Защита гражданского населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:04, реферат

Описание

Международное право долго обходило стороной такой вопрос, как защита гражданского населения во время войны. Гражданские лица были фактически лишены защиты и полностью зависели от воюющих сторон. Если обратиться к истории войн, можно сделать вывод, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население. В прошлом веке, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и 5% - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина кардинально изменилась: 75% потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие.

Содержание

Введение 3
IV Женевская конвенция 4
Дополнительные протоколы 1977 года 7
Резюме……………………………..…………………………………………………………….13
Общая и специальная защита от последствий военных действий………………………..…15
Режим военной оккупации…………………………………………………………..…………17
Заключение…………………………………………………………….……………..…………18

Работа состоит из  1 файл

Защита гражданского населения.docx

— 44.55 Кб (Скачать документ)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Филологический  факультет

Кафедра журналистики

 

 

РЕФЕРАТ

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕЖДУНАРОДНОЕ И ГУМАНТАРНОЕ ПРАВО»

 


 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

Содержание

 

Введение 3

IV Женевская  конвенция 4

Дополнительные  протоколы 1977 года 7

Резюме……………………………..…………………………………………………………….13

Общая и  специальная защита от последствий  военных действий………………………..…15
Режим военной  оккупации…………………………………………………………..…………17

Заключение…………………………………………………………….……………..…………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Международное право долго обходило стороной такой вопрос, как защита гражданского населения во время  войны. Гражданские лица были фактически лишены защиты и полностью зависели от воюющих сторон.  Если  обратиться к истории войн, можно сделать вывод, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население. В прошлом веке, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и 5% - гражданские лица. Во время второй мировой войны картина кардинально изменилась: 75% потерь составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В современных вооруженных конфликтах 90% потерь – гражданские лица.  Данные цифры свидетельствуют о том, что защита отдельных гражданских лиц и защита населения в целом от последствий войны становится необходимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Женевская конвенция

 

Ситуация начала меняется лишь в 1949 году, когда были приняты  Женевские конвенции, четвертая  из которых посвящена защите гражданского населения. Авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны была предпринята попытка дать определения «гражданское лицо» и «гражданское общество». Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:  
а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;  
б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;  
в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);  
г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные. 

С появлением дополнительного  протокола I у понятий гражданского лица и гражданского населения появилась более точная формулировка, которая отразила суть их правового положения в период вооруженных конфликтов. Согласно П. 1 ст. 50, “Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Протокола присутствие среди  гражданского населения отдельных  лиц, не подпадающих под определение  гражданских лиц, не лишает это население  его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население  лишается своего статуса и права  на защиту, если среди него находятся  военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной  нормами международного права, “за  исключением случаев и на такой  период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51).

Одной из важнейших статей является ст.32, которая запрещает  воюющим сторонам «принятие каких-либо мер, могущих причинять физическое страдание или привести к уничтожению  покровительствуемых лиц…».

Кроме того, в тексте конвенции впервые были закреплены нормы, запрещающие применение пыток, репрессалий и коллективных наказаний гражданских лиц, а также любые меры запугивания и террора в отношении гражданского населения. Данная Конвенция детально регламентировала статус гражданского населения на оккупированных территориях, но многие важные вопросы обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов непосредственно в районах боевых действий продолжали оставаться вне сферы международно-правового регулирования.  
Так, на оккупированных территориях гражданских лиц в возрасте до 18 лет нельзя принуждать к труду, и никого из гражданских лиц нельзя заставлять принимать участие в военных действиях, также как нельзя заставлять выполнять работу, имеющую непосредственное отношение к ведению военных действий. Люди, привлекаемые к работе, должны получать за нее соответствующее денежное вознаграждение.  
В четвертой Женевской конвенции рассматривался вопрос и  об интернировании  гражданского населения. В частности, интернирование гражданского населения разрешено только в том случае, если это совершенно необходимо для безопасности державы, во власти которой они находятся. Причем эта держава должна обращаться с интернируемыми гуманно, обеспечить их продовольствием, медицинской помощью и т.д. Места интернирования не должны располагаться в районах, особо подвергающихся военной опасности. (Интернирование – особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной воюющей стороной для граждан другой стороны или иностранцев; перемещение этих людей в места, где легче осуществлять надзор за ними).  
Оккупирующая держава обязана обеспечить поставки продуктов питания и медикаментов, работу служб коммунального хозяйства и здравоохранения на оккупированной территории. Если она не может обеспечить все это, она обязана принимать грузы гуманитарной помощи из-за рубежа.  
Признавая право иностранцев покидать страну в начале и разгар конфликта, Конвенция также подтверждает право государства задерживать тех, кто может обратить против него оружие или владеет государственными тайнами. Те, кому отказано в отъезде, могут в суде оспаривать отказ. 
Один из разделов Конвенции посвящен законодательству на оккупированных территориях. Защищая население от произвола, Конвенция в то же время утверждает, что оккупационные власти должны быть в состоянии поддерживать порядок и противостоять бунтам.  
В нормальной обстановке оккупационные власти должны поддерживать существующее в оккупированной стране законодательство и существующие суды. Оккупанты не имеют права изменять статус должностных лиц и судей на оккупированных территориях, равно как и наказывать их за то, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести. Гражданские лица, по какой-либо причине лишенные свободы, должны пользоваться, по сути, теми же льготами, что и военнопленные.  
Четвертая Женевская конвенция считается настоящим прорывом, но ее важнейшие положения не применялись к той части гражданского населения, которая находится в районах боевых действий, где как раз наиболее высока степень угрозы их жизни. В силу этого четвертая Конвенция не решила в полной мере проблему обеспечения защиты гражданского населения от опасностей, возникающих непосредственно в ходе военных действий.  

