Судебная власть и судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является важным признаком демократического государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации………………6

1.1 Судебная власть и судебная система………………………………………...6

1.2 Судебная система……………………………………………………………..7

1.3 Система судов Российской Федерации……………………………………...8

1.4 Звенья судебной системы…………………………………………………...12

1.5 Судебные инстанции………………………………………………………...13

2. Основные направления судебной реформы( этапы 1993г и этапы 2000х годов)……………………………………………………………………………..18

2.1 Основные направления……………………………………………………...18

2.2 Этапы судебной реформы…………………………………………………...20

3. Современный этап судебной реформы 2011………………………………...24

3.1 Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы…………………………………………………………………..24

3.2 Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели………….28

3.3 Оценка социально-экономической эффективности реализации программы………………………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

судеб сист.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

4) создание федеральной  судебной системы;

5) признание права  каждого лица на разбирательство  его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

6) расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью  применения мер пресечения и  других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм  судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие  важнейшие направления:

- создание федеральной судебной системы;

- признание права каждого  лица на разбирательство его  дела судом присяжных в случаях,  установленных законом;

- расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

- организацию судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;

- дифференциацию форм  судопроизводства;

- совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Как отмечают эксперты, авторы Концепции  судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей  являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.

Затем 26 июня 1992 года был принят Закон "О статусе судей в Российской Федерации" - основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые был создан новый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Закон "О статусе судей в  Российской Федерации" гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".

Важным обстоятельством явилось  создание службы материального обеспечения  судов - Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Не расписывая подробно все вехи современной судебной реформы, выделим  основные ее этапы. При этом оговоримся, что более подробно содержание этапов (законодательные акты и события) будут нами рассмотрены по ходу исследования.

2.2 Этапы судебной реформы

 

Итак, наш взгляд можно выделить следующие этапы современной  судебной реформы:

Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.

Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: "Судебная власть".

На этом этапе принимается ряд  конституционных законов:

- Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

- Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об  арбитражных судах в Российской  Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)

Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК "О судебной системе Российской Федерации". Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский  съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов

Выступая на V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 г., Президент страны В. Путин отметил: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".

Судебная реформа продолжалась разрабатывались и принимались  новые законодательные акты.

Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).

В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский  съезд судей, результатом которого, в том числе, явилось Постановление "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его  совершенствования". VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще рано.

В ходе реализации были сделаны серьезные шаги, которым будут посвящена отдельная глава нашего исследования.

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы "Развитие судебной системы России", которая принята 4 августа 2006г.

Новая программа закрепляет следующие цели и задачи. Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование  судебной защиты прав и законных интересов  граждан и организаций.

Основными задачами Программы  являются:

- обеспечение открытости  и прозрачности правосудия;

- повышение доверия  к правосудию, в том числе за  счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;

- создание необходимых  условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

- обеспечение независимости  судей;

- повышение уровня  исполнения судебных актов.

 

3. Современный этап судебной  реформы 2011

3.1 Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы

 

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное  разрешение судами споров является одним  из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной  и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Реализация федеральной  целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные  правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения  доступности правосудия существенно  увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Современный этап социально-экономических  преобразований диктует необходимость  перехода судов на качественно новый  уровень деятельности, ставит новые  задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая  программа "Развитие судебной системы  России" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем  обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения  доверия общества к правосудию и  эффективности рассмотрения дел, обеспечения  независимости судей и повышения  уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Граждане и хозяйствующие  субъекты испытывают затруднения при  получении информации в сфере  правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными  для общества. Проблема состоит в  том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Имеются недостатки в  организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую  для внедрения информационных технологий инфраструктуру.

Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что  не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению  правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе  предоставление ему достойного жилья  за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости  судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного  исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система  исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с  реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации