Женщина и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Описание

Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Из истории всемирного феминистского движения………………….
Женщины в политике: отечественный и зарубежный опыт………….
Участие женщин в работе политических партий……………………..
Отношение к женщинам-политикам …………………………………
Женщины-политики России.………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

политол реферат.docx

— 51.13 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Из истории всемирного феминистского  движения………………….

Женщины в политике: отечественный  и зарубежный опыт………….

Участие женщин в работе политических партий……………………..

Отношение к  женщинам-политикам …………………………………

Женщины-политики России.………………………………………….

Заключение……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Должна  ли женщина заниматься политикой? Когда  возник вопрос об участии женщин в  политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.

В начале 80-х годов XX века политическое поведение  женщин меняется настолько резко, что  западные социологи даже начинают говорить о новой женской революции. Эта  революция якобы способна положить конец патриархату, утверждая взамен совершенно новые отношения между  мужчиной и женщиной – отношения, основанные на признании их гендерных  различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Эти новые отношения еще не закрепились в общественной жизни. Однако бесспорно, что наша западная современница по-новому отстаивает свое равноправие. Она понимает его буквально и считает, что равноправие дает ей основание не для копирования мужских стандартов, а для утверждения женских ценностей и женского взгляда на текущий политический процесс, для самовыражения и самоосуществления.

Но все  же, за весь ХХ век в мире можно  насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств. И, кстати, наша Родина - не впереди планеты  всей. Первой женщиной премьер-министром  стала Сиримаво Бандаранайке (1960, Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост, - Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия). В принципе, список можно продолжить, но периодичность его пополнения не впечатляет.

 

 

Из истории всемирного феминистского движения

 

Женская половина человечества ведет  борьбу за свои права с древнейших времен, а не с XVIII столетия, как принято  считать. Первое известное человечеству феминистическое письмо принадлежит  перу француженки Кристины де Пизан, жившей во второй половине XIV века. С XVII в. сохранились письменные свидетельства британских феминисток Афры Бенн, Мэри Эстелл.

Женское движение (феминизм) возникло в XVIII в., первоначально в Cеверной Америке – в период Войны за независимость (1775-1783гг.) и во Франции - во время Великой французской революции.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. появились феминистские организации в ряде стран; в 1888г. был создан Международный совет женщин, в 1904г. - Международный альянс за избирательные права женщин (современное название - Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и обязанностей), к которому присоединился Всероссийский союз равноправия женщин (основан в 1905г.). В период l-й мировой войны (1914-18гг.) феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив её после войны. В 1925г. был создан Объединённый постоянный комитет международных женских организаций (с 1934г. - Комитет связи международных женских организаций). Движение за женское равноправие развернулось в 1920-х гг. и в ряде стран Азии (Турция, Китай и др.). Во время 2-й мировой войны (1939-45гг.) многие феминистские организации снова прекратили своё существование и стали восстанавливаться лишь в 1946г. После войны национальные организации возникли также в Африке.

 

Анализ феминистского движения в России начался с рассмотрения тех способов, которыми женщины вовлекались  в политику при социализме. Было показано, что их участие имело по большей части символический характер, особенно на общегосударственном уровне, и женщины были практически отстранены от реального принятия решений. Квотная система обеспечивала сохранность женского представительства в структуре советов (до 33% в парламенте России), но в то же время создавала негативное отношение людей к женщинам в политике, поскольку они рассматривались как "послушные последователи" настоящих партийных руководителей. В результате, особенно в начале перестройки, женщины были совсем непопулярны как кандидаты на пост политических лидеров, а с другой - они сами часто считают политику неподходящей сферой их деятельности.

 

Женщины в политике: отечественный  и зарубежный опыт

 

Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени. Все современные развитые государства переходят к новым, современным функциям государства в связи с ростом требования населения к качеству жизни и переходом общества к новой ступени своего развития – информационному обществу, основанному на «экономике знаний». Современный тип развития общества предъявляет существенно более высокие требования к воспроизводству и развитию человеческого капитала, что, в свою очередь, перераспределяет привычные функции государства с традиционных, связанных в основном с репрессивными и упорядочивающими функциями, в сторону современных. С чем же связаны эти современные функции? Прежде всего, с политикой государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука.

Постепенное «переформатирование» задач современного государства не в последнюю очередь  сформировало более жесткий запрос на восстановление гендерного баланса в руководстве государством и создания более рационального механизма управления страной на всех уровнях. Именно поэтому продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом. Статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты. А это указывает на то, что соблюдение и обеспечение прав человека в соответствии с основными демократическими требованиями не выполняется в полной мере. Поэтому не удивительно, что борьба за подлинную демократию включает в себя очень важную составляющую – полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную справедливость и стабильность в обществе.

Как в  сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в  целом? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти  на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения  любой страны. Избирательное право  в большинстве стран женщины  получили позднее мужчин. Например, в США мужчины – с 1870 г., а женщины – с 1920 г., в Японии мужчины – с 1925 г., женщины – с 1945 г. Посмотрим на данные IPU (Inter-Parliamentary-Union) о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран и России на 31.12.2007, приведенные в таблице.

Представительство женщин в национальных парламентах (в % от общего числа парламентариев).