Дополнительные  протоколы 1977 года

 

Этот пробел был восполнен  двумя Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям, принятыми в 1977 г. Первый протокол регламентирует ситуации международных, а второй – немеждународных вооруженных конфликтов. В обоих протоколах особое внимание уделяется защите гражданского населения.  
В Первом Дополнительном протоколе впервые в международном праве был четко сформулирован сам принцип защиты гражданского населения, раскрыто его основное содержание, конкретизированы нормы, определяющие условия предоставления защиты гражданским лицам, определены основные обязанности воюющих сторон в отношении обеспечения защиты гражданского населения.  
Центральное место в Первом Дополнительном протоколе занимает ст. 48 «Основная норма», которая устанавливает, что «для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Впервые также закреплены нормы, устанавливающие, что «в случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом», то есть таким, которое не принадлежит к личному составу вооруженных сил и не принимает участия в военных действиях.  
Разумеется, гражданское лицо может быть любого возраста, пола, профессии (в том числе журналист), хотя защита некоторых категорий гражданского населения (в частности, медицинского персонала, священнослужителей, женщин, детей до 15 лет, персонала организаций гражданской обороны) прописывается в международном гуманитарном праве особо. 

Организациям гражданской  обороны посвящена целая глава (ст. 61 – 67) Первого дополнительного протокола – потому, что эти организации играют огромную роль в защите гражданского населения. Персонал и имущество организаций гражданской обороны должны пользоваться уважением и защитой, на них не должно совершаться нападений. На оккупированных территориях гражданские организации гражданской обороны должны получать от властей содействие, необходимое для осуществления их задач.  
В Первом Дополнительном протоколе также дается определение военных и гражданских объектов. К категории военных объектов относятся только те, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52). Объекты, специально созданные для применения в качестве средств ведения войны, не вызывают сомнения в принадлежности к категории военных (боевая техника, склады боеприпасов и т.п.). Вместе с тем данное определение охватывает и объекты, являющиеся по своему первоначальному, основному предназначению гражданскими, но в конкретный момент боевых действий используемые вооруженными силами в целях обеспечения успеха военных действий (например, жилой дом, из которого военные ведут огонь).  
Гражданские объекты - это все те, которые не являются военными согласно приведенному выше определению. Первым Дополнительным протоколом устанавливается также презумпция в пользу гражданского характера объектов, согласно которой в случае сомнений в отношении возможного использования в военных целях тех или иных объектов, обычно предназначенных для гражданских целей, они должны рассматриваться как гражданские.  
Несмотря на то, что международное гуманитарное право запрещает нападение на гражданские объекты и гражданских лиц, допускается, что они могут стать сопутствующими (случайными) жертвами нападений, направленных на военные объекты. При этом важно соблюдение принципа пропорциональности (соразмерности), суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к «конкретному и прямому военному преимуществу», которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Первого дополнительного протокола). То есть чем большее военное преимущество получает воюющая сторона в результате нападения, тем большие сопутствующие потери гражданского населения будут являться допустимыми. Например, если осколками от подорванного вражеского склада боеприпасов ранит или даже убьет несколько оказавшихся поблизости гражданских лиц – они, скорее всего, будут рассматриваться как случайные жертвы вполне законного нападения. Но атакующая сторона в любом случае должна прилагать все усилия к тому, чтобы избежать потерь среди мирного населения или, по крайней мере, свести их к минимуму.  
Современное международное гуманитарное право устанавливает определенные ограничения в отношении нападений на военные объекты, если такие нападения могут привести к чрезмерным жертвам среди гражданского населения, повреждению или уничтожению гражданских объектов. Так, Первый дополнительный протокол 1977 г. запрещает нападения на плотины, дамбы и атомные электростанции «даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения». Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. запрещает, в частности, «при любых обстоятельствах подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия». Иными словами, расположенный в городе или ином населенном пункте военный объект нельзя бомбить зажигательными бомбами. (В марте 1945 года американские самолеты засыпали Токио зажигательными бомбами, уничтожив от 80 тысяч до 100 тысяч человек, что намного превысило количество жертв других авианалетов).  
