Управленческие преобразования Андропова Ю.В

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание

Цель данной работы: подробно разобрать политические взгляды и деятельность Андропова на высших государственных постах после периода застоя, рассмотреть его методы борьбы с коррупцией.
Задачи работы: изучить направления управленческой деятельности Юрия Владимировича Андропова, проанализировать его методы борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Становление Ю.В. Андропова как советского руководителя…………………………………………………5
Своеобразие управленческой деятельности Андропова на посту Председателя КГБ………………………………..................11
Андропов Ю.В. – руководитель Советского государства. Борьба с коррупцией………………………………………………….16
Заключение…………………………………………...……………28
Приложения……………………………………………....................31
Список литературы……………………………………...................35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 177.98 Кб (Скачать документ)

          Были арестованы директор Куйбышевского райпищеторга Бегальман, директор гастронома «Новоарбатский» Филиппов, начальник Мосплодоовощпрома Уральцев и еще ряд руководителей.19 В ходе следствия удалось установить, что в Московском главторге, который возглавлял непотопляемый Трегубов, сложилась целая система злоупотреблений и взяточничества, в сферу которой было втянуто свыше семисот сотрудников. Сам Трегубов на допросах вел себя сдержанно, свои злоупотребления признал, но на вышестоящее руководство в министерстве показаний не дал. Он был приговорен к 15 годам лишения свободы.

          Теперь на очереди у правоохранительных органов находился директор универмага «Сокольники» Кантор, на которого скопилось изрядное количество оперативной информации. Правда, начать в отношении его следственные действия было не так-то просто, Кантор находился под покровительством первого секретаря МГК Гришина.

          Операцию сотрудники ГУБХСС начали, когда Гришин отправился во главе правительственной делегации в Венгрию. Те, кто проводил обыск в квартире Кантора, ощущали себя так, будто попали в антикварный магазин. А в многочисленных тайниках они нашли 750 ювелирных изделий на сумму около миллиона рублей. В ходе следствия было установлено, что Кантор всего за два года работы в универмаге присвоил несколько миллионов рублей, также ему было доказано получение свыше двадцати взяток от подчиненных. Всплыл и ряд «неподсудных», но весьма любопытных фактов.

          Например, за счет хороших отношений с председателем Мосгорисполкома Промысловым Кантор получил от столичной администрации 15 квартир для своего универмага и две для своих сыновей. Учитывая печальный пример Соколова, Кантор на следствии вел себя замкнуто. Но высокие покровители, на которых он так надеялся, не помогли. Суд приговорил его к восьми годам строгого режима. Всего за короткое время в Москве были арестованы 775 торговых работников. Народ, который «торгашей» откровенно не любил, воспринял эту чистку с чувством глубокого удовлетворения. 20

          И все же гораздо больший общественный резонанс, чем борьба с «торговой и рыбной мафиями», вместе взятыми, вызвало разоблачение злоупотреблений в ближайшем окружении бывшего генерального секретаря Л.И. Брежнева. К девяти годам лишения свободы был осужден Г.Д. Бровин, на протяжении 13 лет работавший секретарем Леонида Ильича. Оказалось, он по совместительству с секретарской работой занимался и небескорыстным решением внеслужебных вопросов. Стоило ему снять телефонную трубку, набрать номер любого должностного лица и назвать свою должность - любой вопрос решался легко и быстро. Отказа в просьбе Бровину не могло быть по определению. Все-таки «близость к телу» первого лица государства - великая сила.

          В ходе расследования Прокуратурой СССР уголовного дела по обвинению во взяточничестве высокопоставленных работников Министерства легкой промышленности РСФСР выяснилось, что начальник 2-го Росшвейпрома РСФСР Зиняков через своего заместителя Бабаева и посредника по фамилии Петросян передал взятку Бровину в размере 25 тысяч рублей, чтобы удержаться в своем руководящем кресле. В неприглядном свете предстала фигура дочери Брежнева - Галины. В начале 80-х большой резонанс в московской элите вызвала кража драгоценностей у известной укротительницы Бугримовой. Три драгоценных камня, похищенных у укротительницы тигров, «всплыли» в январе 1982 г., когда на таможне был задержан человек, пытавшийся их вывезти. Вскоре воры были задержаны и на первых же допросах назвали заказчика этого преступления - Бориса Буряце. Все бы хорошо, да только Буряце на тот момент был любовником Галины Брежневой. И, как выяснилось, под именем «Бриллиантового Бори» был не последним человеком в теневой экономике страны. 21

          КГБ вынужден был проинформировать генсека, что члены его семьи «обеспечивали дельцам подпольной экономики протекцию различных министерств, должностных лиц для получения из государственных фондов сырья, оборудования и машин, а также способствовали проникновению преступных элементов на высокие партийные и государственные посты». Тем не менее необходимо признать, что в РСФСР никогда не было такой масштабной, всепроникающей коррупции, как в республиках бывшего СССР.

