Сущность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:04, реферат

Описание

1.Социальный смысл власти.
По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ Контр. раб..docx

— 28.40 Кб (Скачать документ)

     Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

     Легитимность – это своеобразный  символ веры, представление, которое  присутствует в сознании граждан.  Оно означает убежденность людей  в том, что власть имеет право  принимать решения, обязательные  для выполнения.

     Легитимность является важнейшим  признаком демократической власти, признания ее не только гражданами, но и мировым сообществом. В  свою очередь, это оказывается  возможным в том случае, если власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Поэтому даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитимности (выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долгое время опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

     Введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, то есть насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности заключается в признании международным сообществом неправомерности насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и нарушения режимом конкретной страны норм международного права.

     Убежденность населения в правомерности  и справедливости существующих  институтов власти, согласие подчиняться  их решениям может достигаться  различными способами.

     Исходя из того, что различные  типы властвования добиваются  авторитета с помощью разных  ресурсов, М. Вебер предложил выделять  три идеальных типа легитимности  власти: традиционный, харизматический  и рационально-легальный. В основу  такой классификации он положил  мотив подчинения.

     Исторически первым типом легитимности  власти был традиционный. В его основе лежит авторитет «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

     По мере того как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, то есть своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

     Рационально-легальная  легитимность основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера.

     Следует заметить, что на практике  в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

     Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

     Государство как носитель и  субъект власти, обладая специальным  профессиональным аппаратом, выполняет  основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил поведения в обществе и государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

     1. Гаджиев К. С. 

Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007.

     2. Мухаев, Рашид Тазитдинович.

Политология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

     3. Василик М. А., Вершинин М. С. Политология. Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

Информация о работе Сущность политической власти