Закономерности политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:45, реферат

Описание

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Работа состоит из  1 файл

политол.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

• стихийное или неосознанное участие;

• проявления политической апатии, неучастие в политике.

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм (Determinismus; от лат. detemimare — «ограничивать») — учение о том, что все происходящие в мире события, включая весь ход человеческой жизни, определены со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Под определяемостью здесь подразумевается философское утверждение, что каждое произошедшее событие, включая и человеческие поступки, и поведение, однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.

Индетерминизм (Indeterminismus от лат. in —«не»и лат. detemimare — «ограничивать») — учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индереминизм). Противоположен детерминизму.

              Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, например в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Статус любой науки предполагает возможность объяснения ею причин и предвидения явлений, происходящих в области ее исследовательского интереса. История политической мысли дает огромное разнообразие ответов на вопрос о том, что определяет поведение людей в этой сфере, от чего зависит облик политических событий. Среди этих факторов называют географическую среду и климат, экономику и технику, идеологию и психологию, «дух народа» и бессознательные влечения. Но история показывает и то, что всякий раз, когда ученые придерживаются той или иной жесткой схемы истолкования политической жизни, многие важные ее стороны и проблемы остаются вне исследовательского внимания, объяснение грешит односторонностью и его полнота оказывается возможной только при существенном искажении реальности в угоду избранной схеме.

Многообразие позиций сводится к двум основным схемам: детерминистской и индетерминистской. Первая исходит из признания и проведения ее в качестве объяснительного принципа зависимости политической жизни от тех или иных факторов внешней по отношению к политике среды, географических условий, экономики, социальной структуры, культуры, психологии и т.д.

В рамках индетерминистской схемы политика объявляется «областью выбора, а не необходимости», отрицается ее зависимость от внешних объективных обстоятельств. В развернутом виде аргументацию в пользу такой версии политики можно найти у классика позитивистской политической мысли К. Поппера, стремившегося доказать невозможность нахождения необходимых и устойчивых связей — исторических закономерностей средствами науки. Среди приводимых аргументов особенно важны следующие:

        очевидная невозможность точного описания объекта с практически бесконечной степенью сложности, коим и является общество;

        невозможность объективного описания деятельности огромно го множества субъектов, составляющих общество;

        выявившаяся в ходе истории человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития: круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя цивилизаций.

Исходя из этого, делается вывод о том, что законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически невозможно, что человеческому мышлению присуща лишь способность установить, недолго длящиеся, но зато очевидные тенденции исторических изменений и приспосабливаться к ним каждый раз с появлением новых обстоятельств и тенденций, меняя план и направление действий.

 

              Революции и реформы политической системы

              Политическая система — сложное образование, и важно знать не только ее состав, но и все многообразие и сложность тех отношений, которые складываются между ее элементами, особенности их изменения.

С конца 80-х - начала 90-х годов в России прошла конституционная реформа. Переход России на демократические рельсы, развал Советского Союза - все это привело к формированию новой политической системы, федеративного устройства государства, созданию новых институтов (президента, конституционной юстиции, уполномоченного по правам человека и т.д.).

Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действии по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы.

Выделяют следующие типы политических процессов:

- формирование органов политической системы, иначе этот процесс называется институализацией;

- воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;

- принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства, незыблемости в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

XX век имел исключительно важное значение не только для всемирно-исторического процесса, но и особенно для судьбы России. Если в течение IX-XIX столетий наша страна развивалась эволюционным путем, то в XX в. в России наступила эпоха социальных революций. Только за первые 17 лет начала XX столетия их произошло целых три. Такой революционной взрыв объясняется противоречиями, накопившимися в политической, социальной, экономической, национальной сферах общественной жизни страны, образовавших тугой затянутый узел, развязать который обычным путем не представлялось возможным.

Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы современного представления о революции и реформе политической системы.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и структуру политической системы общества;

- определить содержание понятия «революция» и «реформа» согласно последним научным изысканиям в данной области;

- рассмотреть другие политические процессы, влияющие на политические системы государства.

Объектом исследования является политическая система общества, влияние государственных и негосударственных структур на политическую систему, роль общественных объединений и личности в изменениях политической системы.

Предмет исследования – структура политической системы, сущность революции и реформ, их влияние на политическую систему.

Исследования проводились методом изучения и анализа учебной литературы, юридических изданий, докладов и сообщения Международной научно-практической конференции.

 

              Понятие и структура политической системы общества

              Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления (власть) и тип правления1.

Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

Активное использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.) В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной2. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества.

Исходя из данного учения политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем:

- институциональная (государство, политические партии и иные общественные объединения);

- нормативная (правовые, моральные, нравственные и иные регулятивные факторы, влияющие на выбор поведенческих мотивов граждан);

- функциональная (включает в себя совокупность применяемых государством методов осуществления властных полномочий);

- коммуникативная (определяет совокупность форм взаимодействия, принятых внутри политической системы и вне ее - во взаимодействии с другими политическими системами).

Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государственные и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти3. Основными элементами политической системы являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

Государство и его органы (государственный аппарат и государственные служащие) осуществляют основной объем властвования или, что практически одно и то же, государственного управления. Государство - ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент.

Политическая система общества развивается и трансформируется в более сложную системную связь совместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.

Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Конституция Российской Федерации установила "политическое многообразие" и многопартийность4. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта, в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство, в силу объективных причин (переходный период), не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.

В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 1405. Их формирование осуществлялось на фоне отсутствия разработанного "партийного" законодательства - на базе гражданского законодательства, определяющего порядок создания обычного юридического лица. По оценкам специалистов, в середине 70-х годов XX столетия в более чем 100 государствах - членах ООН действовало свыше 500 политических партий.

Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества - культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами.

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

Политическая система общества в государстве зависит от направленности деятельности государственных органов, способных проводить реформы создающие возможность поднятия государства на более высокий уровень.

 

 

              Сущность революции и реформ

              Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Информация о работе Закономерности политики