Тенденции развития государственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание

Если обратиться к истории развития государства как такового, то особенности его формирования и функционирования в России становятся более чем очевидными.
Как известно, родоначальником современной теории государства принято считать Т. Гоббса. Отрекаясь от утверждения Аристотеля о том, что человек от рождения есть существо политическое, т.е. по природе своей склонное к жизни в обществе, Гоббс разделяет философскую позицию Макиавелли, который первым акцентировал негативные стороны натуры человека, влекомого, по его мнению, в своих социальных поступках страстями, эгоизмом, честолюбием и выгодой.

Содержание

1. Тенденции развития государственности в России 2
2. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента? 17
3. Какие преимущества имеют граждане государства по сравнению с лицами без гражданства? 20
4. Объясните, как вы понимаете термин «суверенитет политической власти», «легитимность политической власти»? 22
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 58.55 Кб (Скачать документ)

В-четвертых, Конституция  закрепляет принцип федерализма, гласящий о том, что все народы, которые  проживают на территории РФ, равны  и имеют право на самоопределение (то есть право обозначать свой политический статус внутри государства, культурный, социальный курс развития общества, изменять территориальную форму и др.).

В-пятых, несмотря на разграничение  областей ведения между органами государственной власти и органами субъектов, на территории государства  существует единая, целостная система  правления.

Федеративное устройство России в целом и его основные нормы установлены положениями  Первой главы Конституции. Основной Закон не может быть изменен в  обычном режиме. Для его изменения  требуется фактически принятие нового проекта. Такое положение ориентировано  на принципы Федерации в России, не допускающие кардинального изменения  существующей системы. Основы конституционности  распространяют суверенитет страны на всю территорию со всеми субъектами без исключения. Государственное  устройство России предусматривает  верховенство Конституции на территории всей страны. Только РФ имеет право  обеспечивать неприкосновенность и  целостность своей территории и  всех единиц, ее составляющих [2,156].

Федеративное устройство России базируется на конституционных  основах. Среди них необходимо выделить: Государственную целостность. Единство всей структуры государственной власти. Разграничение между органами государственной власти страны и власти субъектов по предметам ведения их полномочий. Самоопределение и равноправие народов РФ. Все субъекты страны наделены равноправием между собой в процессе установления взаимоотношений с федеральными органами. При закреплении равноправия для всех субъектов Конституция устанавливает равное и единое гражданство РФ, вне зависимости от оснований, по которым оно было приобретено. Федеративное устройство России предусматривает наличие прав и свобод, а также равных обязанностей, установленных Конституцией, на всей территории страны. Основные регулирующие вопросы отражены в главе 3. В частности, в тексте 65-й статьи приведен полный перечень субъектов. Кроме того, положение закрепляет национальный и территориальный принцип их формирования. Это указывает на существование федерализма совместно с автономностью и унитарностью. Таким образом, обеспечивается целостное федеративное устройство России как самостоятельной, единой страны. Немаловажным является тот факт, что в тексте закона субъекты указаны поименно. Это свидетельствует о том, что внесение каких-либо изменений в общий состав субъектов потребует как минимум изменения в содержании самой Конституции.

Под государственной целостностью страны понимается отсутствие права  на выход из состава Федерации. Таким  образом, реализуется право сецессии. В связи с тем, что все субъекты относятся к единой стране, территория которой включает в себя все территории субъектов, отделение какого-либо субъекта будет указывать на нарушение  целостности державы. Как правило, в современных странах с рассматриваемой  формой правления не предусмотрено  в основном законе права добровольного  выхода из состава страны.

Необходимо отметить, что  отсутствие права на добровольный выход  из состава целостной страны не противоречит демократическим основам и соответствует  общепринятым в мире тенденциям. Однако вместе с этим в Конституции РФ предусмотрено принятие в состав страны и формирование нового субъекта в соответствии с законом. В Основном Законе закреплен статусный характер субъектов. В соответствии с ним  положение республики как субъекта определяется самой Конституцией страны и республики. В других же случаях, например, для города, края или области, кроме положений Основного Закона принимаются во внимание и уставы территориальных образований.

