Структура политического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:52, контрольная работа

Описание

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 2
Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты………………...... 3
Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………………………………..
5
Смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ………………………………………………………………………….
12
Заключение………………………………………………………………………………. 14
Список литературы………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание.

Введение………………………………………………………………………………….. 2
Понятие «политическое сознание», его структурные  компоненты………………...... 3
Политическая  идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………………………………..  
5
Смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ………………………………………………………………………….  
12
Заключение………………………………………………………………………………. 14
Список  литературы……………………………………………………………………… 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология. 

    Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие «политическое сознание», его структурные  компоненты.

    Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил, которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

    Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс  и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.

    Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость  типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.

    Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.

    Эмпирический  уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств.

    Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.

    Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.

    Формирование  политического сознания вообще и  тем более его обыденного, массового  уровня - это не только самостоятельное  осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так  и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.

    Политический  миф, деформирующий сознание, парализует способность критического, аналитического подхода к оценке явлений, фактов, процессов. Мифичность сознания основывается на различных "верованиях" - в доброго и мудрого царя, авторитет вождей, указания и суждения которых - истина в последней инстанции. Каждый, кто смеет сомневаться, вносить в души "смуту"  и  "крамолу" - враг. "Если враг не сдается - его уничтожают" - эту формулу деформированное сознание воспринимало как норму.

    Демократические режимы, в которых утвердился политический плюрализм, политические партии, исповедующие несовпадающие ценности, сосуществуют и ведут постоянную борьбу между собой,  строят свою тактику с учетом не только классовых интересов и базовых целей, но и массового сознания. Для этого необходим соответствующий аппарат, инструментарий, который бы "замерял" и соответственно формировал общественное мнение, которое совокупностью совпадающих оценок, отражает отношение к фактам, процессам, политическим лидерам, политическим партиям, их декламируемым программным целям и средствам достижения, становится опосредствованным фактором управления. 
 
 
 
 

    Политическая идеология и психология.

Политическая  идеология

форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое  осмысление политического бытия  с точки зрения интересов, целей  и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

Функции политической идеологии:

  • Легитимация власти определенных политических сил  и режимов.
  • Мобилизующая и интеграционная.
  • Критическая.
  • Когнитивная.
  • Нормативная.
  • Компенсаторная.

    Идеологии современности.

ЛИБЕРАЛИЗМ

идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.

Ведущие идеологи классического либерализма:

  • Д.Локк (1632-1704 гг.);
  • А.Смитт (1723-1790 гг.);
  • Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.);
  • И.Кант (1724-1804 гг.);
  • А. де Токвиль (1805-1859 гг.);
  • Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).

Основные  компоненты либерализма

Абсолютная  ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).
Теория  и практика правового государства.  
Главные условия процветания государства:
  • государство частной собственности;
  • невмешательство государства в экономику;
  • простор для личной инициативы.
Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного на частной  собственности и рынке, и независимо от государства и политических институтов. Идея "естественного неравенства людей". Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.
Концепция социального прогресса

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу.
Расширение  деятельности государства в социальной сфере. Особое  внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном  устройстве - принципу разделения властей.
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.

КОНСЕРВАТИЗМ

политическая  идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Основоположники консерватизма:

  • Э. Берк (1729-1797 гг.);
  • Ж. де Местр (1754-1821 гг.);
  • Л. де Бональд (1754-1840 гг.).

Принципы  и установки консерватизма

Преклонение перед традициями и историческим прошлым. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать  мудрость нации. Оправдание  решительных мер в защиту консервативных ценностей.
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно. Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

политическое  течение, в основе которого лежат  идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.

Видные идеологи неоконсерватизма:

  • Дж. Белл (США);
  • Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);
  • Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировом плане:   В политической сфере:
  • приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
  • защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
 
  • функционирование  политических институтов представительной демократии;
  • демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  • политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.

Информация о работе Структура политического сознания