Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:18, статья

Описание

Юридическая природа Омбудсман концентрируется в его общих и особенных характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик:

а) Омбудсман - субсидиарное(дополнительное) средство правовой защиты по отношению к суду, административным органам, прокуратуре;

б) Омбудсман - независимый публично-правовой институт, не связанный чьим-либо мнением при проведении расследований:

в) Омбудсман оказывает персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

Работа состоит из  1 файл

Омбудсмен.docx

— 15.36 Кб (Скачать документ)

     Юридическая природа Омбудсман концентрируется в его общих и особенных характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик:

     а) Омбудсман - субсидиарное(дополнительное) средство правовой защиты по отношению к суду, административным органам, прокуратуре;

     б) Омбудсман - независимый публично-правовой институт, не связанный чьим-либо мнением при проведении расследований:

     в) Омбудсман оказывает персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

     г) народный защитник - неформальный способ правообеспечения. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляют отзывчивость и сопричастность проблемам потерпевших от административных злоупотреблений. Они лишены негативных качеств "юрократии". используют нетрадиционные критерии административного поведения (справедливость, разумность, правильность, уместность);

       д) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения чаще всего рекомендательные.

     е) институт Омбудсман - открытое средство правовой защиты, обнажающее проблемы административной секретности. "Кислород публичности" необходим для выполнения рекомендаций О:

     ж) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическая  регламентация организации и  функций,подотчетность парламенту - органу исполнительной власти, установление обязанности администрации выполнять требования и рекомендации Омбудсман). Они служат дополнительными гарантиями результативности института;

     з) Омбудсман объединяет общность задач: они не только разрешают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административного поведения и совершенствовании законодательства;

     и) народные защитники имеют обширную сферу  компетенции,которая распространяется на широкий круг административных органов и должностных лиц;

     к) Омбудсман сохраняют политическую нейтральность. Омбудсман не вправе катализировать политическое противоборство,заручаться поддержкой партий;

     л) Омбудсман тревожат сходные проблемы: угроза независимости расследованиям, материальные и кадровые трудности:

     м) успех  службы Омбудсман определяется неинституциональными факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

     Национальные  модели Омбудсман очень разнообразны и являются комбинацией особенных характеристик, обусловленных социально-политической, правовой культурой и правосознанием в учреждающих эти службы государствах.

       Омбудсмен имеют неодинаковый объем и характер полномочий. Наиболее властными Омбудсмен являются шведский и финский: они располагают правом уголовного и дисциплинарного преследования виновных должностных лиц. В развивающихся государствах Омбудсмен чаще всего жестко включены в государственный механизм и обладают нередко императивными (а зачастую и типично контрольными) полномочиями. В цивилизованных в правовом отношении странах более заметна связь Омбудсман со структурами гражданского общества и он лишен контрольной императивной власти. Компетенция Омбудсман по кругу органов и лиц неоднозначна в различных государствах. Как правило.компетенция Омбудсман ограничивается органами государственного управления (лишь в Швеции и Финляндии Омбудсман может оценивать деятельность суда). Общей тенденцией для всех Омбудсман является включение в сферу их компетенции местных органов управления дискреционных решений администрации. Омбудсман некоторых государств (например. парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивает свою деятельность центральными органами управления. В Испании признается примат судебной деятельности перед квазисудебными функциями Омбудсман: им позволяется оценивать только задержки в отправлении правосудия.

       Некоторые Омбудсман обладают специфическим полномочиями: правом обращения в конституционный суд (КС) с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы, о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесения изменений в действующее законодательство. Исчерпание административных и судебных средств правовой защиты - условие рассмотрения жалоб во многих государствах.

     Некоторые государства прямо закрепили  принцип бесцензурного движения корреспонденции в адрес Омбудсман (Швеция, Испания, новая Шотландия. Квебек, Западная Австралия, Израиль). Закон Западной Австралии провозглашает, что ограничения коммуникаций не применяются в отношении уполномоченного.

     Различается организация системы Омбудсман в федеративных и унитарных государствах. Так, в Австралии функционирует федеральный парламентский уполномоченный и Омбудсман штатов.

     Особенными  чертами характеризуются специализированные Омбудсман по вопросам информации, защиты окружающей среды, военных, по правам национальных меньшинств, по обеспечению равенства полов Омбудсман в Канаде, Венгрии, Норвегии, США.

     При создании службы во многих государствах высказывалось опасение возможного пересечения полномочий и сферы  компетенции. Омбудсман и судов, Омбудсман и прокуратуры, Омбудсман и органов административной юстиции. Но на самом деле эта проблема не стала ни острой, ни неразрешимой. Законодательство о Коллегии народной правозащиты Австрии предусм. атривает, что в случае возникновения у Коллегии разногласий с федеральным правительством или с каким-либо федеральным министром по поводу интерпретации положений Закона, регулирующих компетенцию Коллегии, вопрос решается КС в закрытом заседании. Омбудсман Новой Зеландии также вправе запросить заключение (декларативное мнение) от ВС, хотя фактически этим правом не пользуется. Соотношение и взаимодействие народных защитников с судами, органами административной юстиции и прокуратурой не регулируются ювелирно отточенными правилами и в значительной мере складываются ситуативно. Чем императивнее модель института Омбудсман, тем тщательнее должны регламентироваться полномочия, сфера деятельности и "векторы пересечения" Омбудсман с судом и прокуратурой. Основные принципы пересечения Омбудсман с иными средствами правовой защиты следующие: приоритетным способом право-обеспечения выступает судебный контроль; Омбудсман и прокуратура осуществляют тесное сотрудничество и взаимодействие в области правозащиты; Омбудсман расследуют жалобы,как правило, при условии исчерпания гражданами других средств правовой защиты.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека