Содружество непризнанных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:01, реферат

Описание

Содружество непризнанных государств (Союз непризнанных государств) (СНГ-2) — объединение непризнанных государств на постсоветской территории — Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии (Блок СНГ-2)[1]. В 20-х числах ноября 2000 года в Тирасполе родилось новое объединение непризнанных государств: был подписан договор о создании постоянно действующего координирующего органа — Совещания министров иностранных дел — и консультативного совета на уровне экспертов для подготовительной работы между встречами, которые предполагалось проводить не реже двух раз в год[2][3][4]. Некоторые более поздние источники считают, что о создании СНГ-2

Работа состоит из  1 файл

Содружество непризнанных государств.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Содружество непризнанных государств (Союз непризнанных государств) (СНГ-2) — объединение непризнанных государств на постсоветской территории — Республики АбхазияНагорно-Карабахской РеспубликиПриднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии (Блок СНГ-2)[1]. В 20-х числах ноября 2000 года в Тирасполе родилось новое объединение непризнанных государств: был подписан договор о создании постоянно действующего координирующего органа — Совещания министров иностранных дел — и консультативного совета на уровне экспертов для подготовительной работы между встречами, которые предполагалось проводить не реже двух раз в год[2][3][4]. Некоторые более поздние источники считают, что о создании СНГ-2 договорились 2001 году в Степанакерте[5][6][неавторитетный источник? 269 дней], где был принят регламент организации и итоговое коммюнике.

Общие характеристики

Объединяет участников этого содружества то, что все  они возникли во время распада СССР и сопровождавших его острых межэтнических конфликтов[9][10][11].

Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные конституцииправительствавооруженные силыорганы госбезопасноститаможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно.

Урегулирование проблемы непризнанных государств Кавказа осложняет  наличие сотен тысяч беженцев — армян, азербайджанцев, осетин, грузин, бывших вынужденными покинуть свои дома в результате вооружённых столкновений и этнических чисток.

[править]История создания

Союз непризнанных государств был учрежден в 1992 году. Изначально в него входили помимо Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха ещё самопровозглашенные Республика Сербска, образованная в Боснии-Герцеговине, и Сербска Краина, существовавшая на территории Хорватии. Впоследствии Республика Сербска добилась поставленной цели — в результате Дейтонских соглашений ноября 1995 года её признали в качестве законного государственного образования. Тогда же Республика Сербска автоматически прекратила свое членство в СНГ[12].

Союз вновь начал  действовать в 2000 году, но уже в  усеченном составе.

[править]2000-2005

Первый шаг на пути сотрудничества между Абхазией и Приднестровьем был сделан сразу же после окончания грузино-абхазской войны. Тогда между двумя внешнеполитическими ведомствами был подписан первый договор о сотрудничестве[13]. Затем в Тирасполе 20-22 ноября 2000 года Министры иностранных дел Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья решили учредить постоянно действующий координационный орган - Совещание министров иностранных дел[14]. Согласно другому источнику орган назывался Комитет министров иностранных дел непризнанных государств, договор о создании которого был подписан в ходе совещания[12]. Кроме того был создан консультативный совет на уровне экспертов для подготовительной работы между встречами, которые должны проводиться не реже двух раз в год[4].

К очередной встрече  министров иностранных дел Абхазии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики, которая состоялась в Степанакерте со 2 го по 3 июля 2001 года, консультативный совет разработал регламент организации[15]. Который и был принят на совещании.[16] В завершении работы было принято Совместное заявление и Итоговое коммюнике. Появление Совещания наблюдатели оценивали в основном скептически: «Союз маргиналов», «СНГ – 2 (Союз непризнанных государств – 2) и т.д.[17][18][19] Кстати, сами непризнанные не определились с названием своей организации, но "СНГ-2" им не нравилось: они не хотели, чтобы их путали с официальным Содружеством. На этой почве появилось даже предложение назвать "четверку" более скромно: НАТО-2 (Нагорно-Карабахская Республика, Абхазия, Транснистрия и Осетия) [20]. 22 августа 2001 года в Сухуме состоялось подписание Протокола о сотрудничестве и консультациях между министерствами иностранных дел Республики Абхазия и Приднестровской Молдавской Республики. Протокол — один из ряда документов, регламентирующих взаимоотношения между двумя республиками на дипломатическом уровне[17]. После Степанакерта название СНГ-2 (Содружество непризнанных государств)стало широко распространенным и этим названием затем стали пользоваться и сами учредители. Так, например, в 2005 год глава МИД Приднестровской Молдавской Республики противопоставлял СНГ-2 и ГУУАМ. Дословная цитата его из его заявления приведена ниже[21]. Впоследствии это дало повод писать в прессе,что идея создания СНГ-2 в свое время зародилась именно в Степанакерте[21]. В рамках СНГ-2 был осуществлён ряд встреч. Так, в марте 2002 года главы непризнанных государств провели в Тирасполе встречу с целью координации своих действий в рамках созданного ими блока СНГ-2[22]. В сентябре 2002 года глава внешнеполитического ведомства Южной Осетии сообщил о возможности создания в будущем непризнанными государствами, возникшими на территории бывшего СССР, военного блока[23].

