Взаимодействие политики и других сфер общества (экономика и культура)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:39, реферат

Описание

В этом реферате указывается происхождение политики и её сущности. А также об характере отношений политики с другими сферами общественной жизни.

Содержание

Введение.
1 Происхождение политики и ее сущность.
1.1 Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни (права и морали).
2 Политика и экономика.
2.1 Социальные и экономические функции современного государства
3 Политика и культура.
3.1 Функции культуры
3.2 Бытие культуры
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Ответ на вопрос 7.docx

— 36.51 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального образования

Тюменский Государственный  Нефтегазовый Университет 
Институт Промышленных Технологий и Инжиниринга

 

 

 

 

Кафедра социальных наук

Реферат по дисциплине социология и  политология: 
«Взаимодействие политики и других сфер общества

(Экономики и культуры)»

 

Выполнил: студент группы УК-09-1 
Новиков Р.А.

Проверил: кандидат педагогических наук, доцент  
Морозова Н.Л.

 

 

 

 

 

Тюмень 2009

Содержание:

Введение.

  1. Происхождение политики и ее сущность.
    1. Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни (права и морали).
  2. Политика и экономика.
    1. Социальные и экономические функции современного государства
  3. Политика и культура.
    1. Функции культуры  
    2. Бытие культуры

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика как явление  социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Неполитическими в до государственном  обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление  в нем противоречивых интересов  обусловили возникновение государства  и вместе с ним политики. Таким  образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента  образования государства люди пытались описать политику, как правило, через  ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

1. На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда, вследствие прогресса, резко усилилась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. И тогда сохранение целостности общества стало представлять собой серьезную общественную проблему.

Доступность власти или же удаленность от нее граждан и  групп радикально меняла их социальные возможности для удовлетворения своих нужд и запросов, создавая, таким образом, совершенно иное измерение  их роли и статуса. Это вело как  к возникновению нового вида социальных ассоциаций, так и к увеличению числа людей, специально занимающихся управлением.

Таким образом, необходимость  урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных  органов государственной власти, возникновение социальных ассоциаций, где люди группировались в целях  защиты тех или иных интересов, а  также рост аппарата управления и  породили политический уровень общественных отношений. С появлением же политики общество стало отходить от такой  социальной организации, где его целостность и интеграция осуществлялись на основе родственных связей людей, без четкого выделения функций управляющих и управляемых.

Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными  группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.

1.1  Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Политика и право. Правовая сфера закрепляет в действующем  законодательстве основные принципы политического  господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться  не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий  и антипатий. Право является той  системой требований к совместному  существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без  которой невозможно его существование.

Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом.

Политика и мораль. Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере  общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным  выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные  системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности  в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость  взаимоотношений Добра и Зла.

Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога  правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно  превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и  управления, способствуя тем самым  возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению  политики в инструмент разжигания ненависти  между различными группами населения  н дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.

Правда, столь же опасен и  гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также  неизбежно ведет к доминирующему  положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду  своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным  идеалам в такой ситуации может  обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим  непосредственный опыт разностороннего политического участия с крепкими нравственными устоями. Не обладающие моральными принципами, легко перешагивают через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

2.  Говоря об отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Политическую власть связывают с экономикой специфические отношения власти. Так как часть регулятивных механизмов (культура, мораль, этика) не имеют собственных центров власти, тогда как знание (наука), право, территориальная администрация и экономика имеют собственное управление, но экономическая власть (и власть знания) находится в иной сфере, чем политическая власть– в частных руках, или в приватной зоне и переходит в публичную, общественную зону.

