Взаимодействие политики и других сфер общества (экономика и культура)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:39, реферат

Описание

В этом реферате указывается происхождение политики и её сущности. А также об характере отношений политики с другими сферами общественной жизни.

Содержание

Введение.
1 Происхождение политики и ее сущность.
1.1 Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни (права и морали).
2 Политика и экономика.
2.1 Социальные и экономические функции современного государства
3 Политика и культура.
3.1 Функции культуры
3.2 Бытие культуры
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Ответ на вопрос 7.docx

— 36.51 Кб (Скачать документ)

3.   Современная политика, политика эпохи массовых процессов - это тоже массовый процесс, порожденный ее демократизацией и новыми задачами управления, организации общества и государства. Это новое качество политики сближает ее с культурой, которая всегда была и вечно будет по самой своей природе массовым процессом. В зрелом индустриальном обществе массовых процессов возникла новая модальность культуры со стандартизацией форм и стиля жизни, поведения, труда, культурных запросов, с нивелировкой культурных запросов и т.д., включая и стереотипы политических интересов, взглядов, предрассудков и благих побуждений. Весь этот процесс не может не отразиться на возникновении пресловутой “политической культуры” (термин, предложенный Алмондом и Вербой в 1956 г.).

Культура – одна из самых  близких к политике общественных систем, не потому, однако, что существует феномен так называемой “политической  культуры”, есть ведь и производственная культура, и культура умственного  труда, философская, исследовательская  культура и другие ее формы, т.е. культура той или иной деятельности, поведения, общения. Идя этим путем перечисления фактов, мы и пришли к уже известному нам представлению о культуре как об организационной и регулятивно-контрольной общественной системе, подобной политике. Но в отличие от нее и подобно морали культура сама по себе не субстанциональна, не материализуется самостоятельно и объективируется носителями культуры. Таким образом возникают формы культуры, объективированные в идеальных ценностях (достоинство, терпимость, общительность и т.п.), в чертах характера, поведении и особенно явные в произведениях искусства.

Нас, однако, интересует социальность культуры как способа организации  совместной жизни людей и управления ею. Культура не институционализируется как организационная система, в  отличие от политики, и не имеет  центров власти, хотя ее объективированные  в социальном материале формы  можно рассматривать как источники  или даже локальные центры влияния (библиотека, театр, музей, кинотеатр). При всех оговорках культурная организация  интимнее и тоньше политики и при  том не менее действенна, чем она, образуя специфическую культурную ткань, модальность самой политики. Поэтому прежде чем ближе подойти  к их связи, позволим себе остановиться на организационных функциях культуры несколько подробнее.

3.1  Социальная организация означает выбор между свободой и несвободой, она основана, иначе говоря, на той или иной форме добровольного или вынужденного принуждения. Культура помогает сделать необходимый выбор и принуждает к нему. И так как такой выбор весьма не прост, культура сводит его, особенно на ранних этапах социальной организации, к упрощенным коллективным формам, к коллективному выбору; ибо свобода выбирать, как и любая свобода, как известно, – это бремя самостоятельных решений. Культура – это умение их принимать, исполнять и нести за них ответственность.

Культура, политика и сама свобода подобного рода продиктованы необходимостью, которая обусловлена  скудными возможностями, существованием без возможности выбора, необходимостью сплачиваться ради выживания. Всякое превышение конкретной нормы, путь к изобилию, хотя бы относительному, означали движение к выбору, к альтернативам, к свободе  от нормативных ограничений, к разнообразию, к культуре как богатству возможностей и к подлинной политике, столкновению мнений и выбору решений. Это переход  от очень низкого организационного уровня к более высокому, от статики  – к динамике общественного и  политического процесса и от природной  коллективности к коллективности нового типа, включающей многообразие, основанной на этой динамике.

Политика может глубоко  влиять на культуру, разрушать, создавать  ее, формировать, изменять ее формы, прививать  определенные культурные традиции и  т.п. Но культура неотвратимо контролирует политику. Это одно из определяющих начал политической деятельности как  и всякой другой.

В этой связи напомним общие  функции культуры – передача культурного  наследства в пространстве и во времени; сплачивающие общество, определяющие господствующий тип человека и коллектива; восстановительные, сохраняющие общество в эпохи кризисов и потрясений; ресурс развития человека и общества; механизм передачи духовных ценностей  во времени (культурного наследства), другим общностям; культурные заимствования (ее интернациональные функции).

Итак, культура не менее императивна, чем политика, и с большим правом может быть объяснена как способ жизни и совместной деятельности людей. Культура – важнейший связующий материал, соединяющий природное начало человека (“природное тело”) и его общественное начало, подвергнутые переработке сознанием (от лат. cultus, обработанный).

Культура дисциплинирует общество, обуздывает инстинкты и  необдуманные порывы, культура – это  подавление эмоций. Она обеспечивает возможность бесконфликтного общения, создает климат этого общения, избавляет от индивидуальных и коллективных неврозов, стрессов. Такое начало культуры – это “культурное сознание”, но оно должно проявиться, иначе она останется фактом сознания. Поэтому культура – это не только сознание, но и поведение, деятельность и ее результаты, духовные и материальные, социальные и политические.

В отличие от морали культура не имеет абсолютных норм, универсальных  принципов, таких критериев, как  справедливость, равенство, добро, благо, совесть и т.п. Но и у нее  есть общие для разных культур  ориентиры, эталоны качества, принятые в той или иной культуре и общие  для относительного большинства  культур. Они близки к моральным  качествам.