В марте 2005 российская Госдума рассмотрела, но отказалась принять предложенный депутатами фракции «Родина» законопроект о поправках к принятому ранее конституционному закону «О порядке принятия в Россию и образования в ее составе нового субъекта РФ». Согласно законопроекту, бывшие советские автономии могли бы войти в состав России на основании волеизъявления народа, проживающего на данной территории, без заключения международного договора с постсоветским государством, в состав которого они входят. По мнению Дмитрия РогозинаАндрея Савельева и Наталии Нарочницкой, подготовивших законопроект, это могло бы решить проблемыПриднестровьяАбхазии и Южной Осетии. По словам Андрея Савельева, законопроект мог бы «исправить историческую несправедливость»: при распаде СССРреспубликанские власти («малые метрополии») не проводили в автономных образованиях (будущих непризнанных государствах) референдумы о выходе из СССР, нарушив таким образом действовавшую на тот момент союзную Конституцию, а референдумы о независимости «малых метрополий» в самих автономиях не состоялись. Законопроект, однако, получил отрицательные заключения комитетов Госдумы по международным делам и по делам Федерации и региональной политике. В ходе голосования инициативу «Родины» поддержала лишь КПРФЛДПР и «Единая Россия» отказались от участия в голосовании. В 2005 году после долгих препирательств Россия согласилась на грузинский план урегулирования грузино-осетинского конфликта и на «дорожную карту» Виктора Ющенко по разрешению приднестровского конфликта, что было названо поворотным пунктом в российской политике по отношению к СНГ-2[24]. На 22 апреля 2005 года в была запланирована встреча глав Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии. По словам главы МИД Приднестровья Валерия Лицкая, «встреча диктуется изменением политической ситуации, в частности планами расширения ГУУАМ». «Я думаю, что ГУУАМ получит адекватный ответ в лице СНГ-2» [21]. В последний момент саммит был перенесен на июль[25][26].

[править]2006

В знак отхода от ранее  провозглашавшегося Россией принципа безусловного признания территориальной целостности «малых метрополий», в начале 2006 года российский президент Владимир Путин публично поставил перед министром иностранных дел Сергеем Лавровым задачу добиться того, чтобы решение, которое международное сообщество в 2006 году планировало принять в отношении статуса края Косово, было признано «универсальным» — то есть, если Косово получила бы независимость, то на самостоятельность, по мысли российского президента, могли бы претендовать и непризнанные государственные образования на постсоветском пространстве. Западные государства, напротив, настаивали на «уникальности» косовской ситуации. В мае 2006 были проведены консультации российского МИДа с президентами Абхазии и Приднестровья.

В июне 2006 главы АбхазииПриднестровья и Южной Осетии на саммите в Сухуме дополнительно заключили «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» и подписали Декларацию о создании Сообщества За демократию и права народов, которая предполагала не только экономическое и политическое сотрудничество между республиками, но и создание коллективных миротворческих вооружённых сил, которые могли бы заменить российских миротворцев и совместно отражать возможные силовые акции «малых метрополий» и попытки разрешения ситуации военным путём. Была создана Межпарламентская Ассамблея Содружества.

Тогда же российский президент Владимир Путин объявил, что судьба непризнанных государств должна определяться волей их населения  на основе права на самоопределение.

Летом — осенью 2006 Грузия восстановила контроль над верхней частью Кодорского ущелья, населенной сванами27 сентября 2006, в День памяти и скорби, президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о переименовании Кодори в Верхнюю Абхазию. В своём выступлении Саакашвили заявил, что аналогии между Косово и Абхазией, которые проводит российское руководство, являются «искусственными и надуманными». По его словам, нынешняя Грузия сильно отличается от Грузии времён Эдуарда Шеварднадзе и готова ответить всем, кто покусится на её территориальную целостность: «Любая попытка оторвать от Грузии её территории получит достойный отпор… Сейчас не XIX век и не начало XX века, чтобы целые страны становились разменными монетами».

Тем временем 12 октября 2006 парламент Южной Осетии направил обращение руководству республик Северная Осетия-АланияКарачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария с призывом признать правовую и моральную ответственность Грузии за геноцид южных осетин в 1920 и в 1989—1992 годах.

Через неделю, 18 октября, Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики. В постановлении Народного собрания отмечалось, что «на сегодняшний день Абхазия обладает всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенного государства, признаваемыми мировым сообществом, организация и деятельность которого соответствует всем критериям демократического, правового и социального государства, основанного на представительной демократии и разделении властей». «Принимая во внимание желание абсолютного большинства населения Абхазии связать свою судьбу с Россией, подтверждением чему является принятие гражданства Российской Федерации более чем 90 % жителей Абхазии», Народное собрание Абхазии просит руководство России установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

19 октября президент Чеченской Республики Алу Алханов заявил на пресс-конференции в Москве, что чеченцы готовы вмешаться в ситуацию в Абхазии и Южной Осетии, если там снова начнется война: «Я бы не взял на себя смелость говорить, что добровольцы не пойдут помогать братским народам Абхазии и Южной Осетии». Ранее аналогичные заявления о готовности вмешаться в конфликт руководители Чечни делали в августе 2004 на фоне обострения ситуации вокруг Южной Осетии. Занимавший тогда пост вице-премьера Рамзан Кадыров в интервью грузинской телекомпании «Мзе» заявлял, что 5000 чеченцев готовы войти в Цхинвали «для сохранения мира в этом регионе».

23 октября 2006 в интервью российской газете «Коммерсант» помощник госсекретаря США Мэтт Брайза разъяснил позицию США по вопросу о ситуации в Абхазии и Южной Осетии:

…В принципе мы не можем говорить о незаконности стремления Абхазии или Южной Осетии к  самоопределению. Это желание соответствует  международным нормам, так же как и соблюдение территориальной целостности любого государства. Задача переговорщиков — найти выход из создавшейся ситуации. Готовой формулы в данном случае не существует. Теоретически есть разные варианты. Федерация, конфедерация, решение, принятое ООН или на основе проведённого референдума. 
 
— Насколько я понимаю, референдум в Абхазии состоялся и его результаты известны? 
 
— Проведённый там референдум не может стать основанием для независимости. Около 300 тыс. человек не принимали в нем участия, так как не могли вернуться в свои дома.

Информация о работе Содружество непризнанных государств