Женщина и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Описание

Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Из истории всемирного феминистского движения………………….
Женщины в политике: отечественный и зарубежный опыт………….
Участие женщин в работе политических партий……………………..
Отношение к женщинам-политикам …………………………………
Женщины-политики России.………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

политол реферат.docx

— 51.13 Кб (Скачать документ)

Однако  нельзя не сказать, что определенная работа в этом направлении в нашей  стране не ведется. С начала 1990-х  гг. был принят ряд нормативно-правовых актов президентом и правительством РФ, улучшающих статус женщин в постсоветской  России, в том числе и повышающих их роль в системе государственной  власти. Но эти документы, к сожалению, не были подкреплены необходимыми процедурами  реализации и финансовой поддержкой. Именно поэтому на их основе и не возник реальный механизм продвижения  женщин во власть.

В 2003 г. в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Более трети депутатов Госдумы поддержали идею выработки законодательной нормы, которая позволила бы женщинам реализовать принадлежащее им по закону пассивное избирательное право, т.е. право быть избранной в органы представительной власти. Однако конкретные нормы представительства женщин и санкции за их нарушение так и не были приняты.

В посткоммунистической России до сих пор продолжаются дискуссии  относительно механизмов включения  женщин во власть: прежде всего, обсуждается  механизм квотирования. Метод квотирования является нашим, отечественным изобретением: будучи впервые примененным в  советской России, он позволил в  короткие сроки решить сразу две  проблемы - получить женщинам среднее  специальное и высшее образование  и стать надежным инструментом продвижения  в партийные и советские органы управления. Но в отличие от других европейских стран, которые воспользовались  нашим опытом и применяют этот метод и в настоящее время, в нашей стране идея квотирования никак не может адаптироваться в  новых, постсоветских условиях. В  Швеции, начина с 1994 г. политические партии, идущие на выборы, включают в свои избирательные списки одинаковое количество мужчин и женщин. Результат проведенной работы сегодня впечатляет: Швеция – первая страна в мире, в которой в составе правительства 50% женщин. В Норвегии закон о квотах распространяется на все общественные организации и на участие женщин в руководстве компаниями. Законодательством Франции для политических партий, принимающих участие в выборах, предусмотрена норма, по которой в списках кандидатов должно быть не более 50% лиц одного пола. Квоты женского представительства на выборах введены в Аргентине и Индии. В Бразилии, Греции, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Перу, Индонезии, Парагвае, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории в парламенте резервируются места для женщин.

 

Участие женщин в работе политических партий

 

В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что  существует значительная разница между  шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения. Такая же картина наблюдается в Юго-Восточной Европе. В Болгарии, например, в 1990г. почти 12% кандидатов на выборах в национальное собрание были женщины, а в его составе их было 9%. Возникает вопрос, что мешает женщинам усилить свою в политике? Доминирование мужчин, отсутствие принципов квотирования или резервирования мест для женщин, недоверие избирателей к кандидатам-женщинам, а также тип избирательной системы являются ключевыми барьерами в продвижении женщин даже на уровне партий. Незначительное количество гендерно-прогрессивных партий разрабатывают собственные меры по расширению женского представительства. Например, в Латинской Америке Радикальный гражданский союз и Партия справедливости (Аргентина), Совесть нации (Боливия) и Революционно-демократическая партия (Мексика), используя неформально установленные квоты, сумели провести на выборах несколько женщин. "Другие страны при попытках "позитивной дискриминации" женщин сталкиваются с трудностями.

 

Меры по выравниванию возможностей женщин и мужчин в политической сфере:

 

  • разработка законодательства и государственных программных документов, обеспечивающих   достижение гендерного равноправия на всех уровнях общественного взаимодействия;
  • внесение предложений для партий об организации женских секций/женских общественных групп;
  • изучение возможностей введения квот и резервирования мест для женщин на всех уровнях власти, а также на внутрипартийных уровнях;
  • внесение предложений для партий в пользу увеличения представительства женщин.

 

Отношение к женщинам-политикам

 

Женское движение в России является весьма масштабным, политически активным и  профессионально организованным.

Одним из основных достижений в Российской Федерации  последнего десятилетия стало изменение  взглядов властной элиты и общественного  мнения на учет интересов и положения  женщин, выразившихся в обеспечении  адаптации россиян к изменяющимся условиям жизни на основе их гендерных  различий. Стратегия гендерного равенства  при этом рассматривается как  основа и базис для построения гражданского общества в России.

Это находит  отражение в реализации Концепции  законотворческой деятельности по обеспечению  равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в пересмотре действующего законодательства (Трудовой кодекс, Семейный кодекс). В настоящее время в  Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О государственных  гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для  их реализации». Следует заметить, что  обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп  населения на участие в политической жизни страны – необходимая предпосылка  и условие построения правового  государства.

