Тенденции развития государственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание

Если обратиться к истории развития государства как такового, то особенности его формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.
Как известно, родоначальником современной теории государства принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей склонное к жизни в обществе, Гоббс разделяет философскую позицию Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.

Содержание

1. Тенденции развития государственности в России 2
2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17
3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20
4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 58.55 Кб (Скачать документ)

Политический лидер, таким  образом, это человек, который максимально  точно и полно отражает интересы народа, защищает их, а также обладает теми качествами, благодаря которым  его можно отнести к политическим деятелям.

Любой политический лидер  нуждается в поддержке со стороны  народа, однако, он должен иметь определенные характерные черты, отличающие его  от популиста. Прежде всего, такой человек  обязан уметь вести за собой народ. Причем он должен тогда, когда это  необходимо, активизировать массы на действие, но и вовремя их сдержать, если ситуация будет на пределе [3,145].

Лидер наделяется особыми, порой  неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более  суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят  от общества и государства, в котором  ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Функции, выполняемые  политическими лидерами, во многом зависят от целей, ситуации, среды, в которой им приходится действовать. Если лидер сталкивается с кризисным общественным развитием, на первый план выходят следующие:

1) Аналитическая  (диагностическая) функция. Она связана с глубоким и всесторонним анализом причин сложившейся ситуации, изучением объективных и субъективных факторов. Лидер определяет наиболее важные проблемы и определяет, что и как необходимо исправить.

2) Директивная  функция. Она связана с принятием решений, разработкой программы действий. Важную роль здесь играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.

3) Мобилизующая  функция. Она связана с мобилизацией масс на осуществление намеченных целей, выполнение конкретных решений. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами, убеждать их, вдохновлять, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях стабильного общественного развития круг функций политического лидера значительно расширяется.

4) Новаторская функция.

Общество  не должно стоять на месте, оно должно развиваться. Поэтому политический лидер должен вносить новые конструктивные идеи, проекты, направленные на обновление и дальнейшее развитие общества.

5) Коммуникативная  функция. Политические лидеры должны служить людям, выражая интересы различных социальных групп и общества в целом. Проведение прогрессивной и взвешенной политики невозможно без всестороннего учета запросов и потребностей людей – их стремлений к справедливости, миру, безопасности, благосостоянию и свободе. Поэтому лидер обязан следить за постоянно меняющимися общественными настроениями, мнениями, связанными с динамикой преобразующейся жизнедеятельности людей. Именно политический лидер должен обеспечивать постоянную коммуникацию власти и масс, наличие каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращать отчуждение граждан от политики.

6) Интегративная функция. Политический лидер должен делать все возможное для поддержания целостности и стабильности общества, обеспечения гражданского мира и согласия. Различные социальные слои общества, различные политические партии, союзы, альянсы должны действовать на благо общественного развития под влиянием авторитета политического лидера.

В.В. Путин обладает определенными качествами и чертами характера, которые позволят ему завоевать уважение и признание той группы людей, которыми он руководит.

Он умеет производить  эффектное впечатление на публичных  выступления, дебатах и заседаниях, обладает определенной харизмой, которая не только привлекает к нему людей, но и находит отклик в сердцах избирателей.

Наиболее развиты функции  политического лидера у президента – директивная, новаторская, коммуникативная.

 

  1. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства?

Гражданин - это человек, который имеет правовую связь  с определенным государством, что  позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные  законами обязанности.

Гражданин – это человек  имеющий гражданство, что предполагает формальное оформление его отношений  с определенным государством, которое  дает человеку права и накладывает  обязанности, а главное - становится защитником интересов своего гражданина. Основной привилегией гражданина по сравнению с гражданами другого государства или лиц без гражданства, проживающими на территории этого определенного государства, является наличие политических прав.

На современном этапе  развития человечества за каждым отдельным  человеком признаются его право  иметь личностные, правовые, политические и имущественные права, объем  которых определяет каждое государство. Граждане имеют право в полном объеме, а остальные физические лице - граждане других государств или лица без гражданства – обычно в  несколько ограниченном.

Права лиц без гражданства  ограничены прежде всего в политической сфере. В соответствии с общемировой практикой только гражданину предоставляется право принимать участие в ведении государственных дел непосредственно или посредством свободно выбранных представителей, что включает в себя право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право на доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия [6,217].

Ограничению могут быть подвержены отдельные личные права лиц без  гражданства, прежде всего право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.

Иностранные граждане и лица без гражданства в принципе равны в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации. Они только обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям. В этом состоит ограничение. 
Правовое положение постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства различно. Их права на постоянное проживание в РФ, на свободный выезд и въезд подтверждает вид на жительство. Для лица без гражданства он одновременно удостоверяет  личность. Вид на жительство выдается по заявлению.

Временно пребывающие  иностранные граждане и лица без  гражданства обязаны выехать  из РФ по истечении срока действия визы. Если таковая отсутствует - в  течение девяноста суток, если на момент истечения срока ими не получено разрешение на продление срока  пребывания.

Решение о нежелательности  пребывания (проживания). Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением правил или уклоняющиеся от выезда после окончания срока пребывания (проживания), а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, признаются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За это могут сократить срок пребывания, аннулировать разрешение на временное проживание или вид на жительство, депортировать. За административное правонарушение иностранные граждане или лица без гражданства подлежат выдворению за пределы России.

 

  1. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»?

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки  зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена - государства  и, во-вторых, определения правомерности  использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Термин "суверенитет" дословно обозначает "верховная власть". Характеризует понятие независимость, единство власти определенного субъекта.

Понятие суверенитета предполагает право на высшую политическую власть над чем-либо и независимость  своих действий от любых внешних  сил.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной  власти. Верховенство государственной  власти представляет собой исключительное право государства устанавливать  в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства означает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами.

Суверенитет государственной  власти не предполагает ее бесконтрольности со стороны общества. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет  рамками закона, чтобы власть не была выше закона. В силу этого принцип  суверенитета предполагает наличие  сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех  решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Легитимность – это  специфическое свойство политической власти. Это форма поддержки и  признания ее правомерности, осуществления  правления государством или его  отдельными структурами [7,162].

Легитимность политической власти – это согласие народа с  системой правления, когда он на добровольной основе предоставляет ей право принимать  решения, требующие обязательного  выполнения. Если уровень легитимности падает, начинают использоваться принудительные методы воздействия.

Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания 
и не фиксируется в конституциях. В отличии от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлением большинства граждан.

Существуют определенные предпосылки, направленные на поддержание  легитимности власти в государстве:

  1. Улучшение законодательства и системы государственного управления, что достигается в результате появления новых требований.
  2. Создание политической системы, легитимность которой будет основываться на традициях народа, а потому будет характеризоваться большей степенью стабильности.
  3. Харизматичность политического лидера.
  4. Успешное проведение политики государства, поддержание порядка и должного уровня законности.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Архипова Т.Г. Государственность современной России. – М.: РГГУ, 2006.
  2. Василенко И.А. Политология. – М.: Юрайт, 2012.
  3. Ключевский В.О. О государственности в России. – М.: Магадан, 2011.
  4. Кулаков В.В., Кашина Е.И. Политология. – М.: Феникс, 2011.
  5. Куликов Л.М. Политология. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  6. Ланцов С.А. Политология. – Спб: Питер, 2010.
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект пресс, 2010.
  8. Рудольф Пихоя Государственность России. Идеи, люди, символы. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008.

 

 


Информация о работе Тенденции развития государственности в России