Современные представления о демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение темы современные представления о демократии.

Содержание

Введение……… ..3
1 Исторические корни и современная база демократического направления политической мысли 4
2 Современные представления о принципах демократии 11
3 Трудности их реализации и основные условия эффективности 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по политологии - копия.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

В системе  современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией  называют политическую или социальную  системы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая демократия;

3) форма  правления, при которой граждане  осуществляют свое право не  лично, а через своих представителей, т. е. представительная демократия;

4) форма  правления, где власть большинства  реализуется в рамках конституционных  ограничений, которая гарантирует  меньшинству условия для осуществления прав, таких как— свобода слова, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная демократия.

Существует  несколько теорий демократии. Наиболее распространенной из них считается плюралистическая. Демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. Поэтому важно выявить источники и субъекты конфликтов. В плюралистической модели политическая система — слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения. [1, с.156]

Следует упомянуть  о разных подходах в анализе демократии. Это — нормативный и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснования ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала. Этот подход исходит из должного и стремится строить в соответствии с ними реальную политическую жизнь.

Второй, описательно-эмпирический подход абстрагируется от идеалов, анализирует  демократию в том виде, в каком  она существует в действительности.

В плюралистической концепции эти два подхода тесно переплетаются. В концентрированном виде сущность плюралистической концепции выражается в следующем: ни народ, ни личность не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Такой силой является социальная группа. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Представители этой теории: Бентли, Уоллес, Мэдисон и др.

Общие черты плюралистической демократии:

1) признание заинтересованной группы  центральным элементом демократической политической системы, гарантирующим реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;

2) рассмотрение соперничества и  баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

3) значительное расширение сферы  деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;

4) забота о формировании демократической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения функциональных конфликтов;

5) поддержка государством социально  ущемленных групп и индивидов  с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. [1, с.157]

Плюралистическая модель демократии не единственная в политологии. Учеными  выделена сонсоциативная или согласительная модель демократии, в наиболее законченной  форме реализованная в Швейцарии. Она предусматривает систему правления, основанную на принципе участия большинства, на принципе пропорционального участия в осуществлении власти политических, религиозных и этнических групп. Как отмечал И. Шумпетер, демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием множества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

1) признание народа источником  власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

2) равноправие граждан. Демократия  предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству  при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Любые демократические государства  строятся на базе этих фундаментальных  позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами  государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д. [4, с.133]

Рассмотрим более подробно некоторые  из них.

Одним из основополагающих принципов  демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства — суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств — этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.

Принцип большинства осуществляется посредством двух форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непосредственной демократии можно отнести проведение выборов на основе всеобщего избирательного права. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. [4, с.134]

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Вторая форма — представительная демократия исходит из понимания  демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество. [4, с.135]

В современном демократическом  обществе формирование государственной  политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»).

Воля народа не отождествляется  здесь с его прямым участием. Она  выражается как непосредственно  на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.

Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность  в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Слабости представительной демократии:

1) фактическое отстранение народа  от власти в промежутке между  выборами и тем самым отход  от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная бюрократизация, вследствие  сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику  наиболее сильных групп интересов  и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных  тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

5) слабая легитимизация власти  вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6) широкие возможности политического  манипулирования, принятия неугодных  большинству решений с помощью  сложной, многоступенчатой системы  власти;

7) основные звенья механизма  представительной демократии: избиратель-парламент-правительство-премьер-министр или президент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан. [1, с.198]

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей.

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти. [1, с.199]

Главная идея конституции — это  разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция решает проблему: как  наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность правления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем, чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод.

Почти все существующие конституции  содержат декларацию об основных органах  и ветвях власти, о их взаимосвязи, о том, как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет своего основного закона (конституции), важнейшие институты правления устанавливаются историческими традициями.

Демократическая конституция выполняет  три функции: выражение согласие народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксация определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства. Ограничения составляют краеугольный камень конституционализма и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции. Конституции устанавливают пределы прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует. Управляемым предоставляются гарантии против произвола управляющих, люди должны подчиняться только законам.

Информация о работе Современные представления о демократии