Теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:39, доклад

Описание

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.docx

— 35.33 Кб (Скачать документ)

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Формирование государства у  разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки  зрения в объяснении причин возникновения  государства.

 

Одной из древнейших теорий происхождения  государства является теологическая  теория. Она исходит из того, что  происхождение и существование  государства является результатом  проявления божьей воли. Согласно теологическим  учениям, государство служит воплощением  божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема  и подчинение ей естественно. Правители  действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся  литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая  нашла четкое выражение теологическая  теория.

 

Наиболее широкое распространение  эта теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

 

Есть и современные последователи  этой теории, которые считают государственную  власть вечной и незыблемой.

 

Патриархальная теория трактует происхождение  государства как результат исторического  разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию  семей, а развитие семей ведет  к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт  размножения семей, их расселения и  объединения. По Аристотелю, государственная  власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

 

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

 

Сторонником патриархальной теории был  Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

 

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

 

Данная теория получила современное  звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных  в случаях наступления неблагоприятной  для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в  патриархальной теории было то, что  ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни  все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

 

Согласно договорной теории государство  возникло в результате заключения общественного  договора. Люди договорились между  собой объединиться в государственный  союз, создать власть и подчиняться  ей. Необходимость объединения людей  диктовалась появлением общественного  неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания  в условиях природной стихии и  окружения враждебными племенами.

 

Эта теория получила распространение  в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

 

Представители договорной теории возникновения  государства считали, что договор  об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих  прав государству, которое обязуется  охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

 

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно  по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.

 

Теория насилия объясняет возникновение  государства завоеванием одних  племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия  утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную  организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны  с чужими общинами, племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем  принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или  подати. Возникает и аппарат принуждения  для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.

 

Органическая теория. Ее ведущим  представителем был английский мыслитель  Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

 

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории  нет ни одного примера, где бы государство  не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами  более слабых, а с расширением  практики завоеваний усложняется структура  общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное  общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической  организации.

 

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

 

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

 

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

 

Ирригационную теорию связывают с  именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

 

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение  государства только с каким-то одним  фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие  в обществе, обусловили появление  государственной организации.

Государство как произведение искусства

На первый взгляд может показаться, что понятия «государство» и  «искусство» несовместимы, но в действительности все намного сложнее. Впервые  концепция государства как произведения искусства появляется в XIX веке и  связана она с именем Якоба Буркхардта, который описал все виды итальянской государственности XIV-XV веков01. Вывод, который он делает, заключается в том, что покровительство государством развития искусства приводит к расцвету государства и увеличению его престижа и веса в мировом сообществе.

 

Понятие искусство, использующееся в  современной мировой культурной традиции берет свое начало в эпохе  античности, в греко-римском понимании  этого термина (от лат. аrs – мастерство, ремесло). Не смотря на обилие определений понятия «искусство», в целом они все дополняют друг друга и выделяют главной целью искусства познание, восприятие и отражение окружающего мира. С течением времени, искусство вбирало в себя различные виды освоения действительности, органично соединяя в себе формы созидания человеком не только природы, но и себя самого. Искусство – один из способов постижения мира, это образное осмысление действительности. На сегодняшний день, искусство – важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком02. Формой существования искусства является художественное произведение как система художественных образов, составляющая единое целое. Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и обретая новые свойства. Ведь с каждым новым поколением произведение искусства прочитывается заново, приобретает несколько иной смысл и наполнение, но его сущность при этом остается неизменной. Когда мы говорим, что произведение остается самим собой, то имеем в виду его «сущность», которая всегда и везде одна – она самотождественна и неизменна. Вещь должна оставаться в своей сущности равной самой себе на всем протяжении своего существования.03 Про внутреннюю сущность вещи писал И. Кант (понятие «вещь в себе»); по его мнению, она никогда не будет познана разумом, так как не доступна к познанию через опыт. Можно сделать вывод о том, что произведение искусства – ценность еще и потому, что человек вложил в нее частичку своего внутреннего мира; его трудно понять, но от этого произведение не теряет актуальности.

 

Существует несколько мнений относительно того, что понимать под произведением  искусства. Ю. Борев04 приводит следующие: произведение – нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявить свои духовные и художественные свойства и оказать социально значимое воздействие. Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем, выражение общественной психологии и идеологии. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художественную реальность. Художественное произведение отражает мир во всей сложности его отношений к личности и во всем его эстетическом богатстве (ценностном отношении к человечеству).

 

Искусство очень часто является отражением действительности, ответом  реальности. Ведь всякое произведение многоуровнево, и при этом один из этих уровней – политическая составляющая, определяющая актуальность произведения, его включенность в политическую, идейную атмосферу эпохи, которой оно принадлежит. В литературе примерами включения политической (государственной) составляющей в художественные произведения являются «Бесы» Достоевского, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, в живописи – Ван Гог, пишущий людей с натуры, изображающий жизнь, какой он ее видит. На его полотнах изображены простые рабочие и их быт не в угоду тенденциям, течениям современного ему общества (например, «Едоки картофеля» – в ту пору художник еще не был в полном смысле этого слова импрессионистом). Можно также привести в пример наскальную живопись, изображающую быт и традиции первого человека05 или египетские саркофаги с изображением сцен загробной жизни и религиозными ритуалами. Искусство интересует вся система отношений человека и мира, отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству, природе (и естественной, и искусственной, созданной человеком), ко Вселенной06. Таким образом, мы видим, что произведение искусства вырастает из окружающей реальности, вбирая в себя все: политику, религию, мораль, науку, философию, но дело в том, что и государство строится на этой же почве, понятой через призму конкретной культуры вместе с главенствующими в ней ценностями, особенностями развития общества в определенный временной период, в определенную эпоху.

 

Изучив, что входит и подразумевается  под понятиями «искусство» и  «художественное произведение», необходимо перейти к понятию государство. На протяжении столетий лучшие умы  философов, ученых и мыслителей пытались ответить на вопрос, что есть государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Неоднозначны и их мнения по поводу того, как оно возникает и развивается, каковы его естественные границы, сущность и пределы вмешательства в  частную и общественную жизнь. Каждое новое поколение пытается по-своему ответить на все эти вопросы. Неоднозначность  восприятия государстваобусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а, следовательно, уровнем развития общества, естественного сознания и мышления. Вместе с тем она в значительной мере предопределяется также сугубо субъективными факторами – неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а, кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления07.

Информация о работе Теория происхождения государства