Зарубежный опыт государственного управления (на примере Германии)

Автор работы: Эльза Сафуанова, 05 Августа 2010 в 00:13, реферат

Описание

Государственное управление в Германии, как и во всем мире, - предмет изучения многих наук - исторических, политических, социологических, юридических, экономических и других, поскольку это весьма сложное и многостороннее, многоаспектное явление.

Содержание

Введение 3
1. Концептуальные подходы к реформированию системы государственного управления 5
1.1. Понятие и принципы системы государственного управления 5
1.2. Построение эффективной системы государственного управления 13
2. Современное состояние государственного управления Германии…………………………………………………………………………17
2.1. Конституция Германии 17
2.2. Система государственной службы Германии 24
2.3. Местное самоуправление Германии 26
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Система государственного управления.rtf

— 288.69 Кб (Скачать документ)

     Институциональные гарантии содержат «реальную налоговую гарантию», то есть зафиксированное в конституции ФРГ положение о гарантии отчисления общинам части государственных налогов, а также упорядочивают налоговые взаимоотношения общин, земель и государства. Общинам обеспечено право опротестовывания через конституционный суд случаев вмешательства в вопросы местного самоуправления со стороны центральных органов государства, органов власти и управления федеральных земель. Специалисты обращают внимание на две особенности конституционно-судебных гарантий правозащиты.

     Во-первых, обжалование происходит путем административного иска на любые решения Федерации, принятые на основании федеральных законов и повлекшие за собой нарушение прав на местное самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционного соответствия законов, на основе которых принято обжалованное решение. Если административно-судебная инстанция сочтет закон антиконституционным, она принимает решение о его приостановке и передает дело в конституционный суд.

     Во-вторых, специально оговорено, что передача полномочий общины другим инстанциям (или их сокращение) не может производиться в объеме, способном изменить специфические формы, структуру и тип общины.

     Фактически этим и ограничивается регулирование местного управления из принципа остаточной компетенции земель, предусмотренного ст. 70 немецкой конституции («Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным Законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации»), и из того, что регулирование местного управления не упомянуто в перечне федеральных полномочий, все вопросы местного управления относятся к исключительной компетенции земель [10, c.144].

     В праве земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями в местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея «сквозного управления», при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность. Так, конституция земли Баден-Вюртемберг предписывает: «Общины на своей территории являются носителями общественных функций, если в интересах общества исполнение определенных функций в законодательном порядке не будет возложено на другие органы. Объединения общин в рамках своей компетенции имеют тот же правовой статус» (пункт 2, ст. 71). Речь, таким образом, идет о своего рода остаточной компетенции (хотя формулировка и не встречается в правовых актах), то есть об одной из трактовок принципа общей компетенции.

     Однако, как отмечают специалисты [3, 4. 1]., немецкое право в рамках старой традиции понимания самоуправления как части государственного управления указывает, что местные органы власти лишь участвуют на своем уровне в реализации общих функций публичного управления. Специфичность природы местных полномочий, таким образом, оказывается очень условной. Положение об общинах той же земли Баден-Вюртемберг указывает, что «община в рамках гражданского самоуправления способствует повышению общественного благополучия и выполняет функции, возложенные на нее землей и Федерацией» (Раздел 1, пункт 2, ст. 1). Аналогичные положения содержатся в конституции земли Гессен: «Общины являются на своей территории исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства в общественных интересах специальным предписанием закона» (пункт 1, ст. 137)/

     С этой точки зрения у местных сообществ немного своих собственных полномочий в духе естественного права и они оказываются вторичными. Доминируют же те компетенции, которые сообщества выполняют по решению государства. 
 

 

Заключение 

     Глубокое осмысление проблем государственного управления и поиск путей его совершенствования всегда имели и имеют исключительно важное значение для развития общества и государства.

     В самом широком смысле государственное управление означает руководство чем-либо со стороны органов государственной власти, имеющее своей целью поступательное и устойчивое развитие. Однако для понимания всей полноты дефиниции государственного управления этого недостаточно. Потому попытаемся раскрыть содержание данного понятия, его функционального значения. Общетеоретические понятия управления следующие.

