Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание

Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.

Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:

Дать понятие тоталитаризма
Узнать об исторических корнях тоталитаризма
Рассмотреть признаки тоталитаризма
Определить причины становления тоталитарных режимов
Проследить классификацию тоталитарных режимов
Выявить преимущества и недостатки тоталитарных режимов

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма…………………………………………..…..5
Исторические корни тоталитаризма……………………………..….7
Признаки тоталитаризма……………………………………………..9
Причины становления тоталитарных режимов…………………….19
Классификация тоталитарных режимов………………………….…21
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов…………...…22
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

   В 1920-е — 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди широких слоев мелких и средних собственников, разочарованных в беспрепятственной капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый социальный статус, распространилась идея создания нового государства, которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные против господства крупного капитала, находили наибольший отклик именно в среде мелких предпринимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые именовали их, "маленьких людей", исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения, средоточием воли и активности.

   Таким образом, массовое сознание оказалось  в значительной мере подготовленным к восприятию тоталитаризма всей предшествующей историей развития капитализма и государства. Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии "большинство народа не желало фашизма и выбор ему не принадлежал11. Муссолини и Гитлер пришли к власти тогда, когда, об этом договорились сравнительно небольшие клики, при чем они следовали соответствующему решению высших хозяйственных кругов, которые пришли к выводу, что фашизм станет выходом из переживаемых ими трудностей"12. 
 
 
 
 
 
 
 

____________________ 

11 Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993

12 Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер. - М., 1991.

                                       Классификация тоталитарных режимов13

По  степени централизации :

- руководство  полностью в руках одного человека-харизматика (СССР 1937-1953)

-  руководство  распределено в немногочисленной  группе лиц   (СССР 1953 по 70-е)

- руководство  рассредоточено между высшими  органами власти  (СССР 70-е –  1991) 

По  степени огосударствливания общественных институтов :

- огосударствливаются  все общественные институты  (СССР)

-огосударствливаются   наиболее важные общественные  институты (Фашистская Германия ) 

По  характеру регулирования  экономики:

- полностью плановая  экономика (СССР)

- планируются  наиболее важные отрасли (Фашистская Германия) 

По  степени полицейского контроля и его  методов:

- тотальный контроль, атмосфера доносительства и террора,  очень большое количество осуждённых, наличие внесудебных процедур  рассмотрения уголовных дел, частое  применение смертной казни (СССР 1933-1953)

- сильный   контроль, смертная казнь применяется  редко, значительное количество  осуждённых, правосудие осуществляется  только судами, наличие специфических  видов наказаний. 

По  уровню народной поддержки

- режим поддерживается большинством населения

- режим удерживается  постоянными репрессиями против  населения или иностранными государствами  (Аргентина Пиночета) 

По  характеру объединяющей идеи:

- идея национальной  исключительности и превосходства  (Фашистская Германия)

- идея социальной справедливости (СССР)

(Список не  исчерпывающ) 

По  уровню развития идеологии  и пропаганды:

- идеология является  философской концепцией, идеологическая  машина государства активно формирует  необходимое мировоззрение и  психику населения (СССР, Фашистская Германия)

- идеологи отрывочна  и не является идейным целым  , СМИ лишь подают угодную режиму  информацию (…) 
 
 
 
 

_________________ 

13   Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.

            Преимущества и недостатки тоталитарных режимов 

   

      Тоталитарные режимы при своей  внешней мощи и надёжности, очень  нестабильные и малоэффективные  социальные образования. В каждом  тоталитарном государстве находится  множество зародышей его будущей  гибели. В долгосрочном функционировании они неконкурентоспособны с другими видами государственных режимов. 

     Тоталитарные режимы  неэффективны :

 

Экономически:

     Тотальная зарегулированность  тормозит развитие производства и общественных отношений, как в силу системных законов кибернетики (большие затраты времени и ресурсов на самоконтроль), так и в силу ригидности бюрократического аппарата. Кроме того, органы, осуществляющие контроль со временем разрастаются и поглощают огромные средства (18 млн. аппаратных работников в СССР при населении в 200 млн. человек).  Также здесь нарушается один из принципов кибернетики о местной саморегуляции (большинство проблем должно разрешаться на местном уровне, уровне «отдельной клетки».) В тоталитарном государстве имеется тенденция к разрешению малых дел в центральных и высших органах государства. Например ГОСПЛАН СССР занимался проблемами обычно решаемыми на догосурственном уровне -  уровне миллионов отдельных предприятий, что сильно снижало качество его регулирования.

Система централизованного планирования производства и нормированного распределения ресурсов и продукции, оказывается менее эффективной, чем формирующийся в условиях рыночной экономики баланс между спросом и предложением.

   Закрытость страны  для внешнего рынка тормозит развитие экономики в целом. В этом случае, мировой рынок заменяется суррогатом из принудительного разделения труда или созданием цепи завоеванных государств, чья экономика включается в экономику страны-сюзерена (Германия)

      Большое количество разнообразной «чрезвычайщины», которая на короткий строк выправляет положение, но в целом убыточна. Одним из следствий этого является распространённость внеэкономических методов принуждения и подневольного труда. При долгосрочном применении это губительно для экономики.

     Снижение мотивированности к труду у населения, поскольку наибольшие средства человек может получить только на государственной или партийной должности. Так же в силу малых различий в зарплате между начальником и подчинённым (в СССР) не было стимулов для карьерного роста. Такая система тяготеет в уравнительности в вознаграждении, выгодной не для тех, кто работает с полной отдачей. Это явление несколько нивелируется системой моральных поощрений и идейным ажиотажем населения, но долго поддерживать такое состояние нельзя, и как постоянная основа трудовых  отношений она несостоятельна.

         Огромные расходы на военную сферу в ущерб социальной, за счет ухудшения быта населения и развития многих необходимых отраслей производства, что приводит к низкой покупательной способности населения и удушению внутреннего рынка.

     Большие расходы на пропаганду и агитацию, ненужные иным государственным режимам.

     При  огосударствоывании экономики предприятия  управляются не хозяевами, а  чиновниками, которые в первую очередь заинтересованы в сохранении своей государственной должности. В силу этого руководители предприятий не заинтересованы в рискованных инновациях,  и нацелены на сохранение существующего уровня производства, что гибельно для экономики государства. Вследствие неправильной мотивации руководителей предприятий отсутствует их внимание к экологичности производства, что ведёт к излишнему загрязнению природы. 

  Политически :

 Отсутствие реально обеспеченных прав  и свобод личности сковывает общественную и экономическую инициативу граждан, является залогом произвола гос. органов.

   Отсутствие  независимых СМИ не позволяет  гражданам иметь достоверную  информацию о делах государства.  Это соединяется с отчуждением  граждан от управления государством  и порождает безответственность правителей.  Вследствие этого гос. аппарат лишается необходимой критической оценки его действий со стороны общественности и специалистов. Это даёт почву для развития вредных тенденций и принятия неверных решений (освоение целины).

    В силу закрытости тоталитарного общества граждане не получают полную информацию о других государствах и лишены возможности сравнивать свою жизнь с жизнью заграницей. Это ведёт к отсутствию конкуренции между политическими системами за своих граждан, ставит препятствия для перенимания полезных политических и общественных институтов.

   Поскольку  высшие чины безответственны перед народом они зависят прежде всего от своего окружения (высших гос. органов,  силовых ведомств и др.), то их решения часто определяются внутренними аппаратными интригами и результатами «подковерной» борьбы между ведомствами и начальниками. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером или верхушкой элиты под влиянием идейно-политических соображений, субъективных расчетов. Это обуславливает большую вероятность ошибок при принятии решений (война в Афганистане, нападение на СССР, антиалкогольная кампания). Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления.

     Продвижение по службе во многом зависит не  от деловых качеств человека, а от его лояльности режиму, способности лавировать и проталкиваться, его способности к интригам. Этот принцип кадрового отбора препятствует продвижению  наиболее талантливых людей, что ухудшает качество гос. аппарата.

    Тоталитарный  режим  неудовлетворительно обеспечивает систематическую смену правителей. Здесь новый правитель или приходит к власти через ожесточенную борьбу, угрожающею существованию всего государства (смута), или приводится к власти партийным большинством. В этом случае, личные качества правителя, его талант управления, неважны, выбирается наиболее удобный «лидер» (Брежнев). Часто эти пути сочетаются, но к власти приходит не тот, кто отражает интересы страны и народа, а тот кто отвечает интересам гос. аппарата.

    Тоталитарным  режимам свойственна тяга к агрессивной внешней политике и силовым методам решения конфликтов. Это увеличивает вероятность начала больших войн, которых можно было бы избежать.

   Невозможность построения доброкачественных внешних отношений – всякое независимое государство рассматривается, прежде всего, как потенциальный идеологический и военный противник, с которым возможны лишь временные соглашения. В унии между тоталитарными государствами отношения могут выстраиваться лишь по феодальному принципу сюзеринитета-вассалитета, (Германия-Италия) или же они протекают в форме скрытой конфронтации (СССР-Китай).  В то время как прочные, взаимовыгодные внешние отношения – залог стабильности всякого государства.

     Господство принципа политической целесообразности в управлении вызывает нестабильность во внешней и внутренней политике государства, снижает доверие к государству как со стороны народа так и со стороны иностранных государств. Ещё один аспект этой проблемы заключается в том, что никакое государство не может долго существовать без твёрдых ценностей и нравственных ориентиров. Ценности создаваемые самим тоталитарным государством очень быстро меняются, оно создаёт их из сиюминутных надобностей,  а ценности созданные ранее, наследуемые им,  часто отрицаются. Это ведёт к социальной нестабильности, «брожении в умах». Всё это снижает способность государства противостоять сильным кризисам, снижает его кризисоустойчивость, повышает общую вероятность его распада.

   Из предыдущего принципа, вытекает отсутствие законности в государстве.  По-большому счету, здесь действует «право сильного». В силу этого, борьба за власть может принимать социально-опасные формы, угрожающие существованию всего государства. Я думаю, что отсутствие законности было важнейшей причиной распада СССР.

     Господство  единой идеологии рождает догматичность власти, её идеалогическую скованность в принятии решений.  Зачастую ответственные лица проявляют не мудрость, а твёрдость, следуя идейным догмам (политика насильственной коллективизации).

Информация о работе Тоталитарное государство