 Нынешний российский федерализм характеризуется по-разному. Н.В. Брезгулевская считает, например, что он чрезвычайно эклектичен, сочетает многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными наработками. И.В. Левакин утверждает, что Россия - единое федеративное государство с элементами «регионализма».

С момента прихода на должность  президента страны В.В. Путина, а затем  и Д. Медведева и вновь Путина В.В. внутренне политически сильный  центр власти превращается в ядро новой политической системы.

Феномен чрезвычайно высокого рейтинга В. Путина позволил изменить конфигурацию политической базы нового режима и обозначить важнейшие направления  реформирования страны: деавтономизация элит, восстановление субординации в элитах и модернизация элит, реинтеграция системы власти, институционализация, воспроизводство социальной базы нового режима.

С опорой на прочную политическую базу в обществе власть начинает выстраивать новые отношения с ключевыми политическими институтами и партнерами.

Суть теоретического решения  проблемы новой государственности состоит в том, что власть должна выстраивать авторитарное социальное государство, опирающееся на принцип социальной защиты граждан и, более широко, на принцип новой социальной справедливости, на основе которой либеральные реформы станут более жизнеспособными.

Политический  режим России

Важнейшим элементом формы  государства является политический режим. Политический режим - это система  методов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Виды политических режимов в литературе определяются по-разному, но если суммировать все точки зрения, то эти режимы принято подразделять на демократические и тоталитарные. Если обобщить основные черты политического режима демократических стран, то их можно выразить следующим образом: разделение властей, политический и идеологический плюрализм, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу, независимость суда, решение вопросов большинством голосов и т.д.[5,208]

В СССР длительное время  господствовали тоталитарный и авторитарный политический режимы.

Следует подчеркнуть, что  характер действующего политического  режима в России определяется учеными  по-разному. Так, С.А. Киреева определяет его как переходный (правда, непонятно  от чего к чему), В.С. Нерсесянц - как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом, М.В. Баглай - как политический центризм, хотя понятие центризма насколько стало распространенным, настолько и непонятным, поскольку соединить элементы демократического и тоталитарного политических режимов невозможно. В.Е. Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный однако авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям.

Не случайно отдельные  авторы подчеркивают, что для российской политической действительности сегодня  характерно глубинное неприятие  властью демократических институтов наряду с демагогией и лозунгами  о демократии (примеры тому - сужение  права на референдум, парламент превратился  в дорогостоящий законоутверждающий орган при Президенте РФ).

В науке государственный  режим определяется как совокупность способов и методов функционирования органов государственной власти. И именно от того, что собой представляет данная стратегия управления страной, зависит вид политического режима. Поэтому следует выделить основные критерии, по которым осуществляется классификация. Первый признак –  это метод управления. Политические режимы опираются на три основных способа применения власти, к коим относят: метод правового принуждения, метод насилия и сочетание  двух первых методов. Вторым признаком  выступает степень участия населения  в управлении государством. Большинство  стран позиционируются как республики, т.е. власть de jure принадлежит народу. Но политические режимы отражают реальное положение в данной области, а именно: кто de facto управляет государством. Третьим признаком является соблюдение общепризнанных прав человека и гражданина. Сюда может быть включено легальное и фактическое соблюдение естественных и других прав. Четвертым признаком становится наличие политического плюрализма, как регламентированного основным законом, так и его фактическое существование.

В зависимости от данных параметров политические режимы делятся  на демократические и антидемократические. На сегодняшний день демократия стала единственно приемлемым методом осуществления государственной власти. Такое утверждение строится на том, что управление делами государства базируется на основе метода правового принуждения, зафиксированные права человека и гражданина реализуются в полной мере и обладают всей полнотой легитимной защиты. Кроме того, народ непосредственно участвует в управлении государством даже в том случае, когда формой правления считается монархия. Именно в последнем случае существование политического плюрализма наиболее полно отражается. Антидемократические (в некоторых случаях их называют террористическими) режимы представляют собой полную или частичную противоположность первому виду. Управление делами государства осуществляется на основании метода насилия или частичного совмещения легитимного принуждения и насилия, причем перевес осуществляется в пользу последнего. Народ предстает в данном случае лишь как инструмент прихода определенной политической силы к власти, а права отдельно взятой личности стоят ниже интересов государства и его основной силы. Соответственно и политический плюрализм предстает как явление скорее декоративное, нежели реальное. Такие режимы делятся на две основные категории – тоталитарный и авторитарный. Первый отличается от второго лишь степенью видимости соблюдения общечеловеческих прав и свобод. При этом в авторитарном режиме ведущую роль играет т.н. «культ личности».