Другое  дело, что от предоставления равных политических прав до фактического равенства  их возможностей – дистанция огромного  размера, на которой наше общество находится  только в начале пути.

Проведенный в 2008 г. в Курганской области социологический опрос на тему «Женщины и политика», в котором приняли участие представители администрации, руководители предприятий, представители партий, общественных движений и различных категорий населения еще раз подтвердил существующее положение вещей. На вопрос анкеты «Как вы считаете, политика – это женское дело?» 38% ответили категорично отрицательно. По смыслу высказываний респондентов аргументы «против» образуют три основные группы:

  • удел женщины – дом, семья, дети;
  • женщина по своим психологическим особенностям не может заниматься политикой;
  • политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола.

Активно неприятие женщин в политике высказывают  не только мужчины, но и сами женщины; не только люди пожилого возраста с  устаревшими взглядами, но и молодежь в возрасте от 17 до 30 лет.

Основными аргументами «за» присутствие женщин в политике следующие:

  • это конституционное право женщин;
  • необходимость баланса интересов;
  • политика – общее дело;
  • это проявление гражданской ответственности, независимое от половой принадлежности, и др.

Сторонники  равных возможностей в политике перечислили  качества женщин, которые необходимы в политике: ум, рассудительность, ответственность, осторожность, реалистичность, природная доброта, интуиция и гуманность, миролюбие, гибкость и дипломатичность и др. Однако они же отмечают, что реально находящиеся во власти женщины не определяют политику.

В целом  опрос подтвердил, что наше общество и большинство самих женщин не готовы принять женщину-политика. Чтобы успешно соперничать с мужчинами, женщина должна быть во много раз одареннее мужчины и не слишком женственной. Как отмечают социологи, на верхи власти попадают лишь женщины, прошедшие жесткий отбор: образованные, имеющие за собой поддержку той или иной политической партии или семейную традицию – карьеру отца, мужа; скорее состоятельные, обладающие незаурядными личными качествами, чаще всего немолодые, когда пол уже никого не шокирует. Более того, женщина, которая идет в политику, должна быть мужественной. Как сказал Артем Троицкий: «Наше общество настолько похоже на пьяного агрессивного мужика без копейки в кармане и с желанием у кого-нибудь, что-нибудь украсть или дать в глаз, что только очень мужественные женщины могут рискнуть в такое государство и такую власть идти».

 

Женщины-политики России

 

Политические деятели

Деятельность

Александра Коллонтай

  • С 1923 находилась на дипломатической работе. Первая женщина посол в мировой истории.
  • В 1930—1945— посланник и посол в Швеции (кроме того, она входила в состав советской делегации в Лиге наций). В советско-финской войне добилась от шведов смягчения их позиции и посредничества в советско-финских переговорах.
  • В 1944 - посредник в переговорах о выходе Финляндии из войны.
  • В 1945 - оставила должность посла, продолжая числиться советником МИД СССР.
  • Автор книг и статей, посвященных проблемам женского революционного движения.
  • Награждена орденом Ленина, 2 другими советскими орденами, мексиканским орденом «Агила ацтека», норвежским «Орденом святого Олафа».

Старовойтова Галина

  • 1990 г. — народный депутат РФ, член Комитета ВС РФ по правам человека.
  • С 1991 г. — советник президента РФ. 
  • 1995 г. — баллотировалась в Госдуму г. Санкт-Петербург. Возглавила объединение «Демократическая Россия — Свободные профсоюзы»
  • 1995 г. — избрана депутатом Госдумы
  • 1996 г. — выдвинута в качестве кандидата на пост президента РФ Центризбиркомом, но получила отказ в регистрации.
  • С 1996 г. — член Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
  • Принимала участие в международных конференциях, симпозиумах и дискуссиях. 

Вечером 20 ноября 1998г. убита в Санкт-Петербурге накануне выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 20 ноября 1998 года.

Любовь Слиска

  • В 1992г. - работа в Саратовской городской избирательной комиссии.
  • В 1996-98гг. - первый заместитель (96г.), постоянный представитель (96г.), заместитель председателя (98г.) губернатора в Саратовской областной думе.
  • С 1999г. - избрана депутатом Государственной Думы ФС РФ III созыва по общефедеральному списку избирательного блока "Медведь". В Госдуме занимает пост вице-спикера.
  • В 2003г. - избрана депутатом Государственной Думы ФС РФ IV созыва по общефедеральному списку избирательного объединения "Единая Россия". Занимает пост вице-спикера. 
  • Госдуме вошла в состав фракции "Единая Россия".
  • Член президиума политсовета партии "Единство".
  • Кандидат исторических наук.
  • Автор ряда научных работ и статей.
  • Имеет награды.

