Специфика политического лидерства, его типы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание

Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;
3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства
В России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. В этом и есть актуальность темы, чтобы найти того человека, кто бы смог улучшить жизнь людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………….4
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства…………………………………..13
3. Практическая часть……………………………………………………………...16
Словарь терминов…………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

Уточнением, развитием и качественным обогащением  ситуационной теории, явилась теория, объясняющая феномен лидера через  его последователей и избирателей. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство.

Достоинством  такого подхода к лидерству является рассмотрение его как особого  рода отношений между руководителем  и его конституентами, выступающих  в виде цепочки взаимосвязанных  звеньев

В формировании и функционировании отношений “лидер - конституенты”, особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают “приводным ремнем”, связывающим его с массами, т.е. “делают” лидера. Именно через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры.

В демократическом  государстве претенденты на лидирующие должности могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного, справедливого и решительного человека, что в конечном счете и предопределило его победу на выборах.

Имея  немалые достоинства, трактовка  лидера как выразителя интересов  конституентов (последователей), как  и его ситуационная интерпретация, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.

Своего  рода универсальной теорией является синтетическая теория личности. Эта теория – попытка объединить вышеназванные теории, преодолеть их ограниченность через универсализацию не отдельных компонентов, а их связи.

Согласно  синтетической теории, при исследовании лидерства необходимо учитывать  комплекс вопросов, а именно:

- черты субъекта;

- характер и особенности объекта;

- специфические условия в которых они действуют.[6,с.34].

Однако, в силу сохранения качественной разносторонности компоненты лидерства в действительности не соединяются в системное целое. Ситуационная теория во многом оставляет в тени внутренний механизм увязывания лидеров и последователей.

Существует  также другая теория лидерства –  мотивационная. Согласно этой теории эффективность лидерских действий зависит от воздействия его на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности

Богатство понятия лидерства отражается в  его типологии. Существуют разнообразные  классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится  на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Проявление  лидерства разнообразны. Попытки  их типологизации на основе различных  признаков вызваны желанием спрогнозировать  вероятное поведение лидеров. Одна из первых типологий (популярная по сей  день) была предложена М.Вебером. Классификационным  признаком в ней выступают  основания легитимности власти тех  или иных лиц. В соответствии с  данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое. [9, с. 259].

- традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции, силу привычки;

- рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем (Г. Шрёдер, Б.Клинтон, Ж. Ширак);

- харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

В современной  политологии нередко используются четыре собирательных образа лидера:

-знаменосца, или великого человека;           - торговца; 

-служителя;                                                     -пожарного.

Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, “мечта”, способная  увлечь массы. Яркими представителями  были - Ленин, Мартин Лютер и др. Лидер-служитель  всегда стремится выступать в  роли выразителя интересов своих  приверженцев и избирателей в  целом, ориентируется на их мнение и  действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

 

2. Политическое лидерство и политический  маркетинг. Современные тенденции  развития политического лидерства

 

Маркетинг Политический - (англ.marketing- рынок, сбыт) - система целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребности, которые выгодны действующему субъекту политических отношений.

 Эта  система включает в себя политические  теории, методы, приемы и способы  изучения политической среды,  а также пути формирования  политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано  влиять на поведение граждан. 

Политический  маркетинг исходит из того, что  политические вкусы, пристрастия, убеждения  у людей разные и нужно учитывать  это своеобразие, а не бороться с  ним путем политического принуждения  и насилия. В том обществе, где  политика делается на самом верху  общественной пирамиды, а затем политические идеи и установки предлагаются гражданам, которые вынуждены потреблять не то, что нравится, а то, что им предлагает действующий режим, политический маркетинг  невозможен. А там, где политика формируется  с учетом политических устремлений  рядовых граждан, потребность в  политическом маркетинге появляется неизбежно. Неслучайно в странах с развитыми  демократическими традициями партии тратят на маркетинговые исследования для  своих лидеров ежегодно значительные средства. Сама политическая практика подсказывает, что в современных  условиях без маркетингового обеспечения  любой претендент на лидерство оказывается обреченным на провал. [2, с.33].

Разновидностью  политического маркетинга является выборная инженерия или избирательная  технология. Этим термином обозначается направление научных исследований, в рамках которого исследуется совокупность проблем организации и проведения избирательных кампаний, в частности, сравнительный анализ различных  избирательных округов и учет особенностей поведения в них претендента, с целью повышения его шансов на избрание.