     Говоря об основных принципах системы государственного управления, следует заметить, что только при условии их соблюдения система государственного управления будет эффективной. К основным принципам, на наш взгляд, можно отнести:

  • принцип неотъемлемости функции административно-территориального управления в системе государственного управления.
  • принцип наличия государственного механизма управления.
  • принцип селективности (приоритетности) оказания помощи регионам необходим для концентрации государственных ресурсов на решении определенных задач и, таким образом, эффективного использования этих ресурсов.
  • принцип приоритетности выравнивания социальных сторон.
  • принцип мультипликативности государственного регулирования.
  • принцип определения стратегических интересов, вытекающий из задач территориального развития и системного характера государственной политики.
  • принцип системности в государственном управлении административно-территориальной единицей.
  • принцип двухуровневости субъекта управления.
  • принцип учета интересов всех сторон управления, или принцип демократичности государственного регулирования.
  • принцип правового обеспечения означает, что государственное регулирование территориального развития должно иметь четкую правовую среду.
  • принцип неизбежной необходимости конкретной меры госрегулирования означает, что использовать тот или иной метод регулирования следует только тогда, когда в нижних звеньях (регионах) нет достаточных прав или ресурсов для решения той или иной проблемы.
  • принцип инициативного характера мер.
  • принцип установления временных границ каждого регулятивного действия.
  • принцип адекватной ответной реакции регионов на государственную поддержку.
  • принцип полной обоснованности с учетом всех видов и методов поддержки данного региона.
  • принцип широкого использования договорных отношений.

     Таким образом, государственное управление - это практическое, системное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

     Конституция ФРГ почти полностью ограничивает федерального президента функцией высшего представителя государства. Он стоит вне партийно-политической борьбы и споров вокруг политической власти: президент призван символизировать единство государства.

     Отсутствие центрального единого управления, хотя и несколько усложняет административный процесс, не может все-таки рассматриваться как главная слабая сторона германской управленческой системы.

     Наиболее существенные черты современной модели германской государственной гражданской службы:

  • очень высокая роль политических назначенцев в системе государственной службы, особенно в процессе выработки стратегических управленческих решений;
  • четкая организация системы государственной службы с нормативно установленной компетенцией каждого уровня управления (вплоть до разделения компетенции по принятию и исполнению решений) и установленными принципами должностной субординации;
  • сложная, многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений с наилучшей успеваемостью (государство имеет приоритет в наборе кадров перед частным сектором).

     В Германии развита система местного самоуправления, так как конституция гарантирует существование местного самоуправления и основные права органов местной власти. Исходя из принципа остаточной компетенции земель, предусмотренного ст. 70 немецкой конституции (земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным Законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации), и из того, что регулирование местного управления не упомянуто в списке федеральных полномочий, все вопросы местного управления относятся к исключительной компетенции земель. 
 

 

Список использованных источников и литературы 

Нормативно - правовые акты

  1. Конституция Германии от 17 октября 1953 года.
  2. Закон о федеральных чиновниках от 14 июля 1953 года в новой редакции от 27 февраля 1985 года.
  3. Рамочный закон о праве чиновников от 1 июля 1957 года в новой редакции от 27 февраля 1985 года.
  4. Закон об окладах федеральных служащих от 27 июля 1957 года в редакции 3 декабря 1998 года.
  5. Положение о прохождении государственной службы в Федерации от 15 ноября 1978 года в новой редакции от 8 марта 1990 года.
  6. Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 года.
 

Литература

  1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2003. - 386 с.
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2004. - 282 с.
  3. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. - 2004. - № 5. - С. 42-46.
  4. Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме // Полис. 2005 -. № 1. - С. 71-76.
  5. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 438 с.
  6. Государственная служба: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2004. - 326 с.
  7. Государственная служба (комплексный подход) / Отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: Дело, 2003. - 522 с.
  8. Государственное и муниципальное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2003 - 304 с.
  9. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
  10. Гриценко Н.С. Институты парламентской демократии в условиях российского и германского федерализма (сравнительный анализ) // Актуальные проблемы политологии. Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. - М.: АКС Пресс, 2001. - С. 142-148.
  11. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «МарТ», 2005. - 218 с.
  12. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. - 432 с.
  13. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. - 430 с.
  14. Кнемайер Ф. Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. - М. - 2005. - № 4. - С. 118-120.
  15. Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 326 с.
  16. Кылина О.М. Органы исполнительной власти в России и Германии // http://www.ktk.ru.
  17. Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 226 с.
  18. Мэнинг М., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. - 431 с.
  19. Пикулъкин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 382 с.
  20. Радченко АЛ. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник для вузов. 2-е изд. - Ростов н/Д: Ростов. кн. изд-во, 2005. - 293 с.
  21. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003. - 419 с.
  22. Саюров Н. Механизм государственной власти и управления ФРГ. - М.: Юридическая литература, 2007. - 482 с.
  23. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. Курс лекций // http://humanities.edu.ru.
  24. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2004. - 382 с.
  25. Хрусталев А.А. Организационно-правовые и финансовые аспекты местного самоуправления в Федеративной Республике Германия // http://www.legislature.ru.
  26. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юристъ, 2004. - 320 с.
  27. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. - М.: Экономика, 2003. - 394 с.
  28. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. - М.: ИБ «Юрист», 2003. - 328 с.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного управления (на примере Германии)