          Настоящим громом средь ясного неба в стране стали выявленные факты коррупции во всех ветвях власти Узбекистана, выявленные следственно-оперативной бригадой Гдляна и Иванова по «хлопковому делу». Это дело началось в январе 1984 года с задержания сотрудниками УКГБ по Москве директора Учтепинского хлопкоочистительного завода Муминова и товароведа Дустликского хлопкозавода Халматова, пытавшихся вручить взятку в размере 40 тысяч рублей главному инженеру Серпуховского хлопчатобумажного комбината Иванову за оформление фиктивных документов о якобы произведенной поставке комбинату ста пятидесяти тонн хлопка.22 Иванов взятку не взял, а, напротив, сообщил о попытке подкупа в КГБ. По материалам этого задержания КГБ СССР направил информацию тогдашнему руководителю страны К.У. Черненко, который на них начертал: «Разобраться следственным путем».

          Таким образом, для Прокуратуры и МВД был дан зеленый свет. До конца 1984 года правоохранительными органами по преступлениям в системе хлопководства Узбекистана было возбуждено семьдесят уголовных дел. Раскрылась масштабная панорама злоупотреблений в этой сфере. Для сокрытия приписок примерно на миллион тонн хлопка в год руководители узбекских хлопкозаводов отправляли на перерабатывающие предприятия России, Украины и Казахстана вместо хлопка его отходы. А потом Гдлян и Иванов вовсе вскрыли страшную картину коррупции, опутавшую в результате хлопковых махинаций всю республику. Разветвленная и коррумпированная система хищений была вскрыта в том же 1984 году и в Киргизии. Только там махинации были связаны не с хлопком, а с мясом.

          Расхитители наладили бесперебойное и массовое хищение скота из соседнего Казахстана, незаконно перечисляли денежные суммы с целью последующего их изъятия. За мзду и подарки эти махинации страховали заместитель прокурора республики, прокурор и начальник ОБХСС города Токмака. Ряд крупных «хлопковых» скандалов прокатился и по Казахстану. Большой резонанс вызвало уголовное дело по Карагандинскому автохозяйству. По нему был арестован первый секретарь райкома, который выразил весьма любопытную теорию. Будто бы, получив более миллиона рублей в качестве взяток, он не подрывал отечественную экономику, поскольку держал эти деньги в сберкассе. Правда, в Казахстане борьба с коррупцией пошла по «бархатному пути».

           Прокуратура и ЦККП республики приняли решение освобождать от уголовной ответственности раскаявшихся расхитителей и взяточников, если их грехи были не особо тяжкими. Там даже воззвали к совести жуликов через печать, и это дало определенный эффект. За два года в Казахстане было сдано более 15 млн. наворованных денег. Хотя и имеются большие сомнения, что эти деньги сдавались действительно добровольно23.

           Развитие подпольных цехов получило особенно широкое развитие в кавказских республиках: Грузии, Армении, Азербайджане. И это было обусловлено прежде всего тоже менталитетом - на Кавказе «цеховики» быстрее и успешнее находили небескорыстное взаимопонимание с представителями власти и правоохранительных структур. К середине 80-х уже не только для сотрудников БХСС, но и для большей части народа стало очевидным, что в СССР серьезные проблемы и с экономикой, и с коррупцией. И только власть, казалось, упорно не хотела замечать этих проблем. Тогда вообще считалось, что в нашем социалистическом обществе по определению нет ни организованной преступности, ни коррупции. 24 Андропов никогда не стыдился своей роли в борьбе с диссидентами. Поэтому вся ответственность за это в 1967-1982 годах лежит на нем. Это, конечно, подорвало позиции СССР в мире. Но Андропов был убежден в важности борьбы. Со временем  он стал профессионалом в этой области.

          В конце 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР принял более жесткие указы об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность.  Возглавив страну и задумав ее постепенную и осторожную модернизацию сверху, Андропов стал собирать команду деятелей-сподвижников. Он ввел в высшее руководство региональных деятелей: М.С. Горбачева, Е.К. Лигачева, В.И. Воротникова, Н.И. Рыжкова, В.М. Чебрикова, Г.А. Алиева, Г.В. Романова и др. Подбор кадров отвечал андроповской концепции перестройки, а не горбачевской. Это, может быть, объясняет, почему Горбачев в дальнейшем органично не смог сработаться с командой Андропова и полностью ее расформировал.  
Андропов, конечно, ценил Горбачева, предполагал, что он, возможно, станет его преемником. Сохраняя определенное доверие к Горбачеву, Андропов вопреки имеющимся легендам не сделал никакого «завещания» о его будущем избрании генсеком.

          Андропов провел также умеренную и осторожную чистку партийного и государственного аппарата, включая органы безопасности. За пятнадцать месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, являвшихся политическими губернаторами на местах. Это насторожило политическую элиту, боявшуюся перемен и потери руководящих постов. 

