Власть как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.45 Кб (Скачать документ)

Политическая власть                

Власть является центральной  категорией политической науки. В зависимости  от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения  социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым  занимаются науки, изучающие политику.

Едва ли найдется какой-либо другой феномен в истории общественных отношений людей, который бы сравнялся  с властью по своей неисчерпаемости  постоянно порождать социальные противоречия и воплощать в себе противоречия.

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она  пронизывает и пропитывает нас. Хотим или не хотим, но всегда и  везде мы вовлечены, встроены в отношения  власти: в любви и неприязни, с  близко -  и малознакомыми, дома и вне его, самоутверждаясь, все одолеваемы наклонностями доминировать. Именно эта наклонность и рождает власть.

Природа власти неуловима. Это  позволило М. Дюверже сравнить власть с двуликим Янусом: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде и ущерб вторым, и, с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда».

Власть — извечное яблоко раздора между людьми, социальными  группами, классами, государствами. Но власть — и непременное условие  организованности и порядка в  человеческих сообществах. Борьба за власть —самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос о власти всегда был важнейшим вопросом любой социальной революции и любой модернизации общества.

Ядро политики составляет власть. Проблема власти — одна из основных в истории политической мысли  и современной политологической теории.

Любое общество не может  существовать без организации. Она  необходима прежде всего для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только, когда воля руководителя обязательно выполняется.

Для совместной деятельности люди вступают в определенные общественные отношения, среди которых существенную роль играют отношения власти. В  этом убеждает вся история человечества. Некоторые исследователи рассматривают  власть в качестве одной из базовых  потребностей человека. «Согласиться с отсутствием у индивида потребности  к власти, — пишет С.Б. Каверин, — значит вывести его за пределы  родового понятия «человек».

В истории существовало несколько  форм власти. Французский политолог  М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:

1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;

2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;

3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, — системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, надгосударственная, являются собственно политической властью. Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

Н. Макиавелли обосновал  суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный  предмет анализа знаменитого  итальянца — реальная способность  правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики —  увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право. Основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная  обуздать страсти людей и воспитать  в них гражданские добродетели. Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс. Государственной властью Гоббс  называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие». Власть является соединением воли граждан  в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто  не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость  в основном также социальными  причинами, хотя и связывал это с  желанием избавиться от царившей в  естественном состоянии «войны всех против всех».

Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся  на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей  воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.

В толковании М. Вебера власть есть отношение господства людей  над людьми, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии. «Главное средство политики, — писал М. Вебер, — насилие». Политика же «означает  стремление к участию во власти или  к оказанию влияния на распределение  власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между  группами людей, которые оно в  себе заключает». Именно М. Вебер ввел в научный оборот одно из наиболее известных определений власти: это  «возможность для одного деятеля  в данных социальных условиях проводить  собственную волю даже вопреки сопротивлению».

Т. Парсонс высказывал мысль, что власть «занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах». Он охарактеризовал власть как «способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей... как способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения... способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов». Исторически закрепившийся за понятием «власть» смысл фиксируется в терминах-синонимах. Чаще всего это понятие отождествляется с терминами: «сила», «господство», «авторитет», «право». Подобно политическим теоретикам прошлого современная политология рассматривает политическую власть как форму социальной власти, как неотъемлемый элемент организации людских сообществ и управления ими. Так, по мнению В. Халипова, власть отнюдь не существует сама по себе, а представляет собой важнейший социальный феномен, целую автономную сферу общественной жизни. И в связи с этим связывают властную сферу жизни общества с остальными областями социальной жизни. Власть выступает одной из несущих опор общественного здания и сопряжена практически со всеми сферами жизнедеятельности человека и общества. Вполне очевидно, что политическая власть в современном обществе — такое же всеобщее и древнейшее явление в социальной жизни, как производство и воспроизводство самой этой жизни, ее материальных и иных условий.


Информация о работе Власть как общественное явление