высшем президентском  уровне власти ни среди советников президента, ни  в Совете Безопасности, ни в Совете обороны женщины не представлены. Можно без преувеличения сказать, что этот уровень власти в России представляет собой замкнутый и влиятельный мужской элитный клуб, отличающийся авторитарным стилем руководства [13, с.15].

Где же  женщины наиболее ярко представлены? – На государственной службе. Именно на государственных должностях в органах власти РФ женщины составляют  абсолютное большинство: 70% (это почти 464 тысячи чел). Можно ли назвать их лидерами? Конечно. Они ежедневно решают многочисленные практические вопросы жизни и быта миллионов россиян. На этом уровне активно реализуется тактика «малых дел», так свойственная  женскому стилю управления.

Количество мужчин в структуре  государственного аппарата, включающего  в себя руководящие должности высокого, среднего и низкого уровней,  уменьшилось за последние 12 лет в 1,5-2 раза.

Аппарат исполнительной власти напротив - все больше феминизируется. На федеральном  уровне и в субъектах Федерации  женщины в исполнительных органах  власти составляют 70%, в органах местного самоуправления – 75%. В органах законодательной власти женщин 55%, в органах судебной власти и прокуратуры - по 68%. На  уровне субъектов  Российской  Федерации судебная  власть и прокуратура  на 83% - «женская». Это большая социальная сила и не надо нам «посыпать  голову пеплом», обидчиво жалуясь на то, что женщин «вытеснили из политики».

Дело в другом: изменились формы  и темпы интеграции женщин во власть. За прошедшие 14 лет  российские женщины  медленно, но верно заняли прочное  место на средних этажах российской государственной власти. Эти «батальоны амазонок» (говоря словами российского социолога Острогорского) на российской госслужбе участвуют в решении многочисленных жизненно важных для населения вопросов. Они наиболее близки к населению и много делают, для оказания  посильной помощи. Скажу больше:  такого удельного веса женщин на госслужбе и на средних уровнях власти на местах  нет в странах Западной Европы. Таким образом, подготовлена почва для более серьезных и консолидированных притязаний россиянок на  достойное представительство на более высоких  уровнях  власти.

На этом фоне особенно выделяется противоречие между  преобладанием  женщин среди служащих гос.службы, - с одной стороны  и их искусственным  отчуждением от участия в государственном управлении  высшего уровня, - с другой. Разрыв составляет десятки  раз: 70 % против 1,3%.

Совершенно  очевидно: чем больше будет  профессионально подготовленных женщин в законодательных органах  власти, тем социально ответственнее  будут законы, обустраивающие нашу  жизнь [16, с.2].

Активное участие женщин в политике, их лидерство  на высших и высоких  постах является традиционным и непременным  элементом демократии. Как правильно  говорится, «Демократия  без женщин - не демократия». Широкое  общественное признание женского лидерства в различных сферах общественной жизни является одной из особенностей демократических режимов за рубежом. У нас же опыта демократии явно не хватает, и еще долго не будет хватать. Поэтому неудивительно проявление консервативно-барского отношения многих российских политиков-мужчин к женщине-лидеру. Это отношение, как правило, скрываемое, но живучее остается одной из причин, тормозящих развитие современного женского политического лидерства.

Важной особенностью современной  России является процесс неуклонной феминизации общества. Наша страна – одна из наиболее феминизированных мировых держав, в которой женщины составляют уже 54% населения (иначе говоря, их на 10 млн. больше мужчин).

Согласно прогнозу демографов, к 2015 году ожидается дальнейшее увеличение количества женщин в  структуре российского населения до 56%. А это значит, что  государство,  обладающее такой гендерной структурной населения и такими темпами распространения гендерной асимметрии «в пользу женщин», должно отличаться повышенной социальной ответственностью проводимой политики. Прежде всего, политики социальной. У нас же на государственном уровне до сих пор нет ни национальной доктрины семейной политики, ни молодежной, ни социальной.

 Поэтому в российской политической практике, отличающейся наступательно агрессивным и социально безответственным мужским стилем управления, мужчинам принадлежат глобальные решения, женщинам - их тяжелые социальные последствия. Более того, социальная дискриминация женщин в условиях перехода к рыночным отношениям (при приеме на работу, при увольнениях, в служебном продвижении, в частности, в финансово-банковской сфере) как это не кажется некоторым странным, резко усилилась, хотя  и носит зачастую скрытый (точнее – прикрытый) характер [11, с.13].

Феминизация  российского общества способствует активному участию  женщин в политической жизни, выдвигает  новых женщин-лидеров. Но этот процесс  необходимо направлять и его важнейшим  регулятором могла бы стать квотная  система женского представительства  в органах государственной власти, апробированная на опыте развитых стран и СССР.

Информация о работе Женское политическое лидерство в современной россии