Сущность и структура политического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:30, лекция

Описание

Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.58 Кб (Скачать документ)

Политическое  сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом  политического процесса. Следует  отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками  и т.п., включает в себя психологический  механизм их выработки, поиска собственной  позиции. 

Политическое  сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение  смыслом, а также делает возможным  политическое взаимодействие между  субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение  человека, то есть на его активность и деятельность. 

Что же включает в себя политическое сознание? Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных  частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. 

1.2. Подходы  к рассмотрению политического  сознания 

В науке  в настоящее время сложились  две точки зрения на сущность политического  сознания. Так, сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания. 

Второй, аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти. 

В рамках такого подхода появляется возможность  выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере  власти, две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки про­гнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений. 

В противоположность  этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционалыю-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство. 

1.3. Функции  и пути формирования 

Политическое  сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: 

когнитивную (т.е. функцию отражения потребности  общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации  функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного  взаимодействия субъектов между  собой и с институтами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира). 

Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно  включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ослабевает коммуникативная  функция политического сознания, но одновременно активизируется его  идейная функция. 

Политическое  сознание, будучи вплетено в различные  виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и  образования. В настоящее время  вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур: 

гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического  сознания с точки зрения достоверности  отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура  сознания предполагает, что все воззрения  субъектов рассматриваются как  знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны  мира политики. В данном аспекте  рассматриваются: вопросы соотношения  политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира, соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.; 

аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания; 

социологической (функциональной), характеризующей  все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими  места, а также роли, которую они  играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются  разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с  другой — компоненты процесса перемещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль. 

Пути  формирования политического сознания сложны и противоречивы. Было бы большим  упрощением считать, как полагали марксисты, что оно привносится в массы  идеологическими представителями  партии и класса. В действительности формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной  рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или  другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического  процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или  иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных путей не гарантирует  формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления  способности осуществлять властно-групповую  идентификацию. Только практика может  дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического  сознания. 

Политическое  сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного  уточнения оценок минувшего и  настоящего, переинтерпретации разнообразных политических явлений. Однако политическое сознание не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышление — не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти. 

2. Структура  политического сознания 

2.1. Характеристика  массового, группового и индивидуального  политического сознания 

С точки  зрения субъекта в мировой политологии  выделяются массовое, групповое и  индивидуальное политическое сознание.  

В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными  политическими последствиями. В  этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового  сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей  и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам. 

Во втором измерении политическое сознание рассматривается  как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные  лоббистские образования типа групп  давления и т.п.) групп, связанных  с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении  особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического  сознания - анализ документов политического  характера, исходящих от интересующих групп. 

В третьем  измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наиболыпий интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характсристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и структура политического сознания