          В области внешней политики Андропов стремился к разумным компромиссам с внешнеполитическими противниками СССР, но в условиях открытого недоверия СССР и США друг к другу такой компромисс не состоялся. В это время разразился кризис в связи с размещением в Европе ракет средней дальности СССР и США.  Руководство США рассчитывало, что СССР не может долгое время на равных с США обеспечивать паритет в гонке вооружений и сознательно ставили дилемму: либо компромисс на наших условиях, либо продолжение гонки вооружений. Андропов и его новая команда не смогли найти адекватного маневра, и в результате гонка вооружений набрала новые обороты. Внешнеполитическая ситуация обострялась продолжающимся противостоянием с Китаем, на границах с которым приходилось держать войска и строить укрепления. Трагическим бременем была война в Афганистане25.

          К концу 1983 г. генсек стал испытывать серьезные проблемы со здоровьем. Почечный диабет преследовал его всю жизнь. В 1981 г. в Афганистане Андропов заболел азиатским гриппом, который привел к дополнительным осложнениям. Он постоянно использовал аппарат «искусственная почка». Врачи оптимистично обещали ему еще 5-6 лет жизни, и Андропов на этот период составил план реформирования социалистической экономики на рельсах порядка, дисциплины и стимулирования за счет новых механизмов, но так и не смог его осуществить.  Осенью 1983 г. здоровье Андропова резко ухудшилось.

          Свою руководящую деятельность он был вынужден осуществлять из кремлевской больницы в Кунцево. Здесь он принимал своих новых сподвижников. В отличие от Брежнева, Андропов и в последние дни сохранил способность ясно мыслить. Хотя он видел только одним глазом, но в день просматривал по 400 страниц документов, литературных журналов, смотрел информационные программы телевидения.  9 февраля 1984 г. наступил смертный час Юрия Владимировича Андропова. Его смерть вызвала в народе глубокое сожаление и искреннее сочувствие. Умер человек, который безусловно был выдающимся политиком26 

     Проведя анализ, мы видим, что подобная  политика Андропова и его политических соратников в рамках социалистического  устройства государства была ощутима  и заметна практически во всех принимаемых политических документах. Положительные изменения были во всем: в социальной сфере, политическом устройстве, экономическом секторе, идеологической сфере и др. Но они  по своей сути, все же не меняли ту сложившуюся глобальную и громоздкую политическую систему - СССР. Во многом это было объяснено и сложной  противоречивой личностью Андропова, и тем, что он не мог пойти дальше, то есть выйти за рамки той политической программы, которую он себе определил  и тем, что советское общество на тот период психологически не было готово к серьезным и радикальным  переменам. Очевидно, что если бы не смерть Андропова, то СССР потрясли бы следующие крупные изменения. 

  
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Сегодня очень трудно ответить на вопрос: что  было бы, если бы Андропов прожил дольше, какой оказалась бы его программа, и куда бы он повел и привел страну. Тем более что даже опытные, уже сложившиеся, сформировавшиеся политики, став лидерами государства, нередко меняются, развиваются в ту или иную сторону, растут, достигают вершин, или наоборот, обманывают ожидания и оказываются несостоятельными. Наиболее объективно, на мой взгляд, представил вероятную картину дальнейших преобразований Андропова Г. Арбатов: «…Андропов яснее других лидеров видел наши назревшие и перезревшие проблемы, болячки и язвы». 27

     Конечно, Ю.В.Андропов не был в полном смысле слова реформатором. Он понимал, что  советская система окостенела и  нуждается в значительном совершенствовании, но собирался это сделать, не разрушая государства и его централизованной экономики. Он пытался исправить  крупные ошибки брежневской эпохи, наказать зарвавшихся теневиков-нуворишей, навести порядок в управлении, ликвидировать коррупцию, протекционизм, казнокрадство. Это была программа  завинчивания гаек в расхлябанной стране.  Андропов  как политический лидер  и его политическая программа  в целом объективно отвечала реальному  состоянию дел в государстве. Андропов со своей программой (которая  отразилась в партийных документах) мог бы эффективно решить назревшие  проблемы, при сохранении прежней  централизованной социалистической системы, если бы страна не находилась к тому времени в глубочайшем системном  кризисе.

     Этот  системный кризис, по моему мнению, блокировал вообще все реально возможные  варианты решения проблемы выхода советского общества из кризиса. При этом Андропов не был чужд демократических идей, рассматривая их, естественно, сугубо по-советски. Он был своеобразным коммунистическим просвещенным консерватором, но не либералом. Именно Андропов стал символом несостоявшейся перестройки социалистического государства.

     У широких масс населения период правления  Андропова ассоциируется с ужесточением дисциплинарной ответственности на рабочих местах и массовыми проверками документов на улицах и в магазинах  на предмет выяснения, почему лицо в  рабочее время находится не на рабочем месте, а гуляет по улице. Вместе с тем, Андропов был активным борцом против многочисленных привилегий, которыми пользовались работники партийного и государственного аппарата; сам  подал пример, отказавшись от значительной их части. Отчасти поэтому у большинства  граждан короткая «эпоха Андропова» вызывала поддержку и сочувствие, что может объясняться и ностальгией  по «твёрдой и справедливой руке». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управленческие преобразования Андропова Ю.В