Страна

Парламент

Нижняя палата

Сенат

Швеция

47

----

Норвегия

36,1

----

Дания

38

----

Финляндия

41,5

----

Бельгия

35,3

38

Германия

31,6

21,7

Австрия

32,8

24,6

Испания

36,6

23,2

Польша

20,4

8

Франция

18,2

18,2

Италия

17,3

14

Россия

14

4,7

Канада

21,3

34,4

США

16,8

16

Япония

9,4

18,2


 

Данные  показывают, что многим странам удалось  добиться представительства женщин в парламентах на уровне одной  трети и более от общего числа  депутатов. За вторую половину ХХ века процент женщин в законодательных  органах власти в странах, имеющих  парламенты, вырос в 4 раза. Согласно статистике IPU, Россия делит 84 место  с Гвинеей-Бисау, 85 место занимает Камерун. По показателю участия женщин в высших органах представительной власти нас оставили далеко позади не только европейские страны СНГ, но и Таджикистан (17,5%), Узбекистан (17,5%, Туркменистан (16%), Казахстан (15,9%).

По количеству женщин-парламентариев лидируют страны Скандинавии (от 33 до 40% депутатов). Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В Европейский  парламент от 12 стран ЕС избрано 28% женщин-депутатов.

Практически все постсоциалистические страны после  возврата к свободным выборам  демонстрируют возврат к своим  традиционным ценностям и стереотипам. И требуется время для вызревания новых демократических ценностей  и практик. Эти тенденции полностью  подтверждается и на опыте постсоветской  России. Начиная с 1991 года мы являемся свидетелями постоянного снижения численности женщин в органах законодательной и исполнительной власти, а также среди глав администраций субъектов российской Федерации и крупных городов. По численности женщин в парламенте среди стран СНГ Россия занимает лишь 12 место, а среди парламентов мира – 110-е. Согласно данным Росстата, в 2007 г. в верхней палате Федерального Собрания РФ было 5% женщин (10 женщин из 198 сенаторов). В нижней палате – Государственной Думе – женщины составляли 10% (45 женщин из 450 депутатов). В законодательных органах государственной власти субъектов РФ женщин было чуть более 10%. (Присутствие женщин-депутатов в нижней палате Федерального Собрания вообще демонстрирует скорее отрицательную динамику: в составе первого созыва женщин было 13,6 % (1993 г.), второго созыва (1995 г.) – 10%, третьего (1999 г.) – 7,7%, четвертого – 10%, пятого (2007 г.) – снова 13,5%).

Среди государственных  служащих в органах государственной  власти в 2003 году женщины составляли 69%, мужчины – 31%, однако женщины в  большинстве своем не занимают в  этой системе руководящих должностей. В составе действующего правительства  РФ среди министров 2 женщины, в правительстве Москвы работают две женщины (7,4% от общего состава). Среди глав субъектов федерации, глав национальных автономий женщины это скорее исключение из правил – губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, губернатора Корякского автономного округа. Менее чем в 30 субъектах из 88 женщины являются заместителями названных выше первых лиц. Даже в органах местного самоуправления женщины в основном лишь «замещают» руководителей мужчин.

Если  не учитывать недавних изменений  в правительстве России, с начала ХХI века в России женщинам доверяют должности не выше замминистра: Л. Куделина - замминистра обороны, Э. Митрофанова – иностранных дел, Т. Голикова – была замминистра финансов и.т.д. Даже в советское время, когда государственной политикой была задача подготовить всех трудящихся к выполнению социально-значимых функций, включая и женщин (и были достигнуты значительные успехи в достижении реального равноправия между мужчинами и женщинами), участие женщин в принятии государственных решений оставалось минимальным – среди министров женщины составляли 0,5 %, в Политбюро и других органах ЦК КПСС – 3%. Как видно из выше приведенных фактов, ситуация с включением женщин в федеральные органы законодательной и исполнительной власти имеет глубокие корни и отражает исторически сложившуюся, ориентированную на мужчин систему управления, в которой не поощряется продвижение женщин. Такое положение дел наблюдалось в советский период, таким оно остается и сейчас.

Европейских опыт показывает, что весьма велика роль партий в продвижении женщин в политическую жизнь. Современные  социологические исследования подметили  тенденцию, что большинство женщин в последнее время избирается в европейские парламенты от левых партий - социалистических, социал-демократических и зеленых.

Хочется задаться вопросом, в чем дело? Причин много: это и слабость развития институтов гражданского общества, и невысокая  политическая активность самих женщин, низкий уровень развития самой демократии, недостаточная нормативно-правовая база. Но главный, думается, фактор, который  существенно сдерживает продвижение  женщин нашей страны в политику и  власть – это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов.

В нашей  стране в 2001 году была принята поправка в закон «О политических партиях», согласно которой политические партии были обязаны «создавать мужчинам и  женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющихся членами политической партии, равные возможности для представительства  в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в  депутаты и иные выборные должности  в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Однако эта норма имеет чисто рекомендательный характер и не предусматривает санкции за ее нарушение, о чем свидетельствует следующие факты. Представленность женщин в списках кандидатов в депутаты Госдумы политических партий, принимавших участие в парламентских выборах 2003 года, не превышала 13%, т.е. Конституция РФ и закон «О политических партиях» были нарушены.

Информация о работе Женщина и власть