3.2  Культура – достояние  общества, его коллективное достояние.  Но она существует и обнаруживается, функционирует только в сознании  и поведении отдельного человека, однако она с необходимостью  коллективизируется. Не существует  всеобщей, одной для всех эпох  и народов политической культуры. Но есть ряд общих признаков,  положений, принципов, связывающих  культуру и политику. Они определяют: облик политических отношений  в обществе, характер политического  общения (руководителя и подчиненного, чиновника и гражданина, членов  политической организации, например  парламента, тон и атмосферу политических  собраний, дискуссий, стиль работы  и т.п.); отношение к политике  общества, степень участия граждан  в политической жизни общества  и формы такого участия (пассивные,  активные, мирные, агрессивные), такие  явления, как отчуждение, безразличие  либо борьбу за или против  властей и их решений и т.д. Феномен “политической культуры” вводит в методологию философско-социологического исследования политики и политической действительности проблему существования и развития человека как “политической личности”, как продукта всего предшествующего и нынешнего развития данной политической общности и вместе с тем – как ее деятельного субъекта, который порождает политические отношения и, в свою очередь, определяется ими.

Политическая культура –  формирует отношение человека и  коллектива, класса, общества в целом  к его социальной и политической жизни, содержанию, сущности, характеру, целям, политике, характеру государства, политическим и общественным событиям, законам, механизмам, формам и средствам  функционирования и осуществления  политики и деятельности политической власти и ее методов, классов, субъектов  и носителей политики.

Политическая культура непосредственно  влияет на характер и формы, способы  становления, функционирования и изменения  политической системы, направленность политических интересов, стандартов и  вовлечения граждан в политический процесс. Политическая культура во многом определяет стабильность или нестабильность политической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из видов объективации культуры, в том числе и политической, – личная и коллективная манера вести себя, тип поведения и  общения, отношения к окружению, который и называется культурностью. Политическая культурность как и  политическая культура включает и политическую позицию, политические, правовые знания, и моральные принципы, также, как  убежденность в сочетании с терпимостью, вниманием к оппонентам, наконец, рациональные идеологические установки  и мировоззрения, позволяющие не смешивать друзей и врагов, не стремиться к вражде неоправданной, не культивировать неприязнь и т.д. Политическая культурная личность или общественная группа свободна от предрассудков и комплексов, предвзятых мнений, догматизма. Культурность, таким  образом, – это самое непосредственное проявление культуры в политике.

В то время как политическая культура с тем или иным содержанием  постоянно присуща политической жизни общества, политическая культурность – явление преходящее. Она возникает  и развивается в периоды расцвета политической культуры с высоким  содержанием в периоды уравновешивания общественного развития, созидательных реформ и переоценок исторического опыта и распадается в эпохи безвременья, политических кризисов. Естественно, культ личности, беззаконие, репрессии не сочетаются с политической культурностью. И наоборот, развитие демократии, гласности, открытость общества в полной мере невозможны без сформированной политической культурности.

Особое значение приобретает  анализ соотношения политики, экономики  и права у условиях глобализации. Благодаря этому сложному, широкомасштабному  и противоречивому процессу будут  происходить повышение темпов роста  производительности труда, внедрение  новых технологий совершенствование  методов государственно-политического управления экономикой, усиление роли права в регулировании рыночных отношений, в минимизации и преодолении кризисных ситуаций.

Политика является концентрированным  выражением экономики - экономических  отношений и интересов, но ее сущностные источники лишь к экономическим  причинам не сводятся. Политика имеет  регулирующие особенности по отношению  к экономике. Характер ее влияния может быть позитивным, негативным, нейтральным. Экономические и политические системы не имеют жесткой связи, и процессы в них могут протекать автономно. Соотношение политики и экономики в жизни общества не является постоянным. В различных условиях могут главенствовать или политика или экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. В.Н. Лавриненко. Политология: учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю Дорошенко и др. – М.: Юнити 2001 – 368с.
  2. Р.Т. Мухаев. Политология: учебник для студентов вузов/ Р.Т. Мухаев Р.Т. – ,2-е изд. – М.: Приор,2001 – 428с.
  3. В.Д Перевалов. Политология: учебник/ Перевалов В.Д. – ,2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,2009 – 512с.
  4. В.В. Касьянов., С.И. Смагин. Политология: учебник для технических вузов/ Касьянов. В.В., Смагин С.И. – Ростов н/Д : Феникс,2001 – 384с.
  5. А.С. Панарин. Политология: учебник / А.С. Панарин. – ,2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2003 – 448с.
  6. Р.А. Хомелева Политология: учебное пособие/ Хомелева Р.А. – СПб.: Нева,2003-283с.
  7. Г.Т.Твардов  Политология:  учебник для вузов / Твардов  Г.Т. . – М.: Проспект, 2002 – 368с.
  8. Т.В Мусиенко. Политология: учебное пособие/ Мусиенко Т.В. и др под общ. ред. А.Н. Мачина. – СПб.: ИД. Герда, 2003 – 526с.
  9. Г.Т. Твардов Политология: учебное пособие/ Твардов Г.Т. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 – 416с.
  10. Ю.А. Агафонов Основы политологии: учебное пособие для студентов/ Агафонов Ю.А. и др; под ред.Ю.Г. Волкова. – РнД.: Феникс, 2000 – 448с.
  11. http://www.philosophy.ru/iphras/library/kravchenko/bitie.htm

Информация о работе Взаимодействие политики и других сфер общества (экономика и культура)