В современных  условиях политика прочно обосновывается на товарном рынке. Становится очевидным, что она такой же товар, как и все остальное. Однако политический маркетинг занимается не нравственным осуждением политической продажности, а эффективностью рыночного продвижения политического товара. В качестве последнего могут выступать политическая власть, политические идеи, организации, лозунги, убеждения, сами политики, т. е. все, что может быть предметом политического обмена между людьми не только на индивидуальном, но и на массовом уровне.

Среди особенностей осуществления политического лидерства  в современной России следует  выделить:

1) Отсутствие в России до последнего времени действительно общенационального лидера, имеющего широкое признание и способного выдвинуть программу, выражающую интересы большинства общества – это связано прежде всего с отсутствием в самом обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции, клики или «группы поддержки»;

2) Очевидное  преобладание в российской политике  лидеров харизматического либо  смешанного традиционно – харизматического  типа (Б. Ельцин, В. Жириновский,  А. Лебедь, А. Тулеев и др.) над  лидерами легально – бюрократического  типа (исключениями с определенными  оговорками могут считаться Е.  Примаков и отчасти Г. Явлинский).

Причина этого  явления – веками формировавшиеся  в России авторитарно – монархические традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян «голосовать сердцем»);

3) Как следствие  – ведущая роль в политике  авторитарных, склонных к авантюризму  деятелей популистского толка  (Б. Ельцин, те же В. Жириновский  и А. Лебедь, с определенными оговорками – Ю. Лужков). Для такого лидера характерны стремление продемонстрировать обществу свою силу («я – царь», «я – хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям (можно вспомнить решение Б. Ельцина о роспуске парламента в октябре 1993 г., попытки А. Лебедя «взять на таран» Кремль и прорваться к власти осенью 1996 г.), раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить (программа Б. Ельцина в период президентских выборов 1991 и 1996 гг., обещание провести либерализацию цен без снижения уровня жизни населения и т.п.);

4) Более чем  существенный разрыв между образами  политиков, формируемыми СМИ,  и реальным характером и результатами  их деятельности (так, например, президент  Б. Ельцин, стремившийся на деле  к укреплению режима личной  власти,  до сих пор воспринимается  многими россиянами как «отец  русской демократии», а один  из «архитекторов» криминально  – олигархической экономики Е.  Гайдар – как борец за цивилизованную  рыночную систему);

5) Как следствие этого – наличие  в российской политике большого  числа т.н. «сказочных героев»,  т.е. деятелей, образ которых не  подкрепляется реальными поступками и делами (например, представление о Г. Явлинском как о высококвалифицированном экономисте – реформаторе или об А. Лебеде как о миротворце – его роль в приостановлении войны в Приднестровье в 1992 г. была в действительности не столь значительной);

6) Стремление многих российских  политических лидеров выступать  сразу в нескольких социальных  ролях – например, президент Б.  Ельцин в разное время успешно  играл роли «радикального демократа  и реформатора», «государственника  – патриота» и «умеренного  взвешенного политика – президента  всех россиян»; лидер «Яблока»  Г. Явлинский – одновременно  в роли приверженца «правильных» либеральных реформ и социал-демократа; глава КПРФ Г. Зюганов – коммуниста, верного идеям Октября и принципам интернационализма, и одновременно – русского патриота – державника. Причиной этого «совмещения» ролей  является желание ведущих политиков привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей, и одновременно учет ими того обстоятельства, что в сознании многих россиян имеет место смешение элементов («компот») самых разных идеологий – социализма, великодержавного патриотизма, демократии, и т.п. [7, с.23].

 

3. Покажите, на чем основано изложенное  во многих источниках суждение  о том, что время великих  политических лидеров безвозвратно  ушло и что в современных  условиях появление таких фигур  практически невозможно. Изложите  свое мнение, насколько такая позиция верна

 

Когда к публичной славе тянет  личность,

То всей своей судьбой по совокупности

Персона эта платит за публичность

Публичной репутацией доступности.1

 

Многие  современные критики считают, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно.

Хочу  привести в пример суждение одного критика по этому поводу: «Последнее поколение ярких национальных лидеров ушло в шестидесятые годы. Де Голль и Черчилль, Мао Цзедун и Сталин,и даже злополучные Муссолини и Гитлер всегда, даже в годы войны, находили время для чтения литературных новинок. Сегодня же что левые, что правые лидеры — явные невежды, после букваря ничего не читавшие. К примеру, развитие президента Путина закончилось на американских боевиках и примитивной поп-музыке. Что толкового можно ждать от таких политиков?».

Что такое  политический лидер? Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, считают критики, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону.

Информация о работе Специфика политического лидерства, его типы и функции