Власть как явление общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:42, контрольная работа

Описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение……………………….……………………………………………3
1. Сущность власти ………………………………………………...……...5
2. Объект и субъект власти ……………………………………….………8
3. Ресурсы власти и процесс их реализации …………………………....11
4. Легитимность и эффективность власти……………………………....14
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Власть.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Пензенский  институт технологий и бизнеса (филиал) 
ГОУ ВПО МГУТУ им. К.Г. Разумовского
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Политология» 
 

Тема: «Власть как явление общественной жизни» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил: студент 2 курса,

                                                                                            СФО, 080502

                                                                                         шифр 0113

                                                                                             Маликов Р.И. 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза, 2011

 

     Содержание

     Введение……………………….……………………………………………3

     1. Сущность власти ………………………………………………...……...5

     2. Объект и субъект власти ……………………………………….………8

     3. Ресурсы власти и процесс их реализации …………………………....11

     4. Легитимность и эффективность  власти……………………………....14

     Заключение………………………………………………………………..17

     Список  использованной литературы…………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

      Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

      Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

      Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

      Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

      Наиболее  перспективным и обоснованным, на мой взгляд, представляется подход к изучению феномена власти, согласно которому власть в социуме может быть определена скорее как регулятор общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.

     В связи с вышесказанным целью  данной контрольной работы является изучение власти как явления общественной жизни. 
 
 
 
 

 

      1. Сущность власти 

      Понятие «власть» в обыденной жизни и  в научной литературе употребляется  в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты - о власти хозяйственной, юристы - о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы - о власти от Бога и т. д. и т.п. Используются понятия законодательной, исполнительной и судебной власти [1, 102].

      Одни  считают, что власть означает реальную способность одного из элементов  существующей системы реализовать  собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

      Власть  есть присущее обществу волевое отношение  между людьми. Власть необходима, подчеркивал  Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

      Т.о, власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности [3, 156].

      Политическая  власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил [8, 15]. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако, ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической [8, 16].

      Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки – часть мирового, космического порядка. Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

      Божественный  характер власти, правила поведения, законы – всё это по тогдашним  воззрениям соответствовало божественному  порядку справедливости, получившего  позднее формулировку как «теория  естественного права».

      Власть - понятие правовое, означающее созидание  и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений [4, 202].

      Власть  вовсе не является непременно результатом  только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в  сложной натуре человека есть несомненное  искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество.

      Таким образом, власть неизбежно оказывается  следствием самой социальной природы  человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти [5, 356].

      Отсюда  можно сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. 
 

 

2. Объект и субъект власти 

      Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

      Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными -политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими  во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы [9, 58].

      Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами [1, 110].

      Субъект определяет содержание властного отношения через:

      1. Приказ (распоряжение) как властное  повеление подчиниться воле субъекта  власти. В приказе предписывается  поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,

      2. Подчинение как поведение частной  воли под всеобщую волю власти.

      3. Наказание (санкции) как средство  воздействия на отрицание господствующей  воли.

      4. Нормирование поведения как совокупность  правил в соответствии с всеобщим  интересом.

      Власть  возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».

      Впрочем, масштабы отношения объекта к  субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект и т. д.[2, 76]

      Преобладание  в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной  питательной средой авторитарных и  тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться?

      Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед  наказанием. Страх - это очень сильный  мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Информация о работе Власть как явление общественной жизни