Основные современные  политические режимы классифицируют на основании таких критериев, как  мера осуществления власти, способы  рекрутирования власти, характер взаимодействий власти и общества, свойства запретов, которые существуют в обществе, роль идеологии, тип политического лидерства, роль партий, место органов подавления в системе власти и иные. В соответствии с этими критериями, наиболее часто принято делить политические режимы на демократические, тоталитарные и авторитарные. Следует иметь в виду, что нет практически ни одной политической системы, которая бы существовала в «чистом виде», то есть обладала характеристиками какого-то одного типа режима. Как правило, все существующие в политической реальности режимы имеют интегративный характер и сочетают в себе признаки разных типов [1,159].

Говоря о современной  России в целом, необходимо отметить, что на её территории действует демократический  режим. Однако в политологии принято  различать такое понятие, как  региональные политические режимы России. Здесь речь идет о видах демократического государственного режима и так называемом «переходном режиме». В зависимости  от развития того или иного региона, а также от сложившихся социо-культурных традиций формируется определенный политический режим. Но стоит помнить о том, что вне зависимости от их видов, регионы обязаны соблюдать положения закрепленной Конституцией демократии.

Политическая система  современной России очень специфична. Ее суть определяется термином довольно размытым – «суверенная демократия».

Можно выделить основные ее признаки:

1)высокий уровень социальной, экономической и политико-культурной гетерогенности действующих лиц;

2)многонациональность политического  пространства;

3)структура власти - моноцентрическая;

4)авторитарный характер  политического стиля; 

5)институциональная структура  очень жесткая; 

6)процедурный консенсус  и т. д.

Политическая система  России опирается на постулаты, введенные  В. Путиным. Он не раз повторял, что  Россия, как ведущая страна мира, должна отстаивать свои интересы уверенно (и может это делать). При этом российское государство не должно обращать внимание на чье-то одобрение или  неодобрение, слушать советчиков.

На современном этапе  политическая система определяет цели развития социума, значимые для всех, и пути нахождения ресурсов, необходимых  для достижения поставленных задач. Все это было обозначено в так  называемом «плане В. Путина». Приоритетными  являются вопросы внешней, социальной и экономической политики. Национальные проекты по медицине, образованию, инновациям, демографии, жилью, экологии были трансформированы в программы государства и  служат для достижения поставленных целей. Также полностью сформирована многопартийная политическая система, состоящая из четырех основных элементов. Ее существенным недостатком стал уход объединений правого толка, то есть либеральных.

Однако стоит признать, что теперешний политический режим  полностью соответствует требованиям  времени. Государство укрепило свои возможности и позиции и тем самым смогло удовлетворить основные запросы граждан. Например, ощутимы его действия в сфере образования, в обустройстве дорог, в выплате задолженности пенсионерам и бюджетникам. Естественно, что оно не должно останавливаться, и продолжать успешно действовать в сфере здравоохранения, общественной безопасности, бороться с коррупцией, гарантировать потребителям защиту прав. Если сравнивать со спадом в 90-х годах, то рост экономики во время пребывания В. В. Путина у власти повысился почти на 7%. Также наблюдается тенденция превышения доходов в бюджет над расходами.

 

 

  1. Перечислите функции политических лидеров. Какие из них наиболее ярко выражены у российского президента?

Лидерство — универсальный  по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде —  в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в  компаниях и университетах, в  неформальных организациях, в уличных  шайках и массовых демонстрациях.

Информация о работе Тенденции развития государственности в России