Воюющие стороны должны стараться располагать военные объекты в отдалении от гражданских лиц и объектов, и ни в коем случае не использовать гражданское население как прикрытие от нападений.  
Принятая в 1976 г. по инициативе Советского Союза Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду также вносит существенный вклад в защиту гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Эта конвенция была принята под воздействием войны во Вьетнаме (более точно – в Индокитае) - первого в истории человечества вооруженного конфликта, где целенаправленное и систематическое уничтожение природной среды и воздействие на природные процессы в военных целях явилось одним из основных элементов стратегии, самостоятельным методом ведения боевых действий. Эта экологическая война, развязанная вооруженными силами США, была направлена на лишение жителей Вьетнама, Лаоса и Камбоджи возможности использовать леса в качестве естественных укрытий в ходе боевых действий, уничтожение посевов, запасов продовольствия и поголовья скота, дезорганизацию сельскохозяйственного производства… Основными методами экологической войны стали систематическое применение гербицидов и дефолиантов военного назначения (химических веществ, используемых для уничтожения растительности), применение специальной техники (бульдозеров и др.) с целью уничтожения растительного покрова, лесов и посевов на обширных участках территории. Большой ущерб природной среде Индокитая был нанесен в результате систематического и широкомасштабного применения зажигательных веществ, в особенности напалма. Кроме того, вооруженные силы США систематически использовали методы метеорологической войны – воздействие на локальные погодные процессы с целью инициирования осадков для затопления обширных участков территории Вьетнама. При таких методах ведения войны неудивительно, что более 90% погибших были гражданскими лицами.  
Упомянутая Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду явилась первым в истории специальным соглашением, направленным на предотвращение использования средств и методов ведения экологической войны. Каждое государство – участник этой Конвенции «обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия…». Международно-правовые нормы, регламентирующие защиту природной среды от военного воздействия, получили дальнейшее развитие в Первом Дополнительном протоколе 1977 г, где есть особая статья «Защита природной среды».  
Для защиты гражданского населения в целом и отдельных его категорий в особенности (детей, женщин, больных, раненых и т.д.) современное международное гуманитарное право предусматривает создание специальных зон и местностей. Например, в четвертой Женевской конвенции речь идет о специальных «нейтрализованных зонах», в Первом Дополнительном протоколе 1977 г. – о «необороняемых местностях» и «демилитаризованных зонах». Если не вдаваться в нюансы, суть подобных местностей и зон заключается в том, что одна воюющая сторона не имеет право защищать такую местность с оружием в руках, а другая – нападать на нее. В частности, во время войны на территории бывшей Югославии в 90-х гг. XX вв. некоторые местности объявлялись необороняемыми, правда, на практике это было малоэффективно: обстрелы этих районов (городов), как правило, не прекращались.  
Гражданские войны, подобные конфликту в Югославии или Руанде, являются настоящим бедствием для мирного населения этих стран. В «мини-конвенции» (третьей статье, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.) и во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. есть специальные положения, защищающие гражданское население во время внутренних вооруженных конфликтов. Но защита эта прописана менее детально, чем защита гражданского населения в период международных конфликтов. В тексте «мини-конвенции» отсутствует даже прямая ссылка на гражданское население как объект предоставляемой защиты. Речь ведется о лицах, «которые непосредственно не принимают участия в военных действиях». Разумеется, мирные жители относятся к данной категории лиц, но все же формулировка представляется недостаточно конкретной. Значение «мини-конвенции» ослаблялось и отсутствием норм, запрещающих применение репрессалий против гражданского населения, а также соответствующих положений о защите гражданских объектов. В целом ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. не могла обеспечить эффективную защиту гражданского населения в условиях немеждународных вооруженных конфликтов. С принятием Второго дополнительного протокола в 1977 г. ситуация несколько изменилась к лучшему. В этом документе уже четко указывается, что «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения».

