Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:03, контрольная работа

Описание

Актуальность Данной темы заключается в значимости изучения теории власти и властных отношений в современном обществе. Цель данной работы состоит в изучении теории власти и властных отношений.
При написании данной работы были определенны следующие задачи:
рассмотреть основные концепции власти их понятие, структуру и агенты власти.
выявить ресурсы, процесс и виды власти.
охарактеризовать политическое господство и легитимность.

Содержание

Введение
Раздел 1. Основные концепции власти. Понятие, структура и агенты власти.
Раздел 2. Ресурсы, процесс и виды власти.
Раздел 3. Политическое господство и легитимность.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 32.20 Кб (Скачать документ)

                                  Содержание.

Введение

Раздел 1. Основные концепции  власти. Понятие, структура и агенты власти.

Раздел 2. Ресурсы, процесс  и виды власти.

Раздел 3. Политическое господство и легитимность.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

                                        Введение.

     Власть как явление давно занимала умы человечества. И почти всегда ей придавался сакральный смысл, потому что возможность влиять на других людей, заставлять их делать что-то, даже вопреки собственным желаниям вызывала неподдельный интерес, а чаще всего просто трепет перед сильными мира сего.

Власть всегда присутствует в обществе. А как объект изучения уже давно находится в ведомстве  разных наук об обществе: истории, психологии, юриспруденции, политологии, социологии, философии и так далее.

Попробуем разобраться, что  же такое власть и властные отношения, какова ее структура, функции и, что  выделяет собственно политическую власть среди других видов власти.

 

          Актуальность  Данной темы заключается в  значимости изучения теории власти  и властных отношений в современном  обществе.

         Цель данной  работы состоит в изучении  теории власти и властных отношений.

         При написании  данной работы были определенны  следующие задачи:

  1. рассмотреть основные концепции власти их понятие, структуру и агенты власти.
  2. выявить ресурсы, процесс и виды власти.
  3. охарактеризовать политическое господство и легитимность.

 

         При написании  данной работы были использованы  следующие методы: аналитический,  логический, хронологический, исторический.

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понятие, структура и агенты власти

Различны и взгляды  исследователей на феномен власти. Одни полагают, что власть обладает своими атрибутами и не сводится к  влиянию, господству, контролю, принуждению и так далее. Другие считают, что все названные явления всего лишь разные стороны и проявления власти. Более того, некоторые специалисты в области теорий обмена, коммуникаций и др. полагают, что общение людей есть на практике обмен властными ресурсами.

Нам необходимо выяснить содержание понятия власти, потому что в политике категория власти является одной  из центральных и сущностных.

Власть всегда отражает некоторое  отношение между субъектом и  объектом. Это отношение в самом  широком смысле может быть определено как способность субъекта оказывать определенное воздействие на объект. Иными словами, власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.

В узком смысле власть –  это возможность и способность  субъекта отдавать приказы в ситуации, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Владимир Даль определял  власть как “право, сила и воля над  чем-то; свобода действий и распоряжений; начальствование, управление”.

В структуру власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс и социальные нормы, санкционирующие отношения властвования.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность, международное сообщество.

Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. Для  них характерно инструментальное отношение  к власти, то есть как к средству достижения других целей, например, получения  высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий, самоутверждения. В то же время в каждом обществе есть 5-7% людей, для которых власть является самоцелью. Для них характерна чрезмерная, порой патологическая воля к власти, что представляет серьезную опасность  для окружающих. Масштабы этой опасности  прямо пропорциональны широте распространения  власти данного субъекта. Поэтому  политические психологи рекомендуют  допускать к власти тех, кто хотя бы отчасти властью тяготится.

Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

Границы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления  до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся  к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными  ресурсами принуждения. Осознание  зависимости власти от покорности населения  нашло практическое выражение в  акциях гражданского неповиновения, широко используемых в авторитарных режимах  как средство ненасильственной борьбы.

Источники и мотивация  подчинения могут быть самыми разнообразными: страх, привычка, интерес, убеждение, авторитет, идентификация подчиненного с руководителем  и др. Все эти мотивы существенно  влияют на силу власти. Самой слабой властью является власть, основанная на страхе. Максимально сильная власть достигается в случае идентификации  объекта с субъектом.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. В зависимости от лежащих в  его основе качеств авторитет  бывает:

- научным (качество учености);

- деловым (компетентность, навыки, опыт);

- моральным (высокие нравственные качества);

- религиозным (святость);

- статусным (уважение к должности) и так далее.

 Власть, основанная на  интересах, убежденности и авторитете , часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

 

Раздел 2. Ресурсы, процессы и виды власти

Ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, использование которых обеспечивает воздействие субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания и убеждения.

Согласно некоторым теориям, в основе власти лежит неравномерное  распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. В результате одни попадают в зависимость от других, подчиняются  им.

Наиболее распространенной классификацией ресурсов власти является их деление на:

- материальные;

- социальные;

- информационно-культурные;

- административно-силовые;

- демографические.

Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется прежде всего способами, механизмами властвования. Существует два основных способа властвования:

1) политическая мобилизация  – побуждение объекта к угодным  субъекту действиям;

2) политическая демобилизация  – обеспечение бездействия подвластных,  нейтрализация, блокирование нежелательных  для власти видов их поведения.

Возможны различные классификации  власти:

- в зависимости от ресурсов, на которых она основывается (экономическая,  социальная, информационная, силовая и так далее);

- по сферам проявления  власть делится на государственную,  партийную, церковную, армейскую и так далее;

- по широте распространения  (власть международных организаций,  центральная государственная, региональная, местная и так далее);

- в зависимости от функций  властных органов (законодательная,  исполнительная, судебная);

- по способам взаимодействия  субъекта и объекта (демократическая, авторитарная и так далее);

- по способам подчинения (принуждение, убеждение и другие).

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Здесь уместно задать вопрос: обладая  изначальным властным ресурсом, не стремится ли политика подчинить  себе остальные ресурсы, вобрать  в себя иные виды власти? Безусловно, в политике всегда есть великий соблазн  сосредоточить в своих руках  как можно большие ресурсы, в  первую очередь, экономические, информационные, идеологические, что приводит в различных  вариантах к огосударствлению экономики, подавлению независимых СМИ и так далее.

 Это свидетельствует о способности власти накапливаться (Р.Михельс), сливаться, расширяться, стремиться к абсолюту (абсолютные монархии, тоталитарные государства, диктатуры, тирании, олигархии и т.д.). Кроме того, существует опасность обмена политического ресурса (в виде, например, решения принятого в пользу какой-либо группы или отдельных лиц, карьерного продвижения каких-либо фигур и так далее) на ресурс экономический, информационный и другие.

В рыночном обществе, где  огромную роль играют деньги, концентрация экономической власти у крупных  собственников может привести к  усиливающемуся накоплению власти, например, к установлению плутократии, то есть прямого правления небольшой  группы богатых людей.

Во всяком случае, во взаимодействии различных властей возникает  так называемый кумулятивный эффект, в котором проявляется закон  накопления власти. Богатство повышает шансы человека на вхождение в  политическую элиту и доступ к  СМИ и образованию; в свою очередь, высокая политическая должность  способствует накоплению богатства, расширению доступа к информации, что опять-таки улучшает возможности для занятия  лидирующих политических позиций и  повышения дохода.

Для того чтобы избежать накопления, концентрации власти в  одних руках, демократическое общество обладает определенными механизмами противодействия. Это:

- конкуренция между собственниками,

- наличие политически  влиятельного среднего класса,

- демократическое устройство  государства, и в первую очередь,  разделение властей;

- институт выборов и  сменяемости власти;

- политическая оппозиция;

- институты гражданского  контроля (партии, неправительственные  организации и независимые и  многочисленные СМИ.)

В условиях авторитарных и  тоталитарных государств наблюдается  слияние политической, экономической  и информационной власти при командной  роли политики. Демократия предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них:

- в экономике – наличие  множества конкурирующих центров  влияния;

- в политике – разделение  властей между государством, партиями  и группами интересов, а также  разделение самой государственной  власти по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (на центральную и местную);

- в информационной сфере  – плюрализм СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Политическое господство и легитимность.

Любая власть для осуществления  своих функций нуждается в  стабильности. К основным условиям стабильности власти относятся:

- политическое господство,

- легитимность власти,

- эффективность власти.

Политическое  господство представляет собой форму организации власти в обществе, это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы встретят безусловное повиновение со стороны большинства управляемых.

Политическое господство предполагает:

- институализацию властных отношений, то есть создание устойчивых властных институтов, когда в организации устанавливаются позиции, позволяющие одним принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, и обязывающие других повиноваться. В результате происходит организационное и законодательное оформление факта разделения общества на тех, кто господствует и тех, кто подчиняется.

- структуризацию власти, то есть четкое распределение  полномочий и компетенций между  различными институтами власти.

- консолидацию власти, то  есть отсутствие между институтами  власти серьезных противоречий  и конфликтов, взаимодействие между  ними на принципах партнерства  и сотрудничества.

Всякая власть стремится  к установлению своего господства. Без господства власть не может долго  продержаться и выполнять свои функции  в обществе.

Общество не является лишь пассивным объектом влияния со стороны  власти. Власть может по-разному  оцениваться гражданами. Ценностное отношение к власти, то есть отношение  с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета  населения, отражается в понятии  “легитимность власти”.

Термин легитимность в  переводе с латинского языка означает «законность» или «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Это понятие  отображает поведенческие, социологические  характеристики власти (господства).

 Легитимность власти – это признание и принятие той или иной формы власти законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.

Таким образом, власть может  быть законной, но нелегитимной и наоборот, легитимной, но незаконной. Любой, даже самый антинародный, режим является легитимным, если он признается народом.

Всякая власть стремится  к своей легитимации. Не будучи легитимной, власть не сможет обрести поддержку  в обществе. Легитимация – это  процедура общественного признания  какого-либо действия, события или  факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. А если без принуждения этого не достигается, то легитимация оправдывает принуждение, использование силы.

Показателями легитимности власти выступают:

Информация о работе Теория власти и властных отношений