Тему № 5 вариант № 16

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

Содержание

Введение………………………………………..…………………………….…3
Понятие «политическая система общества», ее структура и функции ………………………………………………………………………….4
Типология политических систем……………………………….…..10
Параметры различия современной политической системы России и бывшей советской (образца 60-80г. ХХ века)……………………14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Политологии.docx

— 46.15 Кб (Скачать документ)

     Наконец, для того чтобы успешно выполнять  свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием  политической элиты т. е. подбором и  подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации – т. е. стремиться к  тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные  для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.

     Подробным анализом функций политической системы  занимались представители структурно-функционального  подхода. В частности, Габриэль Алмонд и Джон Пауэлл анализировали ее с точек зрения взаимосвязи со средой, внутреннего функционирования, сохранения и адаптации.

     Во  взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные  способности:

     а) регулирующую (управление поведением индивидов и групп путем введения норм, действий администрации и т. д.);

     б) экстракционную (способность системы  черпать из внешней или внутренней среды экономические и финансовые ресурсы, например налоги, политическую поддержку и т. п.);

       в) дистрибутивную (распределение  благ, услуг, привилегий группам  или отдельным лицам, распределение  дотаций, финансирование служб  и т.д., причем это распределение  является по существу перераспределением  того, что получено из внешней  среды);

       г) реагирующую (способность отвечать  на импульсы, идущие от среды,  прежде всего на требования  групп или отдельных лиц). 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Типология политических систем 

     В современном мире существуют многообразные  политические системы. В зависимости  от различных критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.

     Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил  англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.1

     Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы  управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:

    - либеральные демократии,

    - коммунистические (авторитарно-радикальные),

    - традиционные,

    - популистские,

    - авторитарно-консервативные.

      С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:

    - примитивные системы,

    - патримониальные империи,

    - кочевые или завоевательные империи,

    - феодальные системы,

    - централизованные бюрократические империи,

    - современные системы.

     Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

    - тоталитарную,

    - авторитарную,

    - демократическую.

     Вопрос  типологии политических систем изучается  разными исследователями и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным, резюмировать известные нам классификацию политических систем.

     1. Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

     Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

     Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

     2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

     Черты тоталитарной политической системы:

     − отрицание или значительное ограничение  прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над  всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

     − ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

     − радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость  от государственной машины в решении  практически всех политических проблем.

     Черты авторитарной политической системы:

     − использование сильных, жестких  средств решения социальных и  политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

     − ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

     − централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

     − сосредоточение функций управления обществом в одном лице или  узком социальном слое.

     Черты демократической  системы:

     − правление большинства;

     − свобода критики и оппозиции  правительству;

     − защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;

     − право народа на участие в решении  государственных дел, уважение и  охрана прав человека.

     3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.

     По  господствующим способам управления и  разрешения политических противоречии системы подразделяют на:

     командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),

       соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и

       социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

     В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ  наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные  интересы. Все иные модели оказываются  неустойчивыми и разрушаются  противоречащей им исторической практикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Параметры различия современной политической системы России и бывшей советской (образца 60-80г. ХХ века) 

     Политическая  система современного российского  общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой  норм, идей и основанных на них государственных  органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих  в политической жизни страны. В практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» (образца 60х – 80х годов) периода.

     Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой России времен Советского Союза, можно выделить следующие ее особенности.

     Во-первых, переходный характер политической системы  и самого общества от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния  переходности от централизованного  управления государством и обществом  к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики  – к рыночной.

     Во-вторых, выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

     Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

     В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского  общества одной официальной, партийно-государственной  идеологии и установление принципа множества идеологий.

     В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную  экономическую систему, проявляющуюся  вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации  «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

     В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и  лояльными правящему слою или  классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции  закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных  актов, в которых бы в прямой форме  говорилось об оппозиции. Однако наличие  в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

     Наряду  с названными особенностями политической системы современного российского  общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят  в сущности политической системы, в  ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

     Относительно  сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в  кризисной ситуации.

Информация о работе Тему № 5 вариант № 16