Политика и политические власти в принципе не могут заниматься материальным производством, не участвуют в непосредственном создании материальных ценностей, организации труда, не говоря уже о его технологических аспектах. Существуют определенные пределы проникновения политики в экономику и специфические формы ее воздействия на экономическую деятельность. Выход политики за пределы допустимого ведет к разрушению экономики: применению командно-приказного управления, администрирования, жесткого и неповоротливого управления, его бюрократизации и т.д. И в итоге – к деградации производства, разрушению распределения и потребления. Поэтому в экономике всегда остается область отношений и практической производственной деятельности, которая для политики закрыта.

Политика не сводится к регулированию отношений между классами; лишь часть функций политики и ее институциональных и неинституциональных структур непосредственно связана с экономикой, хотя это и важная часть. Значительная часть политических явлений и процессов связана с экономикой косвенно, через социальные процессы, структуры и силы, которые непосредственно или тоже косвенно включены в экономические отношения; и политика и сама экономика определяются не односторонними отношениями (экономика – политика) и не взаимными (хотя это основа их отношений), а совокупностью всех взаимодействующих общественных систем; что политика, как и другие такие системы, независима от них и от самой экономики, хотя, конечно, относительно, но в меру этой ее автономии она может определять развитие экономики.

Таким образом, свои важнейшие  импульсы политика получает от экономической  основы жизнедеятельности – ее материальной базы и социально-экономических  отношений. Однако не менее фундаментальные  основы самой экономики заложены в политике – именно такое взаимное определение взаимодействующих  систем характерно для их отношений. Вернее в этом случае говорить не об односторонней, а о круговой причинно-следственной связи таких двух начал, как политика и экономика. Как уже говорилось, политика взаимодействует с экономикой также в двух формах – прямого участия в экономическом процессе и косвенного, опосредованного социальными процессами, отношениями и структурами.

Общий уровень политики и  экономики – их нормальная историческая пропорция. Высокий уровень политики (богатство международных связей, эффективность власти, гибкость политических структур и т.п.) в таком сочетании  означает и высокий уровень производства, его устойчивый рост, стабильность обеих систем, снижение социальной и экономической конфликтности  и т.д.

2.1   Современные государственные центры власти располагают и распоряжаются материальными ресурсами, которые совместно созданы государством и частными предприятиями. Владение-распоряжение растущим научным, технико-производственным, экономическим потенциалом решительно изменяет облик власти и ее функции. Эта сторона современной политики достаточно известна, но краткий обзор основных явлений, характеризующих развитие функций государственной власти, видимо, будет уместен в политико-философском исследовании. Государственный и частный капитализм имеет дело в развитых странах с колоссальными материальными ценностями, в форме средств производства, и массами людей, занятых в различных видах производства.

Развитие производительных сил, техники и науки, ее все более  полное технологическое использование  требует значительного роста  затрат, таких инвестиций, которые  нередко оказываются посильными лишь крупным монополиям и государству. В условиях роста удельного веса постоянного капитала и снижения нормы прибыли организация производства, а, следовательно, и политическая функция  воспроизводства – производственных отношений, специфической социальности общества - становится невозможной  без непосредственного участия  государства в общественном производстве, создания и расширения государственного рынка, спрос которого оказывает  большое влияние на развитие экономики.

Особые политические задачи современное государство вынуждено  решать в сфере наемного труда.

Важная сторона деятельности современного государства – контроль кредитно-финансовых операций, регулировании  денежного обращения и банковского  кредита и т.п. Посредством налогов  государство увеличивает обобществление фонда прибавочной стоимости, поскольку  изымает возрастающую часть ее в  свое распоряжение. Государство следует  в области кредитно-финансовой деятельности по пути ее интернационализации.

Социальное равновесие призвано обеспечить экономическое равновесие или, во всяком случае, управляемость  экономики, если используются динамические механизмы ее развития.

Между тем именно в социальной проблематике разыгрывались самые  существенные события политико-экономической  коллизии века: отношения с обществом, борьба за условия труда и эксплуатации. Соперничающие стороны не враждовали, вместе наступали и пятились, но действовали в разных направлениях.

Информация о работе Взаимодействие политики и других сфер общества (экономика и культура)