Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:03, контрольная работа

Описание

Актуальность Данной темы заключается в значимости изучения теории власти и властных отношений в современном обществе. Цель данной работы состоит в изучении теории власти и властных отношений.
При написании данной работы были определенны следующие задачи:
рассмотреть основные концепции власти их понятие, структуру и агенты власти.
выявить ресурсы, процесс и виды власти.
охарактеризовать политическое господство и легитимность.

Содержание

Введение
Раздел 1. Основные концепции власти. Понятие, структура и агенты власти.
Раздел 2. Ресурсы, процесс и виды власти.
Раздел 3. Политическое господство и легитимность.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 32.20 Кб (Скачать документ)

- результаты выборов; - уровень  принуждения в обществе;

- наличие попыток свержения  правительства или лидера;

- степень проявления гражданского  неповиновения;

- массовость демонстраций  в поддержку власти (оппозиции)  и т.д.

Легитимация сочетается с  противоположным ей процессом делегитимации – утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки. В зависимости от мотивации подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционная легитимность характерна для власти, основанной на силе традиции, например, наследственно-династический  принцип передачи трона или отчасти  обретший черты традиционной советской легитимности номенклатурно -пожизненный принцип занятия должности генерального секретаря ЦК КПСС.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму  лидера, его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. Она характерна для  переходных обществ, когда новая  власть для признания населением не может опереться на авторитет  традиций или демократически выраженную волю большинства.

Наконец, рационально-легальная  легитимность предполагает осознанный выбор обществом представителей власти (рациональность), осуществляемый в соответствии с общепризнанными  демократическими процедурами (легальность). В таком государстве управляемые являются не подданными, а свободными гражданами, которые подчиняются только закону. В свою очередь, управляющие являются не правителями, а лишь вышестоящими исполнителями действующих законов. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.

В зависимости от объекта  легитимации различают:

1) структурную легитимность, основанную на доверии граждан  к устройству государства, политической  системы;

2) персональную легитимность, основанную на доверии граждан  к конкретному лидеру, главе государства и так далее.

Существуют и другие источники и, соответственно, другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность, когда оправдание власти происходит с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Или: религиозная легитимность, которую можно наблюдать в тех странах, где власть считается осененной богом.

Наконец, различают негативную и позитивную, внутреннюю и внешнюю  легитимность. Негативная легитимность основывается на критике политики предшествующей власти и на обещаниях, отвечающих запросам и ожиданиям общества. Позитивная легитимность опирается или на традиции повиновения, или на харизму лидера, или на рациональность и легальность  выбора властвующей элиты и на эффективную социально-экономическую  политику.

Внутренняя легитимность – это признание власти законной со стороны большинства граждан  данного государства, а внешняя  предполагает такое признание со стороны международного сообщества.

Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, то есть оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность власти, то есть закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.

Для власти ее законный статус дает дополнительные гарантии правления  и возможность международного признания. Для общества также появляется возможность  действовать в пространстве четко  сформулированных правил, однако такая  возможность может быть реализована  при условии, что все стороны, прежде всего власть, будет придерживаться установленных законов и если принимаемые законы отвечают установкам и потребностям общества. Говоря иными  словами, законодательное обеспечение  власти имеет смысл только в том  случае, если сам закон будет легитимным, то есть воспринимается людьми как  должный, основывается на праве, которое  признает большинство общества. В ином случае законодательство останется лишь декоративным оформлением власти и ее отношений с обществом. В таком обществе действия в обход законов и принцип двойных стандартов становятся непреложным сопровождением его функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение.

      Власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических ,является источником и основой этой политики, то есть власть- первооснова политики.

   При написании данной работы были сделаны следующие выводы:

-во первых власть всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в самом широком смысле может быть определено как способность субъекта оказывать определенное воздействие на объект. Иными словами, власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.

-во вторых различные виды власти, существующие в обществе - государственная политическая, негосударственная политическая, неполитическая – при всей взаимообусловленности и сходства все же сохраняют свою специфику. Связанно это, в первую очередь, с сохранением государства, права, политики, гражданского общества как относительно самостоятельных и устойчивых сфер общественной жизни и социальных институтов. Отсюда следует сохранение насилия, принуждения, авторитета и подчинения в формах, соответствующих сложности современного общества, неоднозначной и неисчерпаемой природе человека, живущего в нем.

-в третьих необходимым условием устойчивости и стабильности власти является её легитимность. Чем ближе власть к людям, тем основательнее основа её легитимности. Доверие же к власти является её дополнительным ресурсом, что позволяет ей более эффективно решать поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

- Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: ЧеРо. 1999.-304с

-Даль В.И. Толковый Словарь /под ред. Горбылева К.В. -М.: Вече. 2010.-2750с

- Ильин В.В. Философия власти. -М .: Изд-во Моск. Ун-та. 2003. -271с

- Савченко И.С. Политическая власть; механизмы профессиональной парламентской деятельности / И.С. Савченко.- М.:Интеграция,2006.-313с

-Теплов Э.П. Политическая власть /Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А.И. Герцена.- СПб.:      образование, 2003. -94с


Информация о работе Теория власти и властных отношений