Власть и властные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, реферат

Описание

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………...
3

1.
Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти……………..
4

2.
Виды власти. Проблемы легитимности власти…………………………..
10

Список литературы…………………………………………………………….......
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …

Работа состоит из  1 файл

власть Документ Microsoft Word (7).doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию

             

Кафедра             

Экономики и управления                           

 

 

 

Оценка работы                           

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине             

ПОЛИТОЛОГИЯ             

 

 

 

Власть и властные отношения

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                                                 

 

Группа                                                       

(подпись)             

             

(инициалы, фамилия)             

 

                                                                                                 

 

Руководитель                                                                                   

                                                                     

Шардыко С.К.             

 

(уч. степень, звание)             

                           

(подпись)             

             

(инициалы, фамилия)             

 

 

 

 

Екатеринбург2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

             

Ведение……………………………………………………………………...             

3             

 

1.             

Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти……………..             

4             

 

2.             

Виды власти. Проблемы легитимности власти…………………………..             

10             

 

Список литературы…………………………………………………………….......             

16             

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………………….....             

17             

 

 

 

Введение

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

 

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

 

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека

одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена

занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

 

1. Понятие власти.

 

Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти

 

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».

 

Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи -- о власти законов, политологи -- о политической власти и т.д.

 

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

 

В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).

 

Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

 

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть--это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

 

В данном случае возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования--подчинения.

 

Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

 

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.

 

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть--это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

 

Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.

 

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

 

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

 

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

 

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

 

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)-- второго важнейшего элемента власти. Власть--всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

 

Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

 

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

 

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

 

Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх--это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

 

Более стабильной является власть, основанная на ин-тересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже-ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек-та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво-ему руководителю.

 

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави-сит также еще от одного важного фактора -- неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело-века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

 

Власть -- возникающая на основе естественного не-равенства, всегда носит характер межличностного взаи-модействия, всегда персонифицирована. Возникает под-чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре-имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять-ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра-чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза-висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи-чески или слабее. Именно такая власть носит более опре-деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На-пример, руководитель предприятия, лидер партии обла-дают исключительным правом на принятие решений, обя-зательных для подчиненных.

 

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре-сурсов власти.

 

Под ресурсами власти следует понимать все те сред-ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

 

Ресурсы власти -- это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа-ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело-века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

 

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь-зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

 

Ресурсы власти очень многообразны. Существует не-сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор-мативные.

 

К утилитарным относятся материальные и другие со-циальные блага; к принудительным -- меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори-ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес-печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

 

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко-номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

 

Экономические ресурсы -- это материальные ценно-сти, необходимые для общественного производства и по-требления (деньги, продукты питания, полезные ископае-мые и др.).

 

Социальные ресурсы -- способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци-альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

 

Культурно-информационные ресурсы -- знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

 

Силовые ресурсы -- это оружие и аппарат физиче-ского принуждения, специально подготовленные для это-го люди.

 

Специфическим ресурсом власти является сам чело-век (демографические ресурсы). Люди -- это универсаль-ный, многофункциональный ресурс, который создает дру-гие ресурсы.

 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Информация о работе Власть и властные отношения