Закономерность развития политико-правовой идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:51, реферат

Описание

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении.

Работа состоит из  1 файл

Закономерностью развития политико-правовой идеологии.docx

— 28.33 Кб (Скачать документ)

Закономерность развития политико-правовой идеологии


 

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида.

Так, в рабовладельческих  государствах Древней Греции главное  внимание уделялось устройству государства, проблеме определенных лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и было обусловлено повышенное внимание к теоретическому определению  и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы  правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом  теоретико-политических дискуссий  стал вопрос о соотношении государства  и церкви. В центре внимания идеологов  буржуазии XVII-XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько  проблема формы политического режима, законности, гарантий равенства перед  законом, свободы и прав личности. XIX-XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и  свободы человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического  режима государства была существенно  дополнена исследованиями связей государства  с политическими партиями и другими политическими организациями.

Любая идеология  как форма социально обусловленного группового самосознания приобретала  научный характер лишь при совпадении целей и интересов класса с  наиболее общим направлением исторического  развития, а также при конструировании  самой идеологии на основе научной  методологии. Исторически существовавшая политико-правовая идеология отражала государство и право через  интересы классов либо решающих очередную  задачу истории, либо препятствующих ее решению, либо не имеющих ясной исторической перспективы, либо, наконец, рассматривающих  исторически преходящий строй как  вечный и неизменный. Поэтому отражение  политико-правовой действительности в  этой идеологии не совсем совпадало  с реальностью или долговременными  тенденциями ее развития, было органически  связано или с исторически  правомерными иллюзиями, или с несбыточными утопическими проектами, или с консервативно-апологетическими либо реакционными стремлениями.

В истории политических и правовых учений существует преемственность - каждая из последующих доктрин, как правило, учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах. Политико-правовые доктрины оперируют понятиями и категориями, сложившимися в результате не только отражения и описания современных им явлений государственно-правовой реальности, но и теоретического осмысления и оценки исторически определившегося круга проблем политики, государства и права.

Периодизация  истории политической мысли.

В соответствии с эпохами исторического  развития курс истории политико-правовых учений можно достаточно условно  разделить на следующие этапы.

1)Древний мир. Время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории.

2)Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в.

3)Эпоха Возрождения и Реформации XIV—XVI вв. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви

4)Новое время: XVII—XVIII вв. Век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции.

5)Эпоха свободной конкуренции XIX в. Рождение либеральных идей и течений, «движение свободной буржуазии», борьба за политическую и экономическую власть буржуазии. Свобода рассматривается с точки зрения вынужденной необходимости.

6)Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма», конец XIX—XX вв. Изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.

Эволюция  политических идей своеобразна и  часто не укладывается в общую  схему. Это относится, в первую очередь, к странам Востока и России.

 


Информация о работе Закономерность развития политико-правовой идеологии