 Очень важно, что  Второй Дополнительный протокол, так же, как и Первый, запрещает  использовать голод среди гражданского  населения в качестве метода  ведения войны. Запрещается насильственное  перемещение гражданских лиц  за исключением тех случаев,  когда это продиктовано соображениями  обеспечения безопасности этих  лиц или же «настоятельными  причинами военного характера». Но этими нормами фактически  и ограничивается международно-правовая  защита гражданского населения  в вооруженных конфликтах немеждународного  характера. В тексте Второго  Дополнительного протокола, в частности, нет положений, формулирующих презумпцию принадлежности гражданских лиц к категории гражданского населения в случае сомнений относительно их статуса; нет положений, запрещающих неизбирательные средства и методы ведения войны и т.д. 
К числу недостатков протокола следует также отнести отсутствие в тексте прямого указания на то, что в ходе боевых операций воюющие стороны обязаны обеспечить надлежащую защиту гражданских объектов и соответственно ограничивать военные действия только военными объектами. Во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. выделены лишь следующие конкретные категории гражданских объектов, подлежащие защите: 
- Объекты, необходимые для выживания гражданского населения (такие, как продукты питания, посевы, скот, запасы питьевой воды и т.д.) 
- Установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции). 
- Культурные ценности, произведения искусства, места отправления культа.  
Таким образом, участь гражданского населения и гражданских объектов в период немеждународного вооруженного конфликта во многом продолжает зависеть от национального законодательства, от правил, принятых в вооруженных силах данной страны, и, конечно, от степени соблюдения этих правил. 

Резюме

 
Четвертая Женевская конвенция 1949 г. целиком посвящена защите гражданского населения на оккупированных территориях. Она запрещает воюющим сторонам «принятие каких-либо мер, могущих  причинить физическое страдание  или привести к уничтожению покровительствуемых  лиц…». В тексте конвенции впервые  были закреплены нормы, запрещающие  применение пыток, репрессалий и  коллективных наказаний гражданских  лиц, а также любые меры запугивания  и террора в отношении гражданского населения. Оккупирующая держава обязана обеспечить поставки продуктов питания и медикаментов, работу служб коммунального хозяйства и здравоохранения на оккупированной территории. В нормальной обстановке оккупационные власти должны поддерживать существующее в оккупированной стране законодательство и существующие суды.  
Важнейшие положения четвертой конвенции не применялись к той части гражданского населения, которая находится в районах боевых действий, где как раз наиболее высока степень угрозы их жизни. В силу этого четвертая Конвенция не решила в полной мере проблему обеспечения защиты гражданского населения от опасностей, возникающих непосредственно в ходе военных действий.  
Этот пробел был восполнен двумя Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям, принятыми в 1977 г. Первый протокол регламентирует ситуации международных, а второй – немеждународных вооруженных конфликтов. В обоих протоколах особое внимание уделяется защите гражданского населения. 
Несмотря на то, что международное гуманитарное право запрещает нападение на гражданские объекты и гражданских лиц, допускается, что они могут стать сопутствующими (случайными) жертвами нападений, направленных на военные объекты. При этом важно соблюдение принципа соразмерности. 
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., как и ряд других документов МГП, также внесли большой вклад в усиление защиты гражданского населения.

Общая и специальная защита от последствий  военных действий

 

Современное международное  право, применяемое в период вооруженных  конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий.

Различие заключается  в том, что общая защита предоставляется  всему гражданскому населению и  отдельным гражданским лицам  независимо от из пола, возраста, расовой  и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.

Специальная защита предоставляется  отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских  формирований и организаций гражданской  обороны, журналисты и т.д.).

Кроме этого, при всех обстоятельствах  запрещаются:  
- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;  
- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;  
- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;  
- использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически  возможное, чтобы удостовериться в  том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически  возможные меры предосторожности при  выборе средств и методов нападения  с тем, чтобы избежать случайных  потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет  случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских  лиц и нанесет случайный ущерб  гражданским объектам;

Информация о работе Защита гражданского населения