Инженерная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 10:30, реферат

Описание

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Работа состоит из  1 файл

ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

ИНЖЕНЕРНАЯ  ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ 
 

      Защита  населения в чрезвычайных ситуациях  представляет собой комплекс взаимосвязанных  по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

      Объем и содержание мероприятий инженерно-технической  защиты населения, правила и порядок  их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

    Основными инженерно-техническими мероприятиями  по защите населения являются:

    • укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
    • повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;
    • выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

      Из  опыта Великой Отечественной  и других войн известно, что наилучшая защита населения от любых средств нападения обеспечивается либо путем укрытия в специальных защитных сооружениях, либо выводом его за пределы зон поражения.

Для решения задач по защите населения  от ударов авиации противника СНК  СССР еще в 1925 г. принял постановление о мерах по усилению противовоздушной обороны (ПВО) в 500-километровой пограничной зоне и в крупных промышленных городах. Предусматривалось создание системы централизованного оповещения о воздушной опасности, накопление фонда защитных сооружений как путем строительства газоубежищ, так и приспособлением для укрытия людей подвалов жилых, общественных и промышленных зданий, создание специальных команд и отрядов.

      4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», положившее начало созданию в стране системы МПВО.

      В результате к началу Великой Отечественной  войны в стране было построено  значительное количество убежищ. Только в Москве можно было укрыть около 400 тыс. человек. За месяц до первого  воздушного налета на Москву было сооружено 19500 землянок и щелей на 236 тыс. человек. К концу 1941 г. в столице удалось подготовить 1029 газоубежищ с фильтро-вентиляционными установками и 6125 бомбоубежищ, а также приспособить для укрытия станции метрополитена. Таким образом, уже к концу года в убежищах капитального типа могли укрываться почти 1,4 млн. человек — практически все оставшееся после эвакуации население города.

      Благодаря использованию этих сооружений удалось  значительно снизить потери среди населения. После войны работа по накоплению фонда защитных сооружений была продолжена, при этом, начиная с 1956 г., основное внимание уделялось возведению таких убежищ, которые бы надежно защищали от поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

      И сегодня основным способом защиты населения  от современных военных средств  поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных  авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

      В соответствии с действующими нормами  и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

      Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

      Фонд  защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения — в районах жилой застройки.

      В связи со сложным экономическим  положением в стране, а также с  учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

      Однако  руководством страны принят ряд мер  но сохранению и поддержанию в  рабочем состоянии накопленного раньше фонда защитных сооружений.

      Указом  Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г., № 643 "О гражданской обороне" (п.3) определено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, независимо от форм собственности (являющиеся одновременно по должности соответствующими начальниками ГО), несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 359 утверждено "Положение о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Им установлено, что объекты и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с утвержденной Президентом страны программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

      При этом следует также отметить, что  согласно действующим нормативным  правовым актам (в частности, СНиП II-11-77*' "Защитные сооружения ГО" с изменениями и дополнениями, внесенными до 1985 г.) защитные сооружения ГО в мирное время должны использоваться для нужд народного хозяйства и обслуживания населения, но с обеспечением условий для перевода в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимых условий пребывания в нем людей.

      Защитные  сооружения классифицируют:

         а) по назначению; для защиты работников предприятий и населения; для размещения органов управления и медицинских учреждений. Самые мощные из них строятся для органов государственного и военного управления и рассчитаны, как правило, на длительное автономное пребывание. Защитные сооружения медицинских учреждений предназначены для укрытия в военное время тяжелобольных, которых нельзя перевезти в угрожаемый период в загородную зону.

      Для защиты рабочих и служащих сооружения строятся на территории предприятий, а для населения — в местах его проживания.

      В защитных сооружениях, размещающихся  при атомных электростанциях  и других особо опасных объектах, продолжительность автономного  пребывания обычно доводится до 5 суток;

         б) по месту расположения: на встроенные и отдельностоящие, в метрополитенах и горных выработках. Встроенные сооружаются в подвальных помещениях 

жилых, общественных или производственных зданий, а отдельностоящие возводятся вне зданий и сооружений.

      Встроенные  — значительно дешевле, чем отдельно стоящие, так как базируются на конструкциях зданий, под которыми возводятся, и используют все имеющиеся там коммуникации (рис. 1). 

      Вместе  с тем, встроенные сооружения могут  оказаться заваленными в результате разрушения зданий, под которыми они находятся, а отдельностоящие такой "неприятности" лишены (рис. 2). 

      В тех городах, где есть метрополитен, его станции готовятся к использованию  в качестве убежищ. Например, в Москве большинство станций подготовлено для приема под свою защиту значительной части населения города;

         в) по срокам строительства: на возводимые заблаговременно — по планам мирного времени и быстровозводимые, которые строятся в угрожаемый период, в первую очередь, на предприятиях, продолжающих работать в военное время;

 

         г) по вместимости: на малые — до 600 человек, средние — от 600 до 2 тыс. и большие — свыше 2 тысяч.

      Кроме того, по защитным свойствам убежища, подразделяются на четыре класса (см. таблицу).

Класс

Избыточное  давление во фронте воздушной ударной волны Рф, кгс/см2

Степень ослабления проникающей радиации, Кз
A –  I 5 5000
A –  II 3 3000
A –  III 2 2000
A - IV 1 1000

Требования  к планировке и  оборудованию

      Названный выше СНиП II-11 -7 7*' устанавливает требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-тех-ническим и другим устройствам и оборудованию.

      Помещения убежищ подразделяются на основные и  вспомогательные. К основным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным — фильтро-вентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры (рис. 3).

      В помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние — для сидения из расчета 0,45 х 0,45 м на человека, верхние — для лежания из расчета 0,55 х 1,8 м на человека.

      Норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м2/чел. при двухъярусном и 0,4 м2/чел. — при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помещениях пунктов управления — 2 м2/чел.

      Количество  мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при  двухъярусном и 30% — при трехъярусном расположении нар.

      Высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем — не менее 1,5 м3 на одного человека. (Учитывается в пределах зоны герметизации за вычетом объемов помещений дизельной и тамбуров).

      Для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м2 на 500 человек. В убежищах вместимостью 900 — 1200 чел, должен оборудоваться медпункт площадью 9 м2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м2).

      В убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское имущество.

      Для обеспечения заполнения в минимальный  срок предусматривается, в зависимости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух. Один из них — аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на незаваливаемую территорию.

Информация о работе Инженерная защита населения