Вариант 10

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:40, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты и методы регулирования внешнеторговой политики государств.

Содержание

1.Введение
2.Контрольный теоретический вопрос
3.Контрольные тестовые задания
4.Задача
5.Заключение
6.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

1.Введение

2.Контрольный теоретический вопрос

3.Контрольные тестовые задания

4.Задача

5.Заключение

6.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность. Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. В условиях развития международных экономических отно­шений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внеш­няя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая поли­тика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты и методы регулирования внешнеторговой политики государств.

Для достижения поставленной цели: необходимо решить следующие задачи

    Рассмотреть основные виды внешнеторговой политики

    Выделить методы регулирования внешней торговли

    Выявить какое значение имеют тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики

    Проверить уровень своих знаний при выполнении практического задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Контрольный теоретический вопрос

Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и

протекционизм

 

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке. В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировалось два основных направления в такой политике – фритредерство и протекционизм. Свободная торговля, или фритредерство (от англ. free trade  - свободная торговля) – политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль государства - основного регулятора - за рынком; при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров, а государство выступает своего рода наемным агентом товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает  больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, реализуемый путем переговоров и взаимных уступок. Либерализация посредством переговоров является наиболее плодотворной, нежели односторонняя либерализация. Ключевым моментом становится способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двухсторонних действий.

   Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Положительные воздей­ствия свободной торговли состоят в том, что она:

                              стимулирует процессы конкуренции, как среди отечествен­ных производителей, так и на мировом рынке в целом;

                              позволяет осуществлять международную торговлю в соот­ветствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

                              создает возможность для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей;

                              содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

  В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, «наводнение» отечественного рынка иностранными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт некачественной или устаревшей продукции и т.д.).

Традиционный протекционизм (protection – защита) – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высоко-конкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства в другие страны. Другими словами, протекционизм – политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободной торговли заинтересованы, прежде всего, развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирую­щихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирую­щих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий».

Политика протекционизма, так же, как и политика фритредерства, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора.

    2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.

    3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров и услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.

    4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

    Кроме того, протекционизм может быть односторонним – направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

    Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям:

1.      По объекту обложения:

-         Импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Применяются для защиты национальных производителей.

-         Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;

-         Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые через территорию данной страны транзитом. Используются крайне редко преимущественно как средство торговой войны;

2.      По характеру:

-         Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера (сельское хозяйство). Срок действия не превышает несколько месяцев;

-         Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

-         Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

3.      По происхождению:  

-         Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

-         Конвенционные (договорные)  - пошлины, устанавливаемые на базе двух- или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ или соглашения о таможенном союзе;

-         Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель их - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

 

Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы:

1. Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

а) лицензирование - когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ - лицензии;

б) квотирование — это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.

в) антидемпинговые пошлины — направлены против занижения цены экспортного товара;

г)  компенсационные пошлины – направлены против экспортных субсидий;

д)«добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) — это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.

2.    Административные формальности:

а)   паратарифные меры - платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы;

б)   технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества;

в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами.

3. Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:

а) государственное субсидирование

Информация о работе Вариант 10