Валерия Новодворская

  • В 1988г. — Создатель «Демократического союза».
  • В 1991г. — Возбуждено уголовное дело.
  • В 1995г. — Безуспешно баллотировалась в Госдуму по спискам Партии экономической свободы.
  • В 2003г. — На думских выборах получила 14.430 голосов в Медведковском округе Москвы (5,78 % от общего числа).
  • Владеет английским, французским, латинским, немецким, древнегреческим, итальянским языками.
  • По мнению ее критиков, Новодворская враждебно относится к России и русским, выступает за лишение суверенитета России и установление. тотального американского господства во всем мире.
  • Относится с одобрением к революционным методам политической борьбы.

Ирина Хакамада

  • В 1992г. — Ирина Хакамада вместе с Константином Боровым создали Партию экономической свободы. На выборах 1993 партия не прошла в Государственную Думу. В 1994 году сняла с себя обязанности генерального секретаря ПЭС.
  • В 1993—1995гг. — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  • В 1995 — вновь избрана депутатом Государственной думы.
  • В 1999 — избрана в Государственную Думу 3 созыва, вице-спикер (1999—2003).
  • В 2003 — не смогла пройти в парламент ни по спискам СПС, ни по одномандатному округу.
  • В 2004 — баллотировалась на пост президента России.
  • В 2004—2005 — председатель Российской демократической партии «НАШ ВЫБОР», впоследствии вошедшей в общественное движение «Народно-демократический союз».
  • В 2006 — в рамках движения создала и возглавила Межрегиональный общественный фонд социальной солидарности «НАШ ВЫБОР».

Валентина Матвиенко

  • В 1989-1990гг. — председатель Комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства.
  • В 1991-1992гг. — посол СССР в Республике Мальта.
  • В 1992-1994гг. — посол Российской Федерации в Республике Мальта.
  • В 1994-1995гг. — посол по особым поручениям Группы послов по особым поручениям.
  • В 1995-1997гг. — директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями Министерства иностранных дел Российской Федерации.
  • В 1995-1997гг. — член коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации.
  • В 1997- 1998гг. — посол России в Греческой Республике.
  • В 1998 - 2003гг. — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
  • С 2003г. — Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.
  • В 2003г. -   введена в состав Совета Безопасности РФ.
  • В 2003г. - победа во 2 туре досрочных выборов на пост губернатора Санкт-Петербурга (В. Матвиенко — 63,12 %, А. Маркова — 24,2 %).
  • Награждена орденами Знак Почёта (1976), Трудового Красного Знамени (1982), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1999).

 

Заключение

Масса исследований свидетельствует: участие женщин в  управлении на всех уровнях стабилизирует  страну. Оптимально, чтобы женщины  составляли 30-40% в структурах власти, тогда общество развивается более  стабильно, оно социально ориентировано. Законодатели не забывают о насущных проблемах, меньше витают в облаках, кроме того, присутствие женщин испокон  веков положительно влияло на мужчин.

Хотя  женщины в ХХ столетии получили избирательные  права, но до сих пор мы не наблюдаем  гендерного паритета во многих европейских  парламентах. В половине из них представительство  женщин не превышает 14 %. Средняя цифра  колеблется вокруг 21-22%, больше – в  скандинавских странах. Исторически  можно проследить следующую закономерность: получив избирательные права  в 1906 г., женщины активно стали приходить в законодательную власть, но к 1930-40-м гг. в европейских парламентах наблюдается определенный спад их представительства. Резкий рывок происходит только в 1970-е гг., и после этого периода ситуация стабилизируется: не падает и не растет, держится у отметки где-то порядка 35%. (Финляндия составляет исключение – 41, 5%). Ни одна из стран не смогла перешагнуть оптимального рубежа в 50 %.

Между тем  участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов крайне важно не только для  самих женщин, но и для общества в целом. Как показывает практика, для женщин на первый план выходят  вопросы экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся на периферии интересов  мужчин.

Помимо  прочего, недостаточное представительство  женщин в государственных органах  дает основание для постановки вопросов о том, насколько легитимны соответствующие  политические структуры? Является ли демократическим  политический строй данного государства?

Если  положение с политической активностью  женщин не изменится, то демократическое общество, которое сегодня строится в России, будет демократией без женщин и не для женщин. Это будет демократия с определенным патриархальным уклоном. Ведь слабая представленность, или маргинальность, женщин в политике будет иметь своим следствием воспроизводство традиционалистской – не гражданской и демократической – а «подданнической» политической культуры. И политическая жизнь для большинства женщин так и останется каким-то второстепенным, чуждым для их насущного мира, делом. Но, будучи носительницами «подданнической» культуры, они будут непременно ее воспроизводить в процессе воспитания подрастающего поколения, передавая ему эти «подданнические» нормы. Учитывая это далеко идущее последствие, можно с полным основанием утверждать, что гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.

Информация о работе Женщина и власть