Сущность, природа и специфика политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание

Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.
В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);

Содержание

I. Сущность, природа и специфика политической власти…………………………..3
II. Легитимность власти. Типы легитимности………………………………………..9
III. Источники и ресурсы власти……………………………………………………..12
IV. Современные концепции власти …………………………………………...……13
Список использованной литературы………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

I. Сущность, природа  и специфика политической власти…………………………..3

II. Легитимность  власти. Типы легитимности………………………………………..9

III. Источники  и ресурсы власти……………………………………………………..12

IV. Современные  концепции власти …………………………………………...……13

Список использованной литературы………………………………………………...14  
I. Сущность, природа и специфика политической власти

       Осью, вокруг которой вращается вся  политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает  все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.

       В политологической теории не сложилось  единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

  • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
  • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
  • власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
  • телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
  • инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
  • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
  • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

       Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.

       Разнообразие  научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных  выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.

       Психологические трактовки выводят власть из психологии человека, из воли к власти. Большой популярностью в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая выводит стремление к власти из подсознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей З. Фрейда таковыми являются стремление осуществить либидо либо агрессивное влечение. Подчинение других индивидов определяется желанием последних быть в услужении, потребностью присоединения к более сильной воле. Согласно подходу А. Адлера, власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности, например физической, сексуальной, интеллектуальной.

       Антропологический подход исходит из природы человека. Одна из оригинальных теорий была создана  Э. Канетти. Источник власти - страх  каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственного лишения жизни. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть воздействует на индивида и массу приказом и угрозой смерти. Чем сильнее от власти исходит угроза смерти, тем эта власть более абсолютна. Диктаторская власть опирается на возрастание массы мертвых и представляет собой триумф выжившего. Самый патологический случай, по мысли Канетти, - Гитлер, в основе власти и побед которого лежала огромная масса мертвых врагов и соотечественников.

       Структурно-организационный  и системный подходы выводят  власть за рамки психологии и связывают  ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусом индивида в организации, дающим ему  возможность ставить условия  другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.

       Социологический подход выводит природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм акцентирует  внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических отношений, экономическим неравенством.

       Категория "власть" имеет ряд родственных  понятий - господство, влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто  встречаются в определениях власти.

       Власть  связывают с господством, под  которым понимают принуждающее насилие, приказание. Хотя власть не может быть сведена к принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. Кроме господства, власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

       Власть  может осуществляться в форме  влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие на подсознание), что предполагает использование особых приемов манипулирования. Существуют различные технологии влияния и убеждения, апробированные властью на протяжении многих веков: особые приемы ораторского искусства, различного рода лозунги, символика, монументальные сооружения. Великолепие дворцов, царского трона, ассоциирующихся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величественность. К важнейшим средствам осуществления политического влияния относится пропаганда.

       Важнейшая функция пропаганды: закрепление  определенной системы представлений  и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Мощь этого  воздействия впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббельсовская пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, распространяющей и закрепляющей в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс в поддержку власти.

       Авторитет рассматривается как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти право на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.

       Многозначность  власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляется в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие виды социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.

       Экономическая власть означает контроль над имеющими стоимостное выражение ресурсами, собственностью, над материальными ценностями.

       Административно-принудительная власть (политическая власть в узком  значении) предполагает опору на силовые  ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

       Духовно-информационная власть - культурная, религиозная, СМИ. Особое значение в современном обществе приобрели СМИ, поскольку выступают  основным каналом влияния на массовую аудиторию.

       Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ.

       К другим проявлениям специфики политической власти отнесем следующие:

  • в отличие от межличностной политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;
  • политическая власть предполагает необходимость организационных процедур для представления интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);
  • возможность использования самых разнообразных ресурсов (экономических, принудительных, информационных и др.);
  • сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрытно, вне сферы общественного контроля;
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);
  • иерархичность отношений власти;
  • делегирование (передача) части властных полномочий от одного субъекта другому, который берет на себя ответственность за их выполнение (модель: центральная власть > местная власть);
  • идеологичность.

       Социальное  назначение политической власти неоднозначно, что проявляется в ее способности  выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества. В первом случае с помощью власти поддерживается общественный порядок, разрешаются конфликты, во втором - обеспечивается господство одних социальных групп над другими.

II. Легитимность власти. Типы легитимности

       Легитимность - это один из показателей эффективности  политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к  власти. Ее можно определить как  состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам.

       Между легитимностью и легальностью может  быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом. История знает множество подобных примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Нарушив предшествующий правопорядок, новая власть в конечном счете обеспечила себе легитимацию.

       Легитимация - это способ или процесс, посредством  которого власть получает оправдание. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

       Легитимность  имеет отношение как к политическому  режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.

       Каким образом власть приобретает легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три  возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников:

       Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

  • геронтократия - власть старейшин;
  • патриархальная - власть племенных вождей;
  • патримониальная - власть монарха;
  • султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом;
  • феодалы-вассалы, доминировала в средневековую эпоху.

Информация о работе Сущность